logo search
Финансы 4 шрифт

Бюджетный процесс, его сущность и стадии.

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.       Бюджетный процесс регламентируется нормами Бюджетного кодекса РФ. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Время, в течение которого длится бюджетный процесс, именуется бюджетным периодом.        Бюджетный процесс включает в себя стадии:

1) составление проекта бюджета (этому предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий и целевых программ):   2) рассмотрение (проект бюджета рассматривает представительный орган власти соответствующего субъекта бюджетного права, порядок и сроки рассмотрения проекта бюджета устанавливаются конкретно на каждый финансовый год) и утверждение бюджета (бюджет утверждается после четырех чтений);   3) исполнение бюджета (совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря, заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов);   4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.

      Участниками бюджетного процесса являются:         Президент РФ; органы законодатель ной власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которых законодательством РФ, нормативными актами субъектов РФ возложены бюджетные налоговые и иные полномочия. 

     В основе бюджетного процесса лежат присущие бюджетному процессу принципы: единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета; реальность бюджета; гласность и публичность его принятия; ежегодность бюджетного процесса; самостоятельность бюджетного процесса; специализация показателей бюджета.       Соблюдение вышеуказанных принципов дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для государства.