logo search
fin_i_kredit

Доходы и расходы Федерального бюджета. Бюджетный дефицит.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законодательством РФ, в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. Также в бюджет текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Источники доходов:

1) налоговые доходы:

а) налог на прибыль;

б) налоги на товары и услуги, лицензионные сборы;

в) налоги на совокупный доход;

г) налоги на имущество;

д) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

е) прочие налоги и сборы;

2) неналоговые доходы:

а) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

б) доходы от продажи земли;

в) административные платежи и сборы;

г) штрафные санкции (за налоговые нарушения);

д) доходы от внешнеэкономической деятельности; 3) безвозмездные перечисления:

а) от бюджетов других уровней;

б) от государственных внебюджетных фондов;

в) от государственных организаций.

По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.

Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные законодательством РФ, налоговые доходы и безвозмездные перечисления.

К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи с установленными нормативами отчислений (в процентах) в бюджеты других уровней на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.

Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней должен базироваться на единых методологических основах, нормативах номинальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

В теории и практике финансов существует несколько определенных принципов в классификации расходов бюджета:

1) текущие расходы. Обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти. Эти расходы включают:

а) оплату труда государственных служащих, командировочные расходы и расходы на служебные разъезды;

б) выплату процентов по займам, по государственному внешнему долгу, субсидий и трансфертов (населению, предприятиям и организациям);

в) расходы на выплату пенсий, стипендий, пособий;

2) капитальные расходы бюджета – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инвестиционной и инновационной деятельности.

Эти расходы еще называют бюджетом на развитие. Они включают:

а) капитальное вложение в основные фонды;

б) капитальное строительство;

в) капитальный ремонт;

г) приобретение земли;

3) функциональные расходы отражают расходы государства на выполнение им основных функций. Включают:

а) расходы на исполнительную, законодательную власть, налоговые органы;

б) расходы на судебную систему;

в) расходы на национальную оборону;

г) расходы на правоохранительные органы;

д) расходы на промышленность;

е) расходы на сельское хозяйство;

ж) расходы на транспорт;

з) расходы на финансирование, образование, науку;

и) расходы на обслуживание и погашение государственного долга (как внешнего, так и внутреннего).

Выделяют также денежные средства резервного фонда, которые должны пойти на непредвиденные нужды. Он устанавливается в размере 1 % утвержденных расходов федерального бюджета.

Бюджетный дефицит Представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами.

Несмотря на высокие налоговые ставки, федеральный бюджет РФ в течение многих лет принимается с дефицитом. Тем не менее в большинстве экономически развитых стран государственные бюджеты дефицитны, но в относительно устойчивых экономических системах это не является катастрофичным (бюджетный дефицит не должен превышать 2–3 % ВВП).

Источники финансирования дефицита государственного бюджета делятся на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся следующие средства: кредиты, государственные займы (облигационные), осуществляемые путем выпуска долговых ценных бумаг, бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней.

Внешние источники включают в себя государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте, кредиты иностранных государств, банков и компаний и кредиты, полученные от международных финансовых организаций (МВФ).

Часто для снижения бюджетного дефицита используется секвестрование, которое представляет собой пропорциональное снижение всех государственных расходов на одну и ту же величину в процентах ежемесячно по всем статьям до конца планируемого года.

Кроме дефицита существует понятие профицита – это обратная сторона дефицита, т. е. превышение доходов бюджета над его расходами.

Законодательно закреплено, что федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ должны быть составлены и утверждены без профицита.

Если в процессе составления или рассмотрения обнаруживается, что имеет место превышение доходов над расходами бюджета, то до его утверждения необходимо провести сокращение профицита в следующей последовательности:

1) сократить привлечение доходов от продажи государственной и муниципальной собственности;

2) предусмотреть направление денежных бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

3) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов нижестоящим бюджетам.

Если осуществление перечисленных мер не целесообразно, то следует сократить налоговые поступления за счет изменения налогового законодательства.

  1. Внебюджетные фонды РФ, порядок их образования. Социально-экономическая сущность пенсионного фонда (ПФРФ), фонда социального страхования (ФСС), фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС).

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей.

Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий, населения во всех странах создаются внебюджетные фонды.

Они используются для финансирования учреждений образования и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным гражданам.

Объем средств, выделенных на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны. Источником формирования средств внебюджетных фондов служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлеченных государством для финансирования некоторых общественных потребностей.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные.

А в соответствии с уровнем управления на:

1) государственные;

2) региональные.

С помощью внебюджетных фондов можно:

1) влиять на процесс производства путем субсидирования, кредитования отечественных предприятий;

2) обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специальных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

3) оказывать социальные услуги населению путем

выплат пособий, пенсий, стипендий и др.; 4) предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам.

Создание первых внебюджетных фондов РФ относится к 1990-м годам.

Через систему внебюджетных фондов РФ реализуется политика государства по осуществлению обязательного социального страхования.

В зависимости от источника финансирования и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на:

1) централизованные;

2) децентрализованные.

Централизованные государственные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. К ним относятся: Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС.

Децентрализованные – формируются для решения территориальных, отраслевых и межотраслевых задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые для решения региональных, местных и отраслевых задач.

К централизованным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС.

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) был создан для государственного управления (финансового), пенсионного обеспечения граждан.

Средства фонда формируются за счет:

1) страховых взносов работодателей;

2) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

3) ассигнований из федерального бюджета на выплату государственной пенсии и пособий военнослужащим;

4) добровольных взносов физических и юридических лиц.

Средства пенсионного фонда направляются на:

1) выплату в соответствии с действующим на территории РФ законом государственных пенсий;

2) выплату пособий по уходу за ребенком старше 1,5 года;

3) оказание органами социальной защиты материальной помощи пострадавшим и нетрудоспособным гражданам.

Фонд социального страхования

Обязательное социальное страхование – это создаваемая государством система правовых и экономических мер, направленных на компенсацию и минимизацию последствий изменяемого материального положения граждан.

Основными задачами фонда являются: 1) обеспечение граждан государственными пособиями по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 года, на погребение и т. д.; 2) участие в разработке государственных программ охраны здоровья работников. Средства фонда образуются за счет:

1) страховых взносов работодателей;

2) взносов граждан, занимающихся трудовой деятельностью;

3) доходов от инвестирования временно свободных средств в ликвидные государственные ценные бумаги;

4) добровольных взносов граждан и юридических лиц;

5) ассигнований из федерального бюджета.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которое гарантирует объем и условия оказания медицинской лекарственной помощи гражданам РФ.

Фонд медицинского страхования формируется за счет средств, полученных от страховых взносов.

Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет:

1) страховых взносов предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности;

2) ассигнований из федеральных и региональных бюджетов;

3) добровольных взносов юридических и физических лиц;

4) доходов от использования временно свободных финансовых ресурсов фонда.