20. Нормативы ликвидности кредитной организации
Регулирование банковских рисков кредитных организаций осуществляется посредством установления специфических ограничений на их деятельность, выражающихся в требованиях поддержания определенных соотношений показателей деятельности, т. е. обязательных нормативов. К числу подобных ограничений относятся нормативы ликвидности кредитных организаций.
"Нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:
соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
соотношение ее ликвидных активов (наличные денежные средства, требования до востребования, краткосрочные ценные бумаги, другие легкореализуемые активы) и суммарных активов".
В соответствии с положениями указанного закона кредитные организации должны соблюдать данные нормативы на протяжении всего срока осуществления банковской деятельности. Нормативы ликвидности регулируют содержание установленного в момент создания кредитной организации норматива неденежной части уставного капитала кредитной организации, поскольку последний изначально формируется за счет денежных взносов учредителей (акционеров, участников) кредитной организации.
Ликвидность банка есть его способность своевременно и без потерь выполнять свои обязательства перед вкладчиками и кредиторами".
В Инструкции N 1 установлен порядок определения следующих нормативов ликвидности:
ћ норматив мгновенной ликвидности (Н2) определяется (п. 3.1 Инструкции N 1) как отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Норматив мгновенной ликвидности вычисляется как частное от деления специально рассчитываемых показателей ЛАм (высоколиквидные активы) и ОВм (обязательства до востребования), выраженное в процентах. Минимальное значение норматива мгновенной ликвидности составляет 20 %;
ћ норматив текущей ликвидности банка (НЗ) определяется (п. 3.2. Инструкции N 1) как отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Норматив текущей ликвидности вычисляется как частное от деления специально рассчитываемых показателей ЛАт (ликвидные активы) и ОВт (обязательства до востребования и на срок до 30 дней), выраженное в процентах. Минимальное значение норматива мгновенной ликвидности составляет 70 %;
ћ норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) определяется (п. 3.3 Инструкция N 1) как отношение всей задолженности банку свыше года к собственным средствам (капиталу) банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам сроком погашения свыше года. Норматив долгосрочной ликвидности вычисляется как частное от деления специально рассчитываемых показателей Крд (кредиты, выданные банком, размещенные депозиты, в том числе в драгоценных металлах, с оставшимся сроком до погашения свыше года) и суммы собственных средств (капитала) и ОД (обязательства банка по кредитам и депозитам, полученным банком, а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка сроком погашения свыше года), выраженное в процентах. Минимальное значение норматива мгновенной ликвидности составляет 120 %;
ћ норматив общей ликвидности (Н5) определен в п. 3.4 Инструкции N 1 как процентное соотношение ликвидных активов и суммарных активов банка. Норматив общей ликвидности вычисляется как частное от деления специально рассчитываемых показателей ЛАт (ликвидные активы) и разницы между специально рассчитываемыми показателями А (общая сумма всех активов по балансу банка за минусом остатков на определенных счетах или частей счетов) и Ро (обязательные резервы кредитной организации), выраженное в процентах. Минимальное значение норматива мгновенной ликвидности составляет 20 %.
Нормативы достаточности собственных средств (капитала) определяются как отношение размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы) и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска.
Нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц определяются как выраженное в процентах отношение сумм инвестируемых и собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).
Размер норматива использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц не может превышать 25 процентов размера собственных средств (капитала) кредитной организации (банковской группы).
21. Пруденциальный банковский надзор — правовая процедура, направленная на выявление возможных составов правонарушений в сфере государственного управления банковскими рисками, состоящая из информационной стадии и (при наличии у надзирающего органа достаточных данных о совершенном правонарушении) стадии рассмотрения и разрешения дела о правонарушении.
Осуществление процедуры пруденциального банковского надзора может быть обеспечено процессуальными мерами принуждения.
Пруденциальный банковский надзор со стороны Банка России за соблюдением кредитными организациями норм института пруденциального регулирования, являющегося специфической функцией управления кредитной организацией, направлен на выявление нарушений установленных законом ограничений на банковскую деятельность, права собственности, распоряжения и пользования своим имуществом.
Процедуры пруденциального банковского надзора в зависимости от оснований их осуществления можно классифицировать следующим образом: периодическая (обязательная) процедура пруденциального банковского надзора, осуществляемая на основе периодически представляемой органу надзора отчетности поднадзорным субъектом (кредитной организацией); плановая процедура пруденциального банковского надзора, осуществляемая по инициативе органа надзора как в отсутствие признаков правонарушения со стороны поднадзорного субъекта, так и при наличии признаков правонарушения.
Пруденциальный банковский надзор — это надзор за соблюдением кредитными организациями законодательства о государственном управлении банковских рисков. Отсюда следует, что финансовые органы имеют право проверять соответствие использования денежных средств государства (финансов) их целевому назначению распорядителями и получателями бюджетных средств, в силу того что государство является собственником денежных средств, а также осуществлять контроль (надзор) за соблюдением кредитными организациями законодательства о государственном управлении банковских рисков. Таким образом, пруденциальный банковский надзор частично совпадает с государственным финансовым контролем.
Меры принуждения, применяемые в ходе пруденциального банковского надзора, подразделяются на меры принуждения, обеспечивающие выполнение всех процедур пруденциального банковского надзора, и меры ответственности.
- 3. Экономические основы деятельности цб рф
- 4. Правовое регулирование организации и деятельности Банка России
- 12. Эмиссионная деятельность Банка России.
- 13. Порядок создания и изъятия денег Банком России
- 14. Организация безналичных расчетов
- 15. Принципы организации межбанковских расчетов.
- 18. Регистрация и лицензирование кредитных организаций
- 19. Регулирование деятельности кредитных организаций с использованием экономических нормативов.
- 20. Нормативы ликвидности кредитной организации
- 22. Инспектирование кредитных организаций
- 23. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций
- 24. Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации
- 28. Банкротство кредитных организаций.
- 30. Реструктуризация кредитной организации: присоединение
- 31. Необходимость и сущность рефинансирования кредитных организаций Центральным банком рф.
- 32. Характеристика ломбардных кредитов цб рф.
- 33. Операции центрального банка России на открытом рынке
- 34. Экспансионистская и рестрикционная политика цб рф.
- 35. Цели, задачи, объекты и методы валютного регулирования и контроля со стороны бр.
- 36. Золотовалютные резервы и управление ими.