54. Инфляция: причины, виды, последствия
Инфляция (от лат. inflatio — вздутие) — обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.
Виды инфляции:
По характеру протекания:
открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги;
скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
В зависимости от темпа роста цен
умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год);
галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100—150% в год);
гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)
По степени расхождения роста цен по различным товарным группам
сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;
несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.
Последствия инфляции:
Для сферы производства:
снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
обесценение всего фонда накопления;
обесценение кредитов;
стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.
При распределении доходов:
перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);
отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;
обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления;
определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;
снижение покупательной способности денежной единицы.
Для экономических отношений:
владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию;
потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;
поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер;
кредиторы избегают давать в долг.
Для денежной массы:
деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.
НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.
- 52. Сущность и функции денег. Понятие и элементы денежной...
- 53. Формы безналичных расчетов.
- 54. Инфляция: причины, виды, последствия
- 55. Сущность и функции финансов. Финансовая система: понятие, элементы
- 57. Платежные поручения. Аккредитивная форма расчетов. Финансовый рынок: структура, функции, участники.
- 58. Бюджет: сущность, составные элементы, функции
- 59. Задачи и функции Банка рф в кредитной системе.
- 60. Финансовая система рф. Структура и принципы бюджетной системы рф.
- 61. Фондовая биржа: функции, организация работы
- 66. Возникновение и сущность банков. Зарождение и развитие российской банковской системы.
- 67. Банк: понятие и правовой статус. Современная банковская система Российской Федерации.
- 68. Статус, цели деятельности и основные задачи Центрального Банка Российской Федерации.
- 69. Функции коммерческого банка.
- 70. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации.
- 71. Порядок создания банка. Виды банковских лицензий. Основания для отзыва банковской лицензии.
- 72. Банковская система. Организация и составные элементы. Сущность и виды небанковских кредитных организаций.
- 73. Общая характеристика операций коммерческого банка. Пассивные операции коммерческого банка. Активные операции коммерческого банка.
- 74. Ликвидность коммерческого банка. Управление ликвидностью.
- 75. Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база.
- 76. Доходы коммерческого банка.
- 77. Расходы коммерческого банка.
- 78. Банковские риски и управление ими.