Структура банковского менеджмента
В банковском менеджменте можно выделить основные разделы:
Финансовый менеджмент
Стратегический менеджмент
Управление персоналом
Маркетинг-менеджмент
Финансовый менеджмент составляет основу управленческой деятельности банка и базируется на системе финансово-экономических показателей, расчет и выполнение которых позволяет банку добиться желаемых результатов: в краткосрочной перспективе – максимизации прибыли, а в долгосрочной – максимизации стоимости капитала банка.
Стратегический менеджмент – процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения. Стратегия рассматривается как связующее звеном между целями банка и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на 3 важнейших вопроса:
в каком положении банк находится в настоящее время?
в каком положении он хотел бы находиться через 3,5, 10 лет?
каким образом достичь желаемого положения?
В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения:
ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
сопряжены со значительной неопределенностью, так как учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на фирму;
связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные долгосрочные последствия для фирмы.
К числу стратегических решений относятся:
внедрение новых продуктов и технологий;
изменение организационно-правовой формы, структуры управления, взаимодействия с клиентами;
выход на новые рынки;
реорганизация в форме слияния или присоединения.
Типы стратегий:
корпоративная – описывает общее направление роста фирмы. Показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Включает:
распределение ресурсов между подразделениями;
решения о диверсификации;
изменение структуры корпорации;
единую стратегическую ориентацию подразделений.
бизнес-стратегия – стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ отдельного подразделения. Часто воплощается в бизнес планах и показывает, как фирма будет конкурировать на конкретном сегменте рынка.
функциональные стратегии – разрабатываются функциональными отделами фирмы на основе корпоративной и деловой стратегии. Это стратегия маркетинга, финансовая, производственная стратегия и т.д.
Управление персоналом представляет собой деятельность по реализации такого немаловажного фактора, как человеческий потенциал, связанный с поддержанием и повышением эффективности деятельности сотрудников банка.
Маркетинг-менеджмент предусматривает ориентацию на внешнюю среду, поскольку деятельность банка будет эффективной только тогда, когда его услуги и продукты будут востребованы со стороны клиентов. Основой подобной деятельности являются маркетинговые разработки менеджеров банка. Банковский маркетинг – это особая концепция управления деятельностью банка, основанная на активном взаимодействии с клиентами, и направленная на максимальное удовлетворение их потребностей и формирование особого климата доверия вокруг банка. Современный банковский маркетинг предполагает не просто постоянное изменение продуктового ряда банка и использование перспективных технологий обслуживания, а построение особых взаимовыгодных отношений банка с клиентами.
Комплекс маркетинга представляет собой совокупность определенных практических мероприятий, с помощью которых банк формирует свою рыночную позицию и гибко адаптируется к постоянным рыночным изменениям. Его разработка и постоянная модификация выступает неотъемлемым условием обеспечения успеха банка на современном высококонкурентном рынке. Комплекс может создаваться как для отдельных продуктов и услуг, так и для отдельных сегментов банковского рынка.