2. Классификации рынка ценных бумаг
1. В зависимости от стадии кругооборота ценной бумаги.
Первичный рынок ценной бумаги – это отношения по поводу выпуска ценной бумаги в обращение. Вторичный рынок – это обращение ценной бумаги между инвесторами.
2. По виду ценных бумаг данный рынок подразделяется на относительно самостоятельные рынки каждой отдельной ценной бумаги: рынки акций, облигаций, векселей и т. п. В свою очередь, рынок отдельной ценной бумаги может подразделяться на рынок самой этой бумаги и на рынки зависимых от нее инструментов: рынок вторичных ценных бумаг и рынок производных финансовых инструментов, основанных на срочных контрактах на ценные бумаги.
3. По типу эмитента: рынок государственных ценных бумаг – это рынок ценных бумаг, эмитентом которых является государство в лице соответствующих органов государственной исполнительной власти. В свою очередь, рынок государственных ценных бумаг в нашей стране делится на рынок федеральных ценных бумаг, рынок ценных бумаг субъектов РФ и рынок муниципальных ценных бумаг. Рынок корпоративных ценных бумаг – это рынок ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями («корпорациями»).
4. С позиций отраслевого деления экономики отраслевой рынок ценных бумаг – это рынок всех видов ценных бумаг, которые выпущены коммерческими структурами данной отрасли. Например, рынок ценных бумаг металлургических компаний или нефтяных компаний и т. д.
5. С точки зрения масштабов рынок ценных бумаг подразделяется на мировой рынок и национальные рынки.
6. В зависимости от степени концентрации (сосредоточения) отношений эмитентов и инвесторов с точки зрения места, времени, процессов и т. п. рынок ценных бумаг разделяется на: биржевой рынок – это рынок, имеющий юридический статус биржи. Экономическим основанием биржи как рынка является высокая степень концентрации (сосредоточения) однотипных сделок (сделок купли-продажи) с ценными бумагами в определенном месте (в том числе в определенной электронной торговой системе) и за дискретный отрезок времени. Внебиржевой (небиржевой) рынок – это рынок, характеризующийся хаотичностью процесса заключения сделок купли-продажи с ценными бумагами во времени и пространстве, а в организационно-юридическом плане данный рынок рассредоточен по стране и по участникам.
7. С точки зрения наличия твердо установленных правил торговли, фиксированных, вплоть до утверждения их государством. Организованный рынок – это рынок, функционирующий по обязательным для всех его участников правилам. Неорганизованный рынок – это рынок без правил и без государственного регулирования.
8. В зависимости от способа заключения сделок. Публичный рынок – это рынок, на котором купля-продажа ценных бумаг осуществляется публично, т. е. обычно в присутствии профессиональных торговых участников рынка. Электронный (компьютеризированный) рынок – это рынок, на котором процесс купли-продажи ценных бумаг осуществляется путем электронного контакта (по электронным сетям) между продавцами и покупателями.
9. В зависимости от вида заключаемых сделок рынок ценных бумаг подразделяется на кассовый и срочный, инвестиционный и спекулятивный, наличный и долговой (маржинальный) и т. д.
- 1. Понятие рынка ценных бумаг
- 2. Классификации рынка ценных бумаг
- 3. Функции рынка ценных бумаг
- 4. Участники рынка ценных бумаг
- 5. Ценная бумага как юридическая вещь
- 6. Другие юридические характеристики ценной бумаги
- 7. Ссудное отношение как основа эмиссионного отношения
- 8. Эмиссионное отношение как форма ссудного отношения
- 9. Ценная бумага как единство эмиссионного и инвестиционного отношений
- 10. Ценная бумага как фиктивный товар (фиктивные деньги)
- 11. Ценная бумага как фиктивная стоимость
- 12. Ценная бумага как фиктивная потребительная стоимость. Рыночная цена ценной бумаги. Ценная бумага как фиктивная форма стоимости
- 13. Экономические виды ценных бумаг
- 14. Товарная ценная бумага. Денежная ценная бумага
- 15. Инвестиционная (капитальная) ценная бумага
- 16. Экономические классификации инвестиционных ценных бумаг
- 17. Характеристики ценной бумаги
- 18. Классификация ценных бумаг (часть первая)
- 19. Классификация ценных бумаг (часть вторая)
- 20. Понятие акции. Акция как форма существования уставного капитала
- 21. Основные характеристики акции
- 22. Виды акций
- 23. Размещение и обращение акций
- 24. Цена акции
- 25. Фондовый варрант
- 26. Американские депозитарные расписки на российские акции
- 27. Инвестиционный пай
- 28. Облигация
- 29. Классификации основных видов облигаций
- 30. Государственная облигация
- 31. Вексель
- 32. Виды векселя
- 33. Вексельный рынок. Отличия векселя от акции и облигации
- 34. Чек
- 35. Банковский сертификат
- 36. Закладная
- 37. Облигация с ипотечным покрытием
- 38. Складское свидетельство
- 39. Коносамент
- 40. Понятие первичного рынка ценных бумаг
- 41. Эмиссия ценных бумаг. Проспект эмиссии
- 42. Размещение ценных бумаг и его классификации
- 43. Понятие и виды профессиональной деятельности
- 44. Брокерская деятельность
- 45. Дилерская деятельность
- 46. Деятельность по управлению ценными бумагами
- 47. Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)
- 48. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг
- 49. Депозитарная деятельность
- 50. Фондовая биржа как организатор рынка
- 51. Вторичный рынок ценных бумаг
- 52. Виды вторичных рынков. Способы отчуждения ценных бумаг
- 53. Основные виды договоров с ценными бумагами
- 54. Клиринг
- 55. Расчеты, или поставка, или исполнение сделки
- 56. Ранжирование акций и облигаций на рынке. Листинг акций
- 57. Ранжирование других видов ценных бумаг. Организация листинга
- 58. Рейтинговые организации
- 59. Организация процесса торговли ценными бумагами
- 60. Котировка ценных бумаг
- 61. Основные российские фондовые индексы
- 62. Инвестиционные операции с ценными бумагами
- 63. Спекулятивные операции с ценными бумагами
- 64. Инвестирование и спекуляция. Виды инвесторов и спекулянтов
- 65. Понятие и виды маржи
- 66. Короткая покупка. Короткая продажа
- 67. Операции репо
- 68. Арбитражные операции