logo search
ИМПЭ 5Э-11 6Э-09 Банк менедж конспект лекций

21. Оценка деятельности кб: необходимость и содержание, виды и принципы оценки.

Оценка деятельности банка может быть:

1) Внутренняя (осуществляется самим банком, как элемент менеджмента).

2) Внешняя оценка (осуществляется разными субъектами в различных целях – ЦБ, органом банковского надзора, аудиторскими фирмами и т.п.). В зависимости от целей можно выделить 3 вида внешних оценок:

1) оценка количественных, объемных показателей;

2) оценка качественных сторон деятельности: финансового состояния (надежности);

3) оценка состояния учета и отчетности.

Разработаны основные принципы, составляющие руководство для анализа финансового состояния и деятельности коммерческих банков, позволяющие дать оценку как самим банком, так и органом надзора и контроля. Эти принципы:

1) Учитывая специфику банка, главными направлениями анализа его деятельности должны быть: уровень доходности, состояние ликвидности, качество активов и достаточность резервов, достаточность капитала, эффективность управления банком.

2) Предпочтение сравнительному анализу банков внутри страны (классификация банков по разным признакам, а затем сравниваются банки, находящиеся в одном сегменте рынка).

3) Для проведения сравнительного анализа требуется создание единообразного формата, содержащего ключевые позиции о деятельности банка. Ключевые позиции определяют содержание конкретных показателей деятельности банка и способы их оценки. При анализе соответствующих показателей используется их сравнение с критериальным уровнем, а также по однородным банкам, построение трендов, анализ факторов, определивших уровень показателей.

4) Правильные выводы могут основываться лишь на хорошем понимании особенностей учета в банковской сфере и каждом конкретном банке. Баланс банка и его отчет о прибылях и убытках не всегда отражают реальное положение дел. Необходимо знать, что кроется за каждой статьей официальной отчетности.

5) Успех финансового анализа зависит от вдумчивого подхода аналитиков к полученной информации (аналитик должен поставить себя на место управляющего).