logo search
Практика_диплом_вопросы / ФК 6 курс_11-12 / Галочкина / ДКБ[1]_Галочкина

4.2 Факторы инфляции и ее измерение

 

Инфляция представляет собой многофакторный процесс, причем причины ее кроются как в самой системе денежного обращения, так и в других отраслях человеческой жизнедеятельности.

 

К основным денежным (монетарным) фактораминфляции можно отнести следующие:

1.Переполнение сферы денежного обращения избыточной массой денежных средств за счет эмиссии необеспеченных денег.

2.Расширение кредитных операций и перенасыщение кредитами.

3.Рост скорости обращения денег.

4.Расширение сбережений населения.

5.Рост государственных расходов.

 

К неденежным фактораминфляции относят:

1.Монополизация экономики, позволяющая согласовывать ценовые стратегии крупнейших фирм и корпораций.

2.Форс-мажорные обстоятельства, включая неурожаи, стихийные бедствия, эпидемии, войны и так далее.

3.Структурные диспропорции в хозяйстве, то есть преимущественное развитие одних отраслей за счет других.

4.Государственная экономическая политика, в том числе налоговая, ценовая и так далее.

 

Обе группы факторов переплетаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

 

Для измерения инфляции необходима абсолютная сопоставимость реализуемых товаров как по характеру, назначению, так и по качеству, техническому уровню. Практическим инструментом такого измерения является индекс потребительских цен (ИПЦ). Госкомстат России рассчитывает ИПЦ как соотношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде. Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. В этом индексе, в конечном счете, интегрально отражается динамика изменений цен на всех предшествующих стадиях общественного производства (начиная с изменений цен на продукцию базовых отраслей экономики).

 

Именно рост денежной массы, находящейся в распоряжении населения, обусловливает повышение цены фиксированного набора потребительских товаров и услуг или, наоборот, при повышении цены потребительской корзины для ее реализации потребуется рост денежной массы. Только такой подход позволяет увязать два аспекта инфляции – обесценение денег и повышение цен. Если же под инфляцией понимается общее увеличение цен, то правомерно использовать индексы цен промышленной продукции, валового внутреннего продукта и другие индексы (правда, при этом невозможно добиться полной сопоставимости рыночной «корзины», поскольку растет технический уровень оборудования, изменяется качество материалов, комплектующих элементов и т. д.).

 

Федеральная служба государственной статистики России рассчитывает индекс потребительских цен ежемесячно нарастающим итогом с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен в организациях розничной торговли, на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, в стационарных торговых заведениях и при передвижной торговле (палатки, киоски и т. д.), а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося в стране уровня потребления за предыдущий год. При этом индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления; измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде. В набор товаров и услуг включены 411 товаров (услуг) – представителей. Наблюдение за ценами и тарифами производится во всех столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно – в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов.

 

Расчет индексов потребительских цен позволяет определить уровень инфляции. Уровень инфляции – это темп увеличения (прироста) уровня цен по сравнению с предшествующим периодом. Уровень инфляции исчисляется обычно за год в процентах.