Кредитный процесс и его стадии.
Кредитный процесс - это прием и способы реализации кредитных отношений, расположенных в определенной последовательности и принятые данным банком1.
Через процесс краткосрочного и долгосрочного кредитования происходит функция перераспределения денежных средств в финансовой системе страны. Процесс кредитования является сложной процедурой, состоящей из нескольких взаимодополняемых стадий, пренебрежение каждой из которых чревато серьезными ошибками и просчетами.
I. Первая стадия кредитного процесса - программирование, заключается в оценке макроэкономической ситуации в стране в целом, региона работы потенциальных заемщиков в частности, анализа отраслевой динамики выбранных направлений кредитования, проверке готовности персонала банка-кредитора к работе с различными категориями ссудополучателей, принятие ряда внутрибанковских нормативных документов.
Исходя из проведенных исследований руководство банка (обычно правление банка) принимает меморандум кредитной политики на конкретный период (обычно 1 год). Подробное изложение документа приводится выше.
Только после принятия этих документов, регламентирующих кредитный процесс, можно говорить о внутренней готовности банка к работе к второй основной стадии кредитования.
II. Вторая стадия - предоставление банковской ссуды.
В соответствии с разработанными и принятыми у каждого банка направлениями отбора сотрудники (инспекторы) кредитного подразделения осуществляют прием заявок на получение ссуды. В зависимости от видов кредитования (инвестиционное, краткосрочное, кредитование юридических лиц, кредитование физических лиц, как потребительское, так и бизнес-кредитование частных предпринимателей) к заявке на кредит идет получение и подбор необходимой документации. Здесь сотрудник кредитного подразделения должен провести экономический анализ предоставленной документации, сделать выводы о рыночной возможности и привлекательности проведения кредитуемой операции. Во избежании ошибок, упущенных в анализе сторон и элементов деятельности ссудополучателя практика подсказывает использование максимального формализованного документа, заполнение (ответы на вопросы) которого позволяют составить полную картину кредитуемой сделки.
На основе проведенного анализа требуется выбрать наиболее оптимальный метод кредитования, вид ссудного счета, срок кредитования, провести переговоры о величине и виде ссудной ставки, о способе погашения ссуды.
Обеспечение - это последняя линия обороны для банка и решение предоставить кредит всегда должно базироваться на достоинствах самого финансируемого проекта, а не на привлекательности обеспечения. Если сама основа кредитной сделки связана с повышенным риском, было бы большой ошибкой выдать кредит под хорошее обеспечение, использовав его как источник погашения долга. Поэтому вопрос обеспечения должен решаться уже после того, как кредитная сделка сочтена приемлемой для банка.
Вопрос обеспечения является индикатором для распознания заведомо невозвращаемых кредитов. Стоит сотруднику кредитного подразделения четко построить схему принятия обеспечения, провести высокопрофессиональную оценку стоимости и ликвидности предоставляемых материальных активов, как сразу становится ясным был бы кредит “проблемным” или нет.
III. Третья стадия кредитного процесса - контроль за использованием кредита.
Использование ссуды означает направление выделенных банком средств на совершение платежей по обязательствам хозяйственно-финансовой деятельности. Важнейшее условие использования ссуд - эффективность кредитного мероприятия, позволяющая обеспечить поступление денежной выручки и прибыли для погашения долга банку и уплаты процентных денег.
Главная цель этой стадии кредитного процесса - обеспечение регулярной выплаты процентов по долгу и погашение ссуды.
Разумеется, по каждой ссуде существует риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности с погашением кредита, это обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная кредитная политика направлена на обеспечение баланса между осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей доходного размещения ресурсов.
Трудности с погашением ссуд чаще всего возникают не случайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии заметить признаки зарождающегося процесса финансовых трудностей, испытываемых клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учесть, что убытки банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, наносимый банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами, которые тоже приходится учитывать:
— подрывается репутация банка, так как большое число просроченных и непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков, инвесторов и т. д.;
— увеличатся административные расходы, поскольку проблемные ссуды требуют особого внимания кредитного персонала и непроизводительного расходования времени на поддержание статус-кво;
— повысится угроза ухода квалифицированных кадров из-за снижения возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций;
— средства будут заморожены в непродуктивных активах;
— возникает опасность встречного иска должника к банку, который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привели его на грань банкротства.
Все эти потери могут дорого обойтись банку и намного превысить прямой убыток от непогашения долга.
Банк должен действовать без промедлений, так как если заемщик задержит платежи торговым кредиторам, страховой компании, налоговым органам, то будет наложен арест на имущество, и банк окажется в длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга.
Первый при выявлении проблемной ссуды шаг — объективная проверка сложившейся ситуации. Необходимо уяснить позицию заемщика (хочет ли он исправить положение, можно ли ему доверять, способно ли руководство компании восстановить прибыльность). Кроме того, необходимо учесть и позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если много, то не следует ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания и предложить уладить дело миром, аннулировав часть оставшегося долга.
Затем кредитный работник банка должен организовать встречу с представителем компании и обсудить сложившееся положение. При этом необходимо предпринять попытку к сотрудничеству, независимо от того, решил ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду.
Если удастся убедить клиента, что положение можно исправить, следует наметить план действий, который может включать:
— продажу активов;
— сокращение накладных расходов;
— изменение маркетинговой стратегии;
— смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.
Другое решение может заключаться в продаже банком залога. Для этого следует прежде всего проверить документы и установить, что банк действительно имеет безусловное право распоряжаться залогом. Затем необходимо выяснить, каковы возможности реализации залога: обычно это дорогостоящая и отнимающая время процедура. Идеальный вариант — сотрудничество с заемщиком в продаже залога.
IV. Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды.
Возврат ссуд означает обратный приток денежных средств в банки и уплату соответствующей суммы процентов. Возврат ссуд является венцом всей проведенной работы всего кредитного подразделения и ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники на всех предшествующих стадиях кредитного процесса.
Если должник без проблем возвращает ссуду и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное дело (досье) и иметь в виду на будущее этого заемщика как перспективного и уже имеющего положительную кредитную историю в нашем банке.
Если происходит невозврат ссуды и неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного подразделения банка предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного кредита, а затем должен обязательно пройти анализ совершенных ошибок в процессе принятия решения о выдаче кредита и проверке использования его. А вот в случае принятия качественного обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию и погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении любой кризисной ситуации.
Вот здесь и проходит проверка квалификации оценщиков, удобства выбранной схемы принятия обеспечения в банк. Зачастую в практике из-за непродуманности схемы реализации залога банки испытывают большие трудности в реализации обеспечения.
- Тема 3. Кредитный процесс, оценка кредитоспособности заемщика и риски, связанные с кредитованием.
- Кредитный процесс и его стадии.
- Различия при кредитовании физических и юридических лиц.
- Оценка кредитоспособности заемщика.
- Модель бальной оценки делового риска
- Класс кредитоспособности заемщика
- Современные зарубежные и российские методики оценки кредитоспособности Мировой опыт классификации заемщика и внутренняя информационная база моделирования
- Методика «Dun & Bradstreet»
- Данные сравнения основных показателей и ключевых коэффициентов
- Показатель для анализа кредитоспособности заемщика
- 2. Метод оценки кредитоспособности заемщика с целью предсказания его банкротства.
- Балансовые показатели оценки кредитоспособности заемщика
- Класс кредитоспособности группы риска
- Французская методика.
- Методика, используемая некоторыми австралийскими банками.
- Обобщенная методика американских банков.
- Метод а-счета
- Шкала для интерпретации а-счета
- Особенности российской практики.