logo search
kurs

2.3. Перспективы развития рынкаавтокредитования в России

Прогнозы экспертов относительно дальнейшего развития авторынка в РФ неоднозначны. В частности, аналитики сходятся во мнении о стагнации отечественного авторынка в среднесрочной перспективе, однако, по мнению ряда экономистов, стагнация выразится в снижении темпов роста, а именно: прогнозируемый в 2015 году рост продаж автомобилей составит 3–5 %. По мнению другой группы экспертов, стагнация выразится в сокращении объемов продаж автомобилей в 2015 году примерно на 5 % по сравнению с годом ранее. Банкиры же готовятся к худшим временам и говорят, что автокредитование будет сворачиваться. Повышение Центробанком ключевой ставки на 17 % повлекло за собой далеко идущие последствия. Начиная с 2014 года некоторые банки временно приостанавливают или вообще закрывают автокредитование. Так Райффайзенбанк, который входил в десятку крупнейших игроков рынка автокредитования прекратил выдавать автокредиты. Такое решение связано с негативными трендами на отечественном автомобильном рынке, свидетельствующими о крайне низком потенциале развития этого бизнеса в России в среднесрочной перспективе — указано в пресс-релизе «Райффайзена». В 2015 году ожидается снижение объемов продаж легковых автомобилей по базовому сценарию до 1,6 млн. шт, по оптимистичному сценарию до 1,8 млн. шт. При том что в 2014 году объем продаж составлял 2,3 млн. шт. После 2015 года объемы продаж по прогнозам будут расти, так в 2016 году ожидается (по базовому сценарию) — 1,6 млн. шт., то в 2020 году объем продаж легковых автомобилей достигнет уровня объема продаж 2011 года и составит 2,8 млн. шт. Оперируя, такими прогнозами Райффайзенбанк покинул рынок автокредитования, снизив, тем самым расходы, и сконцентрировавшись на других более перспективных банковских продуктах. Также «Кредит Европа Банк» взял-тайм аут до 2016 года, также в связи с неоптимистичными прогнозами на ближайшие годы авторынка. Агентство Moody’s (международное рейтинговое агентство) при текущей ставке, а также росте проблемных активов прогнозирует убыток российских банков по итогам года в районе 1 трлн. рублей. Если она не будет понижена хотя бы до 12 % в течение ближайших 4-х месяцев, то процентный доход снизится на 30 %. Полученной суммарно по итогу года прибыли будет недостаточно для покрытия расходов самих банков. Похожая статья: Проблемы и перспективы развития транспортно-транзитного комплекса России в условиях обострения внешних вызовов Однако, как стало известно из сообщений информационного центра, в ближайшее время ожидается корректировка показателей и нынешние ссудные выплаты в размере 15–16 % могут стать недосягаемыми В то же время согласно Стратегии развития автомобильной промышленности до 2020 года, утвержденной Минпромторгом, ежегодный объем продаж автомобилей вплоть до 2015 года составит 2,6–2,9 млн. шт. Согласно прогнозу АЕБ (Ассоциации европейского бизнеса), в 2015 году российский авторынок сократится еще на 600 тыс. машин, или 24 %, до 1,89 млн штук. По оценкам PwC (международная сеть компаний, предлагающих профессиональные услуги в области консалтинга и аудита) в 2015 году ожидается снижение продаж. Эксперты PwC отмечают, что рост цен на автомобили, зафиксированный в конце 2014 года, продолжится и в 2015 году, что будет негативно сказываться на динамике рынка. По отдельным производителям этот показатель уже составил десятки процентов . Немаловажную роль в развитии автомобильного рынка играет его структура. Наибольшую долю на российском авторынке занимают автомобили, произведенные на территории РФ. В свою очередь, отечественная автопродукция делится на две доли — это отечественные бренды и иномарки российского производства. Особенностью последнего десятилетия стало значительное снижение спроса на российские автомобили, и как следствие, сокращение его доли в общей структуре продаж новых автомобилей с 63 % в 2003 году до 18 % в 2014 году. Объем предложений банков по автокредитам снизился на 15,3 %. Можно предположить, что снижение реальных доходов населения и высокий уровень безработицы в стране приводит к снижению количества одобрений по автокредитам. Большинство банков в условиях ухудшения операционной среды ужесточили требования к заемщикам, тем самым ограничив объем открываемых кредитных лимитов. В перспективе динамика рынка автокредитования будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, ситуации в экономике, емкости предложения автомобилей от дистрибьюторов. Похожая статья: Ситуация неопределённости в России Государственная программа льготного автокредитования сейчас необходима для поддержания этого сегмента. Без льгот и госпрограмм субсидирования сегмент автокредитования начнет свое восстановление не раньше 2016 года. Также рассматривается разрешение на использование материнского капитала для покупки транспортного средства. С 1 января 2015 года размер материнского (семейного) капитала составляет 453 026 рублей. Темпы роста рынка автокредитования теснейшим образом связаны с темпами развития самого рынка продаж автомобилей. Причем зависимость как прямая, так и обратная. Чем больше продажи автомобилей, тем больше выдается кредитов — люди удовлетворяют свою потребность в новом или лучшем авто с помощью заемных средств. Но также верно, что кредитование стимулирует продажи машин, приводя к увеличению объемов этого рынка. Дальнейший рост сегмента будет зависеть от стоимости заемных средств, адекватности ценовой политики банков и уверенности потребителей в завтрашнем дне. Наиболее комфортной считается ставка в 13 %-14 % годовых. По оценке «Ассоциации российских банков» самая выгодная процентная ставка по такому займу сроком на три года еще совсем недавно составляла 8,5 % годовых (в Альфа-Банке). Сейчас же минимальный процент, указанный на сайте — 23,49 % годовых. Если российские универсальные банки не внесут коррективы в свои подходы к автокредитованию, то с учетом выравнивания условий доступа на российский рынок банковских услуг уже в среднесрочной перспективе лидирующие позиции на отечественном рынке автокредитования могут занять кэптивные банки. Примером такого банка может служить Альфа-Банк, который создавался для обслуживания компаний «Альфа-Групп». Однако со временем он стал одним из ведущих частных банков. Чтобы стабилизировать ситуацию на российском автомобильном рынке, так как произошло существенное снижение спроса, и эксперты прогнозировали ухудшение этой тенденции к концу года, необходимо: Похожая статья: Особенности и перспективы современной валютной системы России в условиях глобализации -     провести субсидирование ставок по автокредитам населению; -     реализовать федеральную программу по утилизации автомобилей; -     понизить таможенные пошлины на автомобили иностранного производства, что приведет к снижению цен на б/у автомобили, доступности покупки авто гражданам с доходом ниже среднего, а значит решится проблема с недостаточной платёжеспособностью. -     снижение стоимости страховок также повысит интерес к покупке авто. -     установление льготного тарифа на железнодорожные перевозки автомобилей на расстояние от 1 до 3 тыс. км, как результат снижение стоимости автомобилей. -     обнуление импортных пошлин отдельные автокомпоненты для промышленной сборки. -     прямое субсидирование и предоставление гарантий для поддержки реструктуризации отечественных производителей комплектующих. -     изменение сроков перехода на экологический стандарт Евро-4. -     льготное кредитование. Льготные условия, разработанные Госдумой в 2009 году, способствуют поддержке постоянного спроса на продукцию отечественного автопрома. Для этой цели государством выделяются большие денежные средства. Многие дилеры рассчитывают на восстановление потребительского интереса к автокредитованию. Однако через какое время спрос на автокредиты восстановится, сказать сложно. Вероятно, на это потребуется длительное время. Напомним, программа льготного автокредитования уже действовала в 2013 году. Минпромторг тогда компенсировал 75 % от ставки рефинансирования Центробанка (8 %). Всего по программе было выдано 280 тыс. льготных кредитов на 8,6 млрд руб.; -     снижение ключевой ставки. Так как ставки по автокредитам напрямую зависят от ключевой ставки ЦБ. Так в 2015 году ключевая ставка снижалась уже дважды. 30 января с 17 % до 15 %, а 13 марта ЦБ снизил ее еще на 1 процентный пункт. Так РоссельхозБанк изменил в марте 2015 ставки по автокредитам, теперь приобрести новый автомобиль иностранного или отечественного производства можно под 23,5 %—25 % годовых, а подержанный автомобиль под 25,5 %—27 % (ранее ставки составляли 21 %—26 % и 23 %—28 % соответственно). А в банке «Советский» повысили годовые ставки по займам на покупку автотранспорта. Сейчас они находятся в пределах от 32 до 35 процентов. Повышение произошло на величину до пяти процентов. -     снижение ставок по кредитам. Вопрос снижения ставки по кредитам коммерческих банков зависит еще от нескольких аспектов. Ключевая ставка оказывает прямое, но далеко не главенствующее влияние на этот процесс. Банковские организации осознают, что в стране при сложившихся тяжелых экономических условиях растут риски невозврата кредитов. От этого они и пытаются заранее себя обезопасить. Однако обесценивание кредитных портфелей банков возможно только при наступлении сразу нескольких неблагоприятных событий. К ним относятся падение ВВП на 6 %, достижение уровня безработицы значения более 10 % и падение уровня доходов населения на 10 %. Именно это может в существенной мере повлиять на финансовую стабильность отдельных банков. -     cтабилизировать курс рубля по отношению к доллару. В последнее время ввиду стремительного проседания курса национальной валюты последовало поднятие ключевой ставки ЦБ, как мы выяснили ранее, оказывает влияние на уровень ставок по кредитам. Таким образом, по результатам анализа прогнозов банков и консалтинговых компаний, рынок автокредитования в России, в связи со сложившейся сложной экономической ситуацией, находится в не лучшем положении. В ближайшие 3 года ожидается снижение объемов продаж автомобилей, по причины низкого уровня дохода населения и повышения цен на жизненно необходимые продукты и товары, повышения процентных ставок по автокредиту. В такой ситуации автомобильный рынок крайне нуждается в поддержке со стороны государства. За счет введения различных программ, стимулирующих покупателей к приобретению автомобилей. Таких как: льготное кредитование; программы по утилизации автомобилей, субсидирование ставок по автокредитам и др.

Заключение

Автокредитование имеет огромное значение для всей автомобильной промышленности. Как показывает статистика, с помощью автокредитов покупается примерно половина от общего количества продаж автомобилей. Это связано с тем, что автокредитование позволяет приобрести автомобиль людям с невысоким, но стабильным доходом. Таким образом, от автокредитования во многом зависит спрос на автомобили.

Огромное значение автокредитования подтверждают и действия государства по стимулированию спроса на автомобили. Разработанные государством программы существенно повысили спрос на автомобили.

Законодательное регулирование потребительского кредитования в России еще не проработано. Есть общие нормативно-правовые акты, которые касаются отдельных элементов потребительского кредитования, однако реалии требуют специального закона. Из-за отсутствия такового, в настоящее время существует огромное количество спорных моментов. В судах находятся иски, по которым нет четкого законодательного регулирования. Столь необходимый закон уже давно необходим, однако сегодня есть только проект закона.

Если сравнивать то, что происходило на рынке автомобильных кредитов, несколько лет назад , то можно с уверенностью сказать, что идет уверенный количественный и качественный рост и на сегодняшний день автокредитование становится самым популярным видом потребительского кредитования. Свидетельствами этому являются:

совершенствование кредитных продуктов и их обилие;

Первоначальные взносы снижаются, а сроки увеличиваются, однако на сегодняшний день банки предпочитают использовать другие, неценовые возможности для привлечения новых заемщиков: удлинение сроков кредитования и снижение размера первоначального взноса по кредиту на новые автомобили. Продление срока предоставления кредита продиктовано потребностями заемщиков, предпочитающих брать банковские кредиты на более длительный срок, уменьшив тем самым размер ежемесячных выплат.

За 2015 г. было реализовано около 1,6 млн. новых автомобилей, из которых до 500 000 приходится на приобретенные по программам господдержки. Без реализации этих программ падение автомобильного рынка России было бы катастрофическим.  Так, запущенная 1 апреля 2015 г. программа льготного кредитования пользуется колоссальным спросом. В рамках этой программы подано 711 688 заявок на получение кредита, из которых 378 473 одобрены.По последнему прогнозу Комитета, общее падение за год составило 37%, что соответствует уровню продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 1,57 млн. штук. Автолюбители предпочитают кредитоваться на максимально возможный срок. И это не удивительно, так как практически каждый покупатель хочет приобрести если не последнюю, то хотя бы одну из самых последних моделей, а это означает необходимость в длительном сроке кредита.

На рынке автокредитов в России работает большое количество банков. Это объясняется тем, что автокредитование является одним из наиболее интересных, с точки зрения работы направлений. Каждый банк предлагает своим клиентам свои условия предоставления кредита. У каждого есть свои преимущества и недостатки. Кроме того банки предлагают не по одному кредитному продукту. Таким образом, клиент может подобрать себе оптимальный вариант.

Список использованных источников

  1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-I от 02.12.1990 г.

  2. Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г.

  3. Инструкция ЦБ РФ Об обязательных нормативах банков № 110-И от 16.01.2004 г.

  4. Положение ЦБ РФ О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности № 254-П от 26.03.2004 г.

  5. Письмо ЦБ РФ "О типичных банковских рисках" № 70-Т от 23.06.2004 г.

  6. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки. М.: Финансы и статистика, 2009.-250 с.

  7. Банковское дело: Управление и технологии / Под ред. А. М. Тавасиева. М.: ЮНИТИ, 2009.

  8. Беляков, А. В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования: Учебное пособие. - М.: Издательская группа «БДЦ - пресс», 2010.

  9. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010.

  10. Морс ман Э. М. Управление кредитным портфелем: перевод с англ. - М.: Альпина, 2008. - 206с

  11. Кабушкин, С. Н. Управление банковским кредитным риском: Учебное пособие. - М.: Новое издание, 2010

  12. Зарщиков А. Автокредитование вошло в колею // Финанс. - 2011. - №2. - С. 35.

  13. Сошина В. Автокредитование без анаболиков // Национальный Банковский Журнал. - 2011. - № 3. - С. 16.

  14. Валесова Н. П. Автокредитование в России - 2010 // Банковский ритейл. - 2010. - № 4. - С. 24.

  15. Журавель Ю. Ю. Что может и чего не может скоринг в потребительском кредитовании // Банковский ритейл. - 20010. - № 4. - С. 36.

  16. Мальцев Э.В., Мальцев А.Э. Автокредитование: финансовая нагрузка на заемщика и проблема выбора продукта // Банковское кредитование. - 2010. - № 3. - С. 12

Приложение

Таблица 1