Тема № 01. Финансовый менеджмент в системе управления банком
Цель изучения данной темы – ознакомить студентов с основами организации банковского финансового менеджмента.
Основные задачи:
раскрыть содержание банковского менеджмента;
показать роль финансового менеджмента в системе управления банком;
дать представление структуре банковского финансового менеджмента;
раскрыть сущность процесса управления финансовыми ресурсами банка.
Оглавление:
Тема № 01. Финансовый менеджмент в системе управления банком 1
Оглавление: 1
01.1.Понятие и особенности менеджмента банка 1
01.2.Структура банковского менеджмента 4
01.3.Сущность финансового менеджмента банка 6
Выводы 7
Вопросы для самопроверки: 8
Библиография: 8
Понятие и особенности менеджмента банка
Банковский менеджмент – управление отношениями, связанными с формированием и использованием финансовых ресурсов банка.
Специфика банка заключается в том, что он выступает посредником в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Банки, как субъекты финансового риска, имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов:
Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими.
Банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга, которые несут в себе наибольший риск, поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры (инвестиционная компания все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров).
Основные функции менеджмента – анализ, планирование, регулирование и контроль.
Реализация этих функций в процессе управления финансами, управления персоналом и управления маркетинговой деятельностью составляет сущность банковского менеджмента.
Анализ:
Предполагает оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактических результатов с прогнозными, с результатами прошлых периодов и результатами других банков;
Позволяет выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, неиспользованные резервы и недостатки в деятельности.
ретроспективный анализ (основанный на данных предыдущих периодов) и текущий анализ (использующий данные настоящего времени);
количественный и качественный анализ.
Планирование:
представляет собой процесс принятия и организации выполнения управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе их систематической подготовки;
этот процесс включает мониторинг и анализ результатов выполнения ранее принятых планов, оценку постоянно меняющейся рыночной ситуации, изучение потребностей реальных и потенциальных клиентов банка и стратегических задач, которые ставят акционеры;
планирование предполагает систематическую подготовку решений, связанных с будущим банка;
решает задачу определения целей развития банка и путей их достижения на различных уровнях детализации и временных отрезках деятельности.
Различают стратегическое и текущее планирование (бизнес- планирование).
Регулирование:
имеет определенные особенности, связанные с наличием особой системы внешнего регулирования банковской деятельности как наиболее рискованной и зависящей от внешних факторов
Основной целью внешнего банковского регулирования является защита интересов кредиторов и вкладчиков и предотвращение развития системного банковского кризиса
Внутрибанковское регулирование направлено на корректировку целей банка и методов их реализации, исходя из реально складывающейся ситуации (совершенствование организационной структуры банка, изменение лимитов вложений, корректировка резервов, пересмотр ценовой политики и др.)
Контроль:
подразумевает систему организационных и координационных мер, принятых банком для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективности работы;
предполагает проведение проверок и измерений с целью минимизировать потери, возникающие в результате ошибок и нарушений внутренних регламентов, а также их несовершенства и несоответствия изменившимся условиям.
Когда менеджмент банков осуществляется некачественно, он часто является причиной банковских кризисов. В этом случае используется понятие «мисменеджмент», который отличается как ненамеренными ошибками, так и умышленными и противозаконными действиями персонала банка.
Подразделяется на 4 группы, характеризующие поэтапное углубление кризиса банка:
технический
банк молодой, проводит агрессивную политику, к тому же с относительно неопытным руководством.
банк меняет владельцев и руководство, что вызывает изменение его политики
банк, управляемый ранее успешно, по ряду причин оказывается неспособным предвидеть конъюнктурные изменения рынка и сориентироваться в ухудшившейся ситуации и предпринять оздоровительные меры.