logo search
с 14 вопросы по валютке

1. Международные формы расчетов

Международные расчеты - это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи с экономическими, политическими, культурными отношениями между юридическими лицами и гражданами разных стран. Международные расчеты включают, с одной стороны, условия и порядок осуществления платежей, выработанные практикой и закрепленные международными документами и обычаями, с другой - ежедневную практическую деятельность банков по их проведению.

Международные расчеты охватывают расчеты по внешней торговле товарами и услугами, а также некоммерческим операциям, кредитам и движению капиталов между странами, в том числе связаны со строительством объектов за границей и оказанием помощи развивающимся странам. Подавляющий объем расчетов осуществляется безналичным путем посредством записей на счетах банков.

Для осуществления расчетов банки используют свои заграничные отделения и корреспондентские отношения с иностранными банками, которые сопровождаются открытием счетов лоро (иностранных банков в данном банке) и ностро (данного банка в иностранных). Корреспондентские соглашения определяют порядок расчетов, размер комиссии, методы пополнения израсходованных средств. Для своевременного осуществления международных расчетов банки обычно поддерживают необходимые валютные позиции в разных валютах в соответствии со структурой и сроками предстоящих платежей и проводят политику диверсификации своих валютных резервов. В целях получения более высокой прибыли банки стремятся поддерживать на счетах ностро минимальные остатки, предпочитая размещать валютные активы на мировом рынке ссудных капиталов, в том числе на еврорынке.

Деятельность банков в сфере международных расчетов, с одной стороны, регулируется национальным законодательством, с другой - определяется сложившейся практикой, которая существует в виде установленных правил и обычаев либо закрепляется отдельными документами. Условия платежа - важный элемент внешнеэкономических сделок. Среди них различаются:

1) наличные платежи;

2) расчеты с предоставлением кредита;

3) кредит с опционом наличного платежа.

Понятие наличных платежей в международных расчетах подразумевает оплату экспортных товаров после их отгрузки покупателю или платеж против документов, подтверждающих отгрузку товара согласно условиям контракта. Однако в современных условиях в большинстве случаев товар прибывает в страну импортера раньше документов, подлежащих оплате, и покупатель может получить товар до его оплаты, как правило, под сохранную (трастовую) расписку или банковскую гарантию. Таким образом, платеж фактически производится уже после прибытия товаров.

Международные расчеты переплетаются с обменом валют и предоставлением кредита внешнеторговыми партнерами друг другу. В этом проявляется взаимосвязь международных валютно-кредитных и расчетных операций. В зависимости от вида продаваемого товара, а также в связи с усилением конкуренции на рынке продавцов и их стремлением использовать кредит для расширения рынков сбыта новой продукции расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются с использованием коммерческого кредита. Коммерческий кредит предоставляется продавцом товара покупателю на сроки от нескольких месяцев до 5-8 лет, а в отдельных случаях и на более длительные сроки.

Расчеты за товары в форме коммерческого кредита могут сочетаться с наличными платежами, когда определенный процент стоимости оплачивается против представления коммерческих документов, а остальная часть - через установленный в контракте период времени.

Альтернативная форма условий расчетов - кредит с опционом наличного платежа. Если импортер воспользуется правом отсрочки платежа за купленный товар, то он лишается скидки, предоставляемой при наличной оплате. Расчеты осуществляются при помощи различных средств платежа, используемых в международном обороте - векселей, платежных поручений, банковских переводов (почтовых и телеграфных), чеков, пластиковых карт.

Исторически сложились следующие особенности международных расчетов. Импортеры и экспортеры, их банки вступают в определенные обособленные от внешнеторгового контракта отношения, связанные с оформлением, пересылкой, обработкой товарораспорядительных и платежных документов, осуществлением платежей.

Международные расчеты регулируются нормативными национальными законодательными актами, а также международными банковскими правилами и обычаями. Международные расчеты - объект унификации, что обусловлено интернационализацией хозяйственных связей, универсализацией банковских операций. На конференциях в Женеве в 1930 и 1931 гг. приняты международные Вексельная и Чековая конвенции, направленные на унификацию вексельных и чековых законов и устранение сложностей использования векселей и чеков в международных расчетах. Единообразный вексельный закон служит базой национального законодательства в большинстве стран.

Международная торговая палата, созданная в Париже в начале XX в., разрабатывает и издает Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, по инкассо. Большинство банков мира объявило о своем присоединении к Унифицированным правилам по аккредитивам и инкассо. Международная торговая палата разработала Правила по контрактным гарантиям, ведет работу по подготовке правил по платежным гарантиям.

Международные расчеты имеют, как правило, документарный характер, т.е. осуществляются против финансовых и коммерческих документов. К финансовым документам относятся и простые, и переводные векселя, чеки, платежные расписки.

Коммерческие документы включают:

· счета-фактуры;

· документы, подтверждающие отгрузку или отправку товаров, или принятие к погрузке;

· страховые документы страховых компаний морских страховщиков или их агентов, поскольку экспортные грузы обычно страхуются;

· другие документы - сертификаты, удостоверяющие происхождение, вес, качество или анализ товаров, а также пересечение ими границы, таможенные и консульские счета-фактуры для уведомления таможенных служб страны-импортера о назначении груза в целях предотвращения мошенничества и т.д.

Банк проверяет содержание и комплектность этих документов.

Международные платежи осуществляются в различных валютах. Поэтому они тесно связаны с валютными операциями, куплей-продажей валют. На эффективность их проведения влияет динамика валютных курсов.

Применяются унифицированные правила гарантий, изданные Международной торговой палатой. Их текст содержит основные положения, которые необходимо включать в текст гарантии.

На выбор форм международных расчетов влияет ряд факторов:

· вид товара, являющегося объектом внешнеторговой сделки (формы расчетов отличаются при поставках машин и оборудования или продовольствия); по поставкам древесины и зерна применяются традиционные формы расчетов;

· наличие кредитного соглашения;

· платежеспособность и репутация контрагентов по внешнеэкономическим сделкам, определяющие характер компромисса между ними;

· уровень спроса и предложения на данный товар на мировых рынках.

В контракте оговариваются условия и формы международных расчетов.

В международной практике существует два типа условий расчетов. Под условиями расчетов понимают условия, на которых осуществляются платежи за товары или услуги. Они оговариваются с точки зрения сроков получения платежа. Существуют расчеты на условиях платежа наличными и расчеты в кредит, расчеты в форме отсрочки или рассрочки платежа. Под наличными подразумевают расчеты, которые осуществляются в момент представления документов на товар в банк либо в срок платежа. Одной из разновидностей расчетов в кредит служат авансовые платежи. В мировой практике их доля невелика и составляет от 5 до 15%. В мире до 75% расчетов идет на базе расчетов в кредит.

На условии же платежа наличными поставляются биржевые товары и товары, приближенные к ним - продукты питания, сырье, энергоносители (получение и приемка товара в срок не более 30 дней). Развитию валютных операций коммерческих банков в России способствует во многом расширение внешнеэкономической деятельности российских предприятий. Все это предполагает спрос на услуги банков по проведению ими операций на внешнем рынке, осуществлению расчетов по поручению своих клиентов - предприятий и организаций-участников внешнеэкономической деятельности.

Банки проводят расчеты в основном в трех общепринятых формах:

§ банковский перевод;

§ инкассо;

§ аккредитив.

Выбор конкретной формы, в которой будут осуществляться расчеты по внешнеторговому контракту, определяется по соглашению сторон и фиксируется в разделе «Условия платежа по внешнеторговому контракту».

Применяемые формы международных расчетов отличаются по доле участия коммерческих банков в их проведении. Минимальна доля участия банка в случае банковского перевода, более значительна по инкассо (контроль за передачей, пересылкой товарораспорядительных документов и выдачей их плательщику в соответствии с инструкцией доверителя). Максимальна доля участия банка при аккредитивной форме расчетов (предоставление бенефициару платежного обязательства, реализуемого при выполнении им основных условий, содержащихся в аккредитиве). В соответствии с этим банки требуют увеличения комиссии за выполнение своих функций. Минимальная комиссия взимается при проведении банковского перевода, максимальная при аккредитиве, который по сути является денежной гарантией оплаты отгруженного товара. Международные расчеты банка проводятся, в основном, в безналичной форме, то есть посредством платежных поручений, адресуемых одним банком другому, и иногда посредством банковских чеков или иных платежных документов.

Наиболее сложная и ответственная банковская операция - платеж по аккредитиву. В этом случае банк обязуется по просьбе клиента провести или оплату документов бенефициару, в пользу которого открыт аккредитив, или оплатить (либо акцептовать) тратты, выставленные им. Аккредитивная форма проведения расчетов происходит в соответствии с Унифицированными правилами и обычаями по документарным аккредитивам МТП 500 (редакция 1993 г.). Обязательства банка по аккредитиву являются самостоятельными и не зависят от правоотношений участников внешнеэкономической сделки. Они направлены на защиту интересов банка и его клиента: экспортеру обеспечивается получение платежа в случае соблюдения им всех условий по аккредитиву, а импортеру - получение товара и выполнение экспортером всех требований и условий по контракту.

Расчеты в форме документарного аккредитива проходят через банк, причем данная форма расчетов является наиболее сложной. Порядок проведения расчетов в форме документарного аккредитива рассмотрен ниже.

При данной форме расчетов банк проверяет только качество требуемых и представленных к оплате документов. Контрольная функция банка заключается в тщательной проверке документов и их соответствия условиям аккредитива. При этом главное внимание уделяется трем критериям: полноте представленных документов, внешнему их соответствию принятым нормам и отсутствию противоречий между ними. Если по внешней форме документы, представленные в банк, не отвечают условиям аккредитива, банк-эмитент может решить принять или отклонить их. Если документы отклонены, сообщение об этом необходимо направить тому банку, от которого они получены, или бенефициару, если они были получены непосредственно от него. В уведомлении должны быть указанные неучтенные данные, приведшие к отклонению документов. В обычный набор документов по документарному аккредитиву обычно входят товарная накладная, счет-фактура, спецификация, сертификат происхождения, сертификат качества, коносамент, авианакладная, железнодорожная расписка или транспортная накладная, если товар везется автотранспортом, а также тратта или переводной вексель, которым практически и рассчитываются импортер и экспортер.

На рис. 1.1 представлена схема расчетов документарным аккредитивом.

Рис. 1.1 - Схема расчетов документарным аккредитивом

Тратта обычно выписывается на определенный срок. Экспортер, отгрузив товар и представив товарораспорядительные документы и тратту, желая получить платеж за него прямо сейчас, может обратиться с просьбой оплатить ее за счет банка.

Банк, в свою очередь, может найти покупателя на тратту и со скидкой продать ее другому юридическому лицу и оплачивает экспортеру выручку. Далее тратта может продолжать свое движение к импортеру. Задача банка, открывшего аккредитив для импортера, проконтролировать сроки представления тратты к оплате и проверить очередность индоссаментов.

Виды документарных аккредитивов достаточно разнообразны. В зависимости от условий контракта, заключенного между экспортером и импортером, банкам приходится иметь дело с различными видами аккредитивов, каждый из которых имеет свои особенности.

В течение жизни аккредитива в него могут вноситься различные изменения. Не только в России, но на Западе очень часто меняются условия исполнения контрактов. Допускаются частичные отгрузки. Банк в этих случаях обязан известить своих клиентов о произведенных изменениях в текстах аккредитива. Если изменение произведено без взаимного согласования сторон, оно может быть отклонено. За все внесенные изменения клиент платит установленную комиссию.

В настоящее время крупные российские коммерческие банки рекомендуют своим клиентам пользоваться данной формой расчетов для снижения рисков по заключенным импортным и экспортным контрактам. Обычно в этом случае импортер часто прибегает к банковскому кредиту для открытия аккредитива. Грамотно поставленная политика банка в направлении развития расчетов по аккредитивам позволяет получать достаточно высокую прибыль и иметь гарантию возврата своих средств по кредитованию экспортно-импортных операций.

Одной из разновидностей документарного аккредитива являются аккредитивы с «красной оговоркой». Данный вид аккредитива предполагает выплату экспортеру аванса (обычно не более 15%) в счет будущей отгрузки товаров.

Кроме документарного, используются также денежный аккредитив, представляющий собой именной документ, в котором содержится поручение банку о выплате в течение определенного срока при соблюдении указанных в нем условий денежных средств. Разновидностью денежного аккредитива является циркулярный аккредитив со свободной негоциацией. Он обращен к любому банку, желающему выполнить поручение о выплате денег предъявителю. Поэтому циркулярные аккредитивы могут себе позволить открыть только крупные банки, имеющие высокий рейтинг и пользующиеся доверием.

Одна из форм банковских расчетов по поручению клиентов - инкассовые расчеты. Инкассовые расчеты по экспортно-импортным операциям упрощенно можно определить как поручение экспортера (кредитора) своему банку получить от своего контрагента импортера (плательщика, должника) непосредственно или через другой банк определенную сумму или подтверждение того, что эта сумма будет выплачена в установленные сроки (например, посредством акцепта импортером срочной тратты, выписанной экспортером на него).

Расчеты в форме инкассо с предварительным акцептом получили большое распространение в международной торговле. Применение инкассовой формы расчетов регулируется специальным документом - Унифицированными правилами по инкассо, разработанными Международной торговой палатой МТП № 322, редакция 1978г. К этим правилам присоединились банки большинства стран мира, в том числе и наша страна. Правилами определяются виды инкассо, порядок представления документов к платежу и совершение платежа акцепта, а также другие вопросы.

Инкассовые расчеты документарные, то есть документы проходят через банк. Порядок проведения расчетов с использованием инкассового поручения рассмотрен на рис. 1.2.

Рисунок 1.2 - Порядок проведения расчетов с использованием инкассового поручения

Документы, с которыми производятся операции, делятся на две группы: финансовые документы (переводные векселя, простые векселя, чеки, платежные расписки и другие документы, используемые для получения платежа денежными средствами) и коммерческие документы (счета, отгрузочные документы и другие, не являющиеся финансовыми документами). В связи с этим разделением инкассо бывает двух видов: чистое инкассо - инкассо только финансовых документов и документарное инкассо, при котором финансовые документы сопровождаются коммерческими или имеют место только коммерческие документы.

В случае чистого инкассо банк получает от экспортеров векселя или чеки, выставленные импортером в пользу российской организации. При документарном инкассо банк (в этом случае он носит название банк-ремитент) принимает товарные; платежные и другие документы в сопровождение инкассового поручения. Как правило, банки не принимают на себя ответственность за правильность оформления товарных документов и соответствие их требованиям контракта, ограничиваясь лишь проверкой соответствия представленных документов по внешним признакам. При расчетах за товар, поставленный импортеру на условиях коммерческого кредита, экспортер вместе с товарными документами сдает в банк срочные тратты, выписанные на имя плательщика по приказу банка. При этом банк обязуется проследить, чтобы акцепт по форме был правильным и полным.

В случае использования инкассо при расчетах за импортируемые товары и полученные услуги документы попадают в представляющий и инкассирующий банк. Документы регистрируются и передаются для оплаты импортеру. При наличии у клиента обоснованных причин задержки платежей, он сообщает об этом в банк. Если документы акцептованы и клиент не имеет причин отказа в оплате, то банк проводит платеж по заявлению клиента. Эта операция является более сложной для банка и более дорогой для клиента, чем перевод.

Банковский перевод - не документарная форма расчетов. Это значит, что документы через банк не проходят, а получаются непосредственно плательщиком. Порядок проведения расчетов с использованием перевода рассмотрен ниже.

Банковский перевод в расчетах за экспортированные товары и оказанные услуги от иностранного банка поступает в виде СВИФТ сообщений либо телеграфных поручений. Исполнение таких поручений начинается с проверки подписей иностранного банка, переводных ключей на подлинность. При исполнении банковского перевода в расчетах за импортируемые товары или полученные услуги коммерческий банк выполняет поручения своих клиентов, имеющих в банке текущий валютный счет, на перевод средств за границу в оплату стоимости импортированного товара, товарных документов или документов об оказании услуг. Оплата производится в качестве авансовых платежей по контракту, в оплату простых и переводных векселей за купленный в кредит товар, погашение задолженности в результате перерасчетов, а также на другие цели, предусмотренные российским законодательством.

При осуществлении банковского перевода коммерческий банк только выполняет платежные поручения иностранных банков или оплачивает в соответствии с условиями корреспондентских отношений выставленные на него банковские чеки по денежным (контрактным) обязательствам иностранных партнеров, а также выставляет платежные поручения и банковские чеки на иностранные банки по денежным обязательствам российских импортеров.

Банковский перевод представляет собой простое поручение коммерческого банка своему корреспонденту выплатить определенную сумму денег по просьбе и за счет перевододателя иностранному получателю (бенефициару) с указанием способа возмещения банку-плательщику выплаченной им суммы. Банк переводополучателя руководствуется конкретными указаниями, содержащимися в платежном поручении. Возможно, что в поручении содержится условие платежа против предоставления бенефициаром в банк коммерческих и финансовых документов или представления расписки. Такая форма перевода называется документарным, или условным переводом.

Расчеты являются важнейшей функцией банков во всех странах мира, это отличает банки от других финансовых институтов. Для качественного обеспечения расчетов необходимо использовать современные технологии. Сегодня банки в России создают по международным стандартам собственные расчетные центры, которые позволяют улучшить качество предоставляемых услуг и обеспечить оперативное решение вопросов клиентов банка. Техническое оснащение такого центра осуществляется с использованием последних достижений мировой техники.

Осуществление международных расчетов с применением современных технологий - это сегодня прежде всего расчеты с применением международной системы СВИФТ. Данная система позволяет проводить унифицированные международные расчеты с 6000 финансовых организаций во всем мире. Сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций, сокращенно СВИФТ, представляет возможность проводить эффективную работу по выполнению банковских операций через прекрасно защищенную от несанкционированного доступа, надежную и стандартизированную телекоммуникационную сеть. До того как данная система получила свое развитие в России, банки для выполнения международных расчетов пользовались телексными или телеграфными сообщениями. Предварительно банки обменивались телеграфными ключами, которые представляли собой свод таблиц для ключевания платежных сообщений и цифровых данных. Телеграфные ключи позволяли определить оригинальное или поддельное поручение и являлись гарантией для банковского контроля.

Система СВИФТ автоматизировала данные операции и значительно упростила работу по подготовке и передаче межбанковских сообщений. Первые из наших коммерческих банков уже в конце 1990г. стали членами данного сообщества, а с 1992г. данная система стала уже активно использоваться в России. За пять лет работы российскими банками со СВИФТ в десятки и сотни раз возросло количество передаваемых сообщений, неизмеримо выросла сложность решаемых задач. В настоящее время крупнейшими российскими банками ежеквартально передается через СВИФТ более 200 тыс. сообщений.

Однако система СВИФТ не предназначена для осуществления расчетов, она лишь передает информацию для их реализации, а фактическое перечисление денег проводят сами банки путем отражения операций по счетам ностро и лоро. Участие в этой системе дает банкам возможность использовать круглосуточную высокоскоростную сеть передачи банковской информации в стандартной форме при высокой степени защиты от несанкционированного доступа.

На сегодняшний день в крупнейших российских банках доля платежных сообщений, обрабатываемых в автоматическом режиме с использованием современных банковских технологий, составляет 90-95%, тогда как по оценкам СВИФТ этот показатель в мире варьируется в среднем от 31% до 49%.

Все это позволяет осуществлять расчеты клиентов в любой точке мира в минимальные сроки и получить признание со стороны ведущих финансовых институтов мира. Это выражается в предоставлении западными банками кредитных линий для подтверждения аккредитивов и гарантий, открываются чистые кредитные линии для проведения операций ФОРЕКС, появилась возможность по предоставлению овердрафтных линий и возврату части комиссии за операции. В целом современные технологии в международных расчетах позволяют осуществлять банковские операции с наибольшей выгодой для клиентов и банков.

Билет 16

Внешнеэкономическая сделка – этапы и способы ее оформления

Для того чтобы наиболее выгодно и правильно с юридической точки зрения оформить нешнеэкономическую сделку, необходимо уделить внимание очень многим вопросам на стадии переговоров, отправления предложения, заключения, исполнения обязательств.

Гражданский Кодекс РФ (далее – «ГК РФ») не содержит понятия внешнеэкономической сделки. В соответствии со статьей 153 ГК РФ, «сделка – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменения или прекращение гражданских прав и обязанностей».

В отношении внешнеэкономических сделок существуют обязательные правила и требования, закрепленные в правовых актах.

Можно выделить два основных признака, характерных для внешнеэкономической сделки:

1. Одна из сторон такой сделки находится в другом государстве и, следовательно, в большинстве случаев является иностранной. То есть во внешнеэкономической сделке участвуют лица различной национальной (государственной) принадлежности, стороны сделки находятся на территории разных государств.

 

2.Предметом такой сделки является внешнеторговая операция (поставка товара, наем имущества, перевозка груза, оказание услуг внешнеторгового характера и т.п.), то есть операции по экспорту-импорту товаров, услуг.

 

Внешнеэкономические сделки могут быть односторонние, когда для их совершения необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (п. 1 ст. 154 ГК РФ). Примером односторонней сделки является выдача доверенности определенному лицу на совершение определенных внешнеэкономических сделок. И двусторонние, а также многосторонние внешнеэкономические сделки, когда для их совершения необходимо согласованной воли двух и более сторон. Такие сделки заключают путем подписания контрактов.

Порядок оформления

Для оформления внешнеэкономической сделки (заключения внешнеторгового контракта), необходимо уделить внимание некоторым обстоятельствам.

Очень важное значение в процедуре заключения внешнеэкономических сделок имеют переговоры и личные встречи с иностранными партнерами. Изначально их целью является знакомство с потенциальным партнером, определение является ли предполагаемый к заключению контракт по своему характеру внешнеэкономическим, а также является ли контрагент нерезидентом. Далее переговоры помогают решить коммерческие вопросы, обсудить основные условия внешнеэкономической сделки и порядок подписания контракта.

Целесообразно проверить правовой статус партнера (где зарегистрирован, его правоспособность) и его финансовое положение, коммерческую репутацию, определить в соответствии с правом какой страны организовано юридическое лицо. Желательно получить документы, подтверждающие государственную регистрацию, а также полномочия лица, которое будет подписывать контракт.

Сделки, заключаемые с иностранными контрагентами, регулируются нормами права той или иной страны. Применимое к ним право определяется по соглашению сторон контракта.

В соответствии с п. 2 ст. 1209 ГК РФ, форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российской юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения сделки российскому праву.

По российскому законодательству, несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки (п. 3 ст. 162 ГК РФ).

ГК РФ определяет возможные способы заключения договора (контракта), которые могут быть применены к внешнеэкономической сделке:

1. Составление одного документа, как правило, крупные и сложные контракты (п. 2 ст. 434 ГК РФ);

 

2. Обмен документами, посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ);

 

3. Когда лицо в установленный для акцепта срок совершит действия по выполнению указанных в оферте условий (отгрузку, уплату) (п. 3 ст. 434 ГК РФ, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившем оферту, ее акцепта. Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту (ст.444 ГК РФ).

Способы совершения сделки

Потенциальному партнеру направляется коммерческое предложение о заключении конкретной внешнеэкономической сделки (заключении договора купли-продажи, договора поставки и т.п.).

Такое предложение, если в нем указаны существенные условия договора и порядок их определения, в соответствии со ст. 395 ГК РФ является офертой, а отправившее его лицо называется оферентом. Оферта может быть оформлена в виде делового письма, комплекта документов или в форме проекта конкретного договора, подписанного оферентом и содержащего все основные условия сделки. В ряде случаев оферта может быть сделана устно при личных встречах или по телефону с последующим подтверждением в письменной форме одним из вышеперечисленных способов.

Составление оферты требует особого внимания. Оферент должен заинтересовать потенциального делового партнера, показать выгоды своего предложения. Обычно, в оферте указываются все коммерческие условия сделки: наименование товара, количественные и качественные характеристики, базисные условия поставки и цена, срок поставки, условия платежа, порядок сдачи-приемки товара, характер тары и упаковки, гарантии и санкции.

Оферта может быть твердой (отправленной только одному возможному покупателю) и свободной (отправленной одновременно нескольким возможным покупателям). Если покупатель не согласен с одним или несколькими условиями оферты, то он направляет продавцу встречное предложение с перечнем своих условий и срока для ответа, которое называется контрофертой.

Полученная оферта должна быть акцептована. Согласно ст. 396 ГК РК акцептом признается ответ акцептанта - лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцептом признается только такой ответ, в котором акцептант выражает полное и безоговорочное согласие с офертой (например, подписывает присланный ему проект договора без оговорок и изменений). Отказ от предлагаемых условий договора, их изменение, дополнение или предложение своих условий, а также неопределенность согласия акцептом не являются, договора не порождают, а выступают или как отказ от заключения договора, или как выдвижение новой оферты. Не является акцептом и молчание акцептанта, если иное не вытекает из законодательного акта, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.

После получения акцепта оферентом договор считается заключенным и прекратить его можно только по общим правилам расторжения договора.

Если акцепт не получен, начинается процедура уточнения и согласования отдельных условий договора путем переписки, телефонных переговоров или личной встречи представителей сторон.

Соблюдение валютного законодательства

Особое внимание необходимо уделить соблюдению валютного законодательства.

Во-первых, если сумма контракта превышает сумму, эквивалентную 50 000 долларов США, подлежит оформлению паспорт сделки в установленном банком порядке и в согласованный с банком срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту либо иного исполнения обязательств по контракту. При не оформлении паспорта сделки резидент подлежит привлечению к ответственности в соответствии с ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ»).

Во-вторых, резидентом должны быть предприняты меры для возврата в Российскую Федерацию денежных средств по планируемой сделке: получение оплаты за поставленные экспортные товары (оказанные работы (услуги), переданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности), а также обеспечение возврата выплаченных сумм за неввезенные на таможенную территорию импортные товары, невыполненные работы (неоказанные услуги, непереданную информацию или результаты интеллектуальной деятельности).

В соответствии со ст. 19 Федерального Закона «О валютном регулировании валютном контроле», сроки возврата денежных средств должны быть установлены в самих внешнеторговых договорах (контрактах). Ответственность за нарушение этих сроков предусмотрена ч. 4, 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Кроме того, при исполнении внешнеторгового контракта следует иметь в виду, что по каждой операции резидент должен отчитываться перед банком, в котором был оформлен паспорт сделки, в порядке, установленном Банком России (Инструкция № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»).

Неоформление паспорта сделки, несоблюдение сроков подачи подтверждающих документов, задержка представления справок о поступлении валюты являются отдельными административными правонарушениями. Соответственно штраф за каждое правонарушение уплачивается отдельно, даже если нарушения имели место в рамках одной сделки.

В-третьих, необходимо оговорить и соблюсти порядок расчетов по внешнеторговому контракту. В соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» расчеты при осуществлении валютных операций ведутся юридическими лицами - резидентами только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением некоторых видов расчетов.

Способы обеспечения обязательств

При заключении внешнеэкономических сделок стороны особое внимание уделяют способам обеспечения обязательств, т. е. тех мер, которые они могут применять к контрагенту в случае неисполнения обязательства должником, в результате чего кредитору наносится имущественный или моральный ущерб.

Нарушением контракта признается неисполнение обязательств либо ненадлежащее его исполнение. При этом возникает ответственность нарушившей стороны, которая обязана возместить другой стороне весь ущерб, связанный с неисполнением или с ненадлежащим исполнением контрактных обязательств.

Важно в условиях контракта определить размер штрафных санкций и способ определения убытков, подлежащих взысканию. Штрафы могут выражаться как в твердой денежной сумме, так и в процентах от общей стоимости, например не поставленного товара. Как правило, способ исчисления штрафа определяется условиями контракта о цене товара. Штраф в твердой денежной сумме предусматривают в случае когда, контрагенты договорились о твердой (фиксированной) цене за поставляемый товар либо предусмотрена выплат штрафа в достаточно устойчивой валюте. Если в контракте указана плавающая (скользящая) цена, то для покупателя выгодно исчислять штраф за просрочку поставки или не недопоставку товара в процентах от стоимости не поставленного товара, поскольку с увеличением цены товара соответственно возрастает и размер взыскиваемого штрафа.

Контрагенты по договору могут предусмотреть в его условиях санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств по контракту: штрафы за необоснованный отказ покупателя принять товар, соответствующий установленным нормам качества, за не извещение о произведенной отгрузке товара и т.д.

Внешнеэкономические сделки прекращаются прежде всего их надлежащим исполнением, а так же зачетом взаимных требований, соглашением сторон, невозможностью исполнения, ликвидацией юридического лица или смертью гражданина.

Далия Бедердинова Бухгалтерские Вести № 47.2011 Санкт-Петербург

 

Внешнеэкономическая деятельность - это сложный и многоступенчатый процесс, требующий обширных знаний  в финансовых,  налоговых и правовых вопросах.  При несовершенстве законодательной системы, из-за сложности и двусмысленности толкования нормативных актов защиту своих интересов можно доверить только профессионалам. Специалисты компании "KB Group" помогут Вам разобраться во всех тонкостях и нюансах ВЭД. Мы готовы проконтролировать процесс внешнеэкономической сделки, оценить и проанализировать представленные документы, при необходимости посоветовать внести изменения и обосновать возможные риски. Консультация профессионального юриста поможет предотвратить возникновение проблем, чтобы в дальнейшем не пришлось тратить силы на устранение их последствий.