Развитие жилищной ипотеки в Российской Федерации
К концу 1992 г. в стране было создано более десятка, а к концу 1994 г. – около двух с половиной десятков ипотечных банков. Однако в первом базовом на том этапе государственном документе – Законе Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» хотя и отмечалось, что граждане при строительстве и покупке жилья имеют право на получение кредита под залог, в том числе под залог недвижимости… но слово «ипотека» даже не упоминалось. Но буквально через полгода Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 20.06.1993 № 595 «О государственной целевой программе «Жилище», в которой было признано, что одной из важных задач по решению жилищной проблемы является создание различных форм финансово-кредитного механизма, таких, как институт залога недвижимости и на его основе ипотечного кредита, вторичного рынка закладных, расширение перечня имущества, сдаваемого в залог». В целом на протяжении первого десятилетия реформ процесс становления ИЖК носил в основном стихийный характер, к развитию ипотеки государство оказалось неподготовленным.
Что касается реальной государственной поддержки развития жилищной ипотеки, то она по существу началась только в первом десятилетии XXIв, хотя подготовительные меры были предприняты раньше. Основные направления жилищной политики были определены Конституцией Российской Федерации (ст. 40), Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 – 2010 гг.». Эта фактически третья программа отличалась более системным подходом к решению проблемы жилья, в частности, в ней содержались конкретные меры по развитию системы обеспечения жильем отдельных категорий граждан (военнослужащих, переселенцев и др.) с использованием механизма бюджетного субсидирования (государственных жилищных сертификатов).
В законодательной сфере проводилось совершенствование правовых и нормативных основ, регулирующих ипотечные жилищные отношения. Были разработаны и приняты Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05. 2002 № 302); Федеральный закон от 24.12.2002 № 179-ФЗ «О внесении в некоторые акты законодательства Российской Федерации изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования»; Федеральный закон от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»; Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»; Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19. 07.2010 № 1201-р).
Практическое целенаправленное участие государства в формировании системы ипотечного жилищного кредитования началось с организации Агентства по ипотечному жилищного кредитованию (АИЖК). В 1995 – 1996 гг. была создана рабочая группа из представителей госорганов (в основном Минстроя России) и иностранных консультантов из Института экономики города и Федеральной национальной ассоциации по ипотечному кредитованию (Фэнни Мэй, США) для разработки системы ипотечного жилищного кредитования в России.
На основании разработанных этой группой материалов была подготовлена и в 1996 г. принята Федеральная целевая программа «Свой дом», согласно которой предусматривалось создание в России двухуровневой ипотечной системы американского образца. В целях реализации этой программы, привлечения внебюджетных денежных средств для предоставления населению долгосрочных ипотечных кредитов было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 26. 08.1996 № 1010 об учреждении открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию». (Агентство было зарегистрировано в сентябре 1997 г.) Перед Агентством была поставлена задача формирования общенационального ипотечного рынка посредством покупки у первичных кредиторов прав требований по ИЖК и привлечения средств инвесторов путем выпуска облигаций под эти права требований, получения кредитных линий и займов в других формах.
Стандарты кредитования были разработаны Агентством на основе анализа и обобщения российского и зарубежного опыта ипотечного жилищного кредитования и включали в себя механизмы выдачи и рефинансирования ипотечных кредитов, типовые соглашения, а также требования ко всем участникам рынка.
По данным стандартам предусматривались следующие базовые условия кредита:
●●кредит предоставляется и погашается в рублях;
●●срок кредитования – от 1 до 20 лет;
●●погашение кредита осуществляется равными ежемесячными платежами;
●●процент по кредиту может меняться в зависимости от состояния рынка. Досрочное погашение кредита допускается по истечении 6 месяцев со дня его выдачи;
●●заемщиком может быть любое дееспособное лицо в возрасте от 18 до 60 лет;
●●требования к объекту – кредит предоставляется для приобретения отдельной квартиры в многоквартирном доме или отдельно строящегося жилого дома;
●●обеспечение кредита – залог квартиры, приобретаемой на заемные деньги. Размер кредита не должен превышать 70% суммы оценки приобретаемого жилья;
●●требования к доходу заемщиков – для получения кредита необходимо иметь постоянный источник дохода, рассматриваются только документально подтвержденные доходы заемщика; ●●максимальная сумма кредита: возможная сумма кредита зависит от дохода семьи и рассчитывается исходя из условия, что ежемесячные выплаты по погашению кредита с процентами, а также страхование и прочие выплаты по сделке не превышают 35% совокупного дохода заемщика. В случае, если первоначальный взнос заемщика превышает 50% суммы кредита, ежемесячные выплаты могут достигать 40% совокупного дохода;
●●страхование: заемщик за свой счет должен застраховать свою жизнь и потерю трудоспособности, приобретаемое имущество;
●●приобретенное на заемные средства жилье оформляется в собственность заемщика (одного или нескольких). Таким образом заемщик сразу же становится собственником приобретаемого жилья.
К началу 2004 г. к федеральной системе ипотечного жилищного кредитования подключились 54 региона Российской Федерации. 36 регионов начали выдавать кредиты по стандартам АИЖК, но с Агентством работали только 50 банков – треть от общего числа банков, выдававших и ипотечные жилищные кредиты. В январе 2007 г. накопительный портфель кредитов АИЖК составил 70 млрд рублей.
Настоящий рывок ипотечного жилищного кредитования произошел в 2006 – 2007 гг., когда началась реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Если в России за все годы до 2004 г. было выдано 40 тыс. ипотечных кредитов, то теперь была поставлена задача довести их число в 2010 г. до одного миллиона. В 2006 г. количество ипотечных кредитов в стране увеличилось в 2,5 раза и достигло 206,1 тыс. на общую сумму 260 млрд руб. (см. данные табл. 2).
- Экономические трансформации и рождение жилищной ипотеки в России
- Основные модели ипотечного жилищного кредитования
- Развитие жилищной ипотеки в Российской Федерации
- Ипотечное кредитование в Российской Федерации в 2006 г.
- Динамика ипотечных жилищных кредитов в рф в 2006-2010 гг.
- Пути решения жилищной проблемы в Российской Федерации
- Целевые показатели развития рынка