Тема 1.Социология и ее изучение в высшей школе ЛитератураПредпосылки возникновения и развития социологии как науки и учебной дисциплины.
Введение
Тема 1.Социология и ее изучение в высшей школе
Тема 2.История становления и развития социологии
Тема 3.Общество — целостная социокультурная система
Тема 4.Социальные изменения и социальный прогресс
Тема 5.Социология личности
Тема 6.Социальная стратификация
Тема 7.Социально-этнические общности и отношения
Тема 8.Поколения как субъекты общественной жизни
Тема 9.Социология семьи
Тема 10. Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация
Тема 11.Политическая система общества как регулятор социальной жизни
Тема 12. Культура как социальное явление
Тема 13. Социология воспитания. Социализация личности
личности
Тема 14. Девиантное поведение
Тема 15. Социология образования
Тема 16. Методология, методика и техника конкретных социологических исследований
Литература
Введение
Социология читается в настоящее время практически во всех высших учебных заведениях страны. Социологическое образование является неотъемлемой составляющей социально-гуманитарной подготовки специалистов любого профиля. Опираясь на факты, конкретные данные, оно позволяет дать объективный научный анализ социальной реальности, выходя на самые актуальные проблемы общественной жизни.
Данный курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом, в нем нашли отражение основные темы курса, что позволяет использовать его в любом высшем и среднем специальном учебном заведении. Вместе с тем курс написан на основе Программы для педагогических институтов и имеет профессиональную направленность. Это нашло отражение и в разработке тематики курса, и в его содержании.
Наряду с такими темами, как «Социология личности», «Социология семьи», «Социология образования», традиционно включаемыми в абсолютное большинство программ и курсов, в данном пособии достаточно широко раскрыты темы, которые редко или вообще не представлены в программах и пособиях. Сюда можно отнести темы «Поколения как субъекты общественной жизни», «Девиантное поведение», «Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация». Они представляются важными для любого специалиста, но для учителя — особенно.
В лекциях широко использован фактический материал. При раскрытии тем особое внимание уделяется анализу современных социальных проблем в России.
Курс лекций подготовлен коллективом авторов в составе:
Губина С. А., Ерофеева С. И., Козлова О. Н., Ланцова Л. А., Мечников М. А., Миронов А. В., Панферова В. В., Руденко Р. И., Серебряков С. Л., Спасибенко С. Г., Тавадов Г. Т., Утенков В. М., Шурупова Н. Ф.
В пособии использованы материалы Голода С. И., Закалина А. С., Комаровой Э. И., Кучина Г. В., Мокина С. В., Свинцова Н. Н., Субочева Н. С., Тюленева А. Е., Усиковой Л. Ф., Фетисова В. Я.
- Социология
- Оглавление
- Тема 1.Социология и ее изучение в высшей школе ЛитератураПредпосылки возникновения и развития социологии как науки и учебной дисциплины.
- 1. Объект, предмет, структура и функции социологии.
- 2. Место социологии в структуре современного знания.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 2.История становления и развития социологии
- Вопросы для самопроверки
- Тема 3.Общество — целостная социокультурная система
- 1. Понятие общества. Общество как субъект социальной жизни.
- 2. Структура и исторические типы обществ.
- 3. Цивилизационный подход к анализу общества.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 4.Социальные изменения и социальный прогресс
- 1. Социальные изменения, их формы.
- 2. Социальный прогресс. Проблема его критериев.
- 3. Современное общество: тенденции и перспективы развития.
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для самопроверки
- Тема 6.Социальная стратификация
- 1. Равенство и неравенство как социологическая проблема.
- 2. Социальная дифференциация как основа социальной стратификации.
- 3. Социальная стратификация современного российского общества: особенности и тенденции развития.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 7.Социально-этнические общности и отношения
- 1. Социально-этнические общности.
- 2. Этносоциальные процессы и межнациональные отношения.
- 3. Социальные аспекты этнонациональных конфликтов.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 8.Поколения как субъекты общественной жизни
- Вопросы для самопроверки
- Тема 9.Социология семьи
- 1. Социальная сущность и функции семьи.
- 2. Классификация семейно-брачных отношений.
- 3. Кризис семьи и ее будущее.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 10. Регулирование общественной жизни: управление и самоорганизация
- 1. Объективная необходимость и сущность социального управления.
- 2. Основные функции и принципы управления.
- 3. Методологические подходы к регулированию социальной жизни. Уровни управления.
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы для самопроверки
- Тема 12. Культура как социальное явление
- 1. Понятие и сущность культуры. Ее структура и функции.
- 2. Культура и личность.
- 3. Тенденции развития культуры в современном мире.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 13. Социология воспитания. Социализация личности
- 1. Социологическое понятие воспитания. Содержание и цели воспитания.
- 2. Социализация и самовоспитание.
- 3. Роль педагогической деятельности в системе воспитания.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 14. Девиантное поведение
- 1. Понятие и природа девиаций.
- 2. Основные виды девиантного поведения.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 15. Социология образования
- 1. Предмет социологии образования. История ее развития.
- 2. Образование и общество. Социальная сущность образования.
- 3. Система образования: ее структура и функции.
- Вопросы для самопроверки
- Тема 16. Методология, методика и техника конкретных социологических исследований
- 1. Социологические исследования как направление социологического знания. Классификация социологических исследований.
- 2. Программа социологического исследования. Методика, техника и процедура социологического исследования.
- Вопросы для самопроверки
- Литература