logo search
корниюк маркетинг с плагиатом

1.1 Понятие, сущность и содержание страховых отношений

Страховой рынок представляет собой область экономических отношений, сформированную в особой социально-экономической среде, где в качестве объекта купли-продажи выступает страховая защита. Основным условием существования страхового рынка является наличие потребности в страховании и возможности ее удовлетворения со стороны страховщика, т.е. формирование спроса и предложения на услуги страхования. Страховой рынок является частью глобальной системы финансового рынка.

Объективная основа развития страхового рынка - необходимость обеспечения бесперебойности воспроизводственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим в случае непредвиденных неблагоприятных обстоятельств. Страховой рынок можно рассматривать также как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества, как совокупность страховых организаций, которые принимают участие в оказании соответствующих услуг [1].

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование является особой финансовой категорией, сущность которой заключается в справедливом распределении ущерба между всеми участниками страхового рынка. Страхование является инструментом защиты в борьбе как с последствиями стихийных бедствий, так и с противоречиями, возникающими в процессе производственных отношений между всеми участниками рынка. Страхование как экономическая категория обеспечивает непрерывность и бесперебойность воспроизводственных процессов. Производственные отношения, составляющие основу любой экономики, проявляются в страховании через оборот денежных средств, т.к. возмещение убытков при наступлении страховых случаев происходит в денежной форме. Поэтому страхование можно отнести и к системе финансов, потому что его сущность также проявляется через функцию распределения. Однако оно так или иначе проявляется на всех стадиях общественного производства: производство, распределение, обмен и потребление.

Обязательным условием существования страхового рынка является наличие общественной потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Переход отечественной экономики к рынку существенно меняет роль и место страховщика в системе экономических отношений. Страховые компании превращаются в полноправных субъектов хозяйственной жизни [1].

Cтраховой рынок является интегрированной экономической системой, включающей различные структурные звенья (рисунок 1).

Границы страхового рынка

Орган государственного страхового надзора

Акционерные страховые компании

Специализированные

перестраховочные

компании

Общества взаимного страхования

Государственный фонд социального страхования

Страхователи

Объединения страховщиков

Страховые посредники

Агенты

Брокеры

Омбудсмен

Рисунок 1. Общая структура страхового рынка

У истоков страхового рынка стоит Орган государственного страхового надзора (Гострахнадзор), который является центральным исполнительным органом, осуществляющим государственный надзор над страховой деятельностью. Его основной функцией является обеспечение исполнения страхового законодательства РК всеми участниками страхового рынка. Орган государственного страхового надзора защищает законные интересы и права, как страховщиков и страхователей, так и третьих лиц.

Первичным звеном страхового рынка является страховая компания, она является самостоятельным хозяйствующим субъектом и представляет собой основной способ формирования и функционирования страхового фонда, посредством которой происходит заключение договоров страхования и их дальнейшее обслуживание. Страховая компания является главным инструментом по созданию, распределению, перераспределению и использованию страхового фонда, действует в интересах обеспечения непрерывности общественного производства на основании лицензии, выданной уполномоченным органом РК.

Для сбалансированного принятия крупных рисков на страхование на рынке осуществляют свою деятельность специализированные перестраховочные организации, которые могут существовать как обособленные экономические единицы и вести деятельность, связанную исключительно с перестрахованием, так и обычные страховые компании, финансовая стабильность которых позволяет принимать участие и брать на себя ответственность относительно крупных рисков других страховых компаний. Перестраховочные компании, как правило, имеют более высокую экономическую устойчивость и больший объем собственного капитала. Основной целью перестрахования является страхование страховщика, т.е. своего рода помощь и подстраховка в принятии крупных рисков другими организациями, что позволяет небольшим страховым компаниям, не аффилированным с банками работать на рынке и сохранять свою стабильность.

Взаимное страхование появилось в Казахстане сравнительно недавно, после принятия Закона «О взаимном страховании от 5 июля 2006 г. и является новой формой осуществления страхования, т.к. своей целью видит не коммерческие интересы, а скорее взаимовыгоду и взаимопомощь. Взаимное страхование реализуется путем создания Общества Взаимного страхования и является некоммерческой организацией, существующей лишь на основании взносов в денежной или имущественной форме необходимых лишь для полноценного ведения экономической деятельности. Как правило, такие Общества не могут страховать интересы посторонних лиц, т.к. создаются исключительно с целью поддержки друг друга на основе общности интересов, объединенных одними и теми же рисками, отраслевой и территориальной принадлежностью. Наиболее четко принцип взаимности прослеживается наличием участников данного общества и отсутствием любых посредников, т.е. сами потребители страховых услуг (страхователи) одновременно являются и страховщиками. Убытки распределяются пропорционально между всеми участниками общества.

Страховые резервы участников Общества формируются за счет установленных страховых премий, которые в дальнейшем, при наступлении страхового случая выступают в качестве выплат. В Казахстане данный вид страхования популярен в области профессиональной деятельности, в частности затрагивает такие виды страховых услуг, как страхование ответственности частных нотариусов, адвокатов, туроператоров, аудиторов и т.д. Также, особенно активно в Казахстане данный вид страхования применяется в сельскохозяйственной сфере в Акмолинской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областях. Однако, применение данного вида страхования в области растениеводства, чревато большими убытками, т.к.  в случае неурожайного года или стихийных бедствий (ураганы и засухи) убытки понесут все участники Общества, в связи с тем что территориально они расположены в одном районе, соответственно они просто не смогут выполнить все взятые на себя обязательства. Поэтому сейчас стоит вопрос о ликвидации такого рода организаций.

Не менее важным участником страхового рынка выступает Государственный социальный фонд, который был создан с целью обеспечения сохранности социальных отчислений. Социальные отчисления представляют собой вычеты из зарплаты, которые переводятся в Государственный фонд социального страхования. Целью существования фонда является обеспечение социальной защиты при утрате дохода, в случае утраты трудоспособности, потере кормилица или работы, по беременности, родам и уходу за ребенком до одного года. Обязательному социальному страхованию подлежат все работники, исключая работающих пенсионеров, которые своей деятельностью приносят доход на территории РК.

Для координации деятельности, реализация совместных проектов и программ, а также с целью взаимной защиты интересов создаются объединения страховщиков, как правило в форме ассоциаций, союзов и пула. Создание пулов происходит на добровольных началах, в основном с целью совместной ответственности при принятии на страхование крупных или особо опасных рисков. Страховой пул является ярко выраженной формой сострахования, т.к. предполагает солидарную ответственность по исполнению договорных обязательств при наступлении страховых случаев. Создание страхового пула во многих случаев выгодно, как для страховщика, так и для страхователя. Обеспечение финансовой устойчивости, гарантирование выплат, принятие на страхование крупных рисков, которые могли бы быть не по силу для одной компании все это обеспечивает надежность работы страховой организации, в то же время страхователь может быть уверен в полной и всесторонней защите со стороны всех участников пула. Как правило пулы создаются для страхования рисков, связанных с авиацией, атомной энергетикой, фармацевтическими разработками, с загрязнением окружающей среды. К примеру, практически ни одна страховая компания не сможет в полном объеме ответить перед выгодоприобретателем при крушении самолета, т.к. в отношении одного только самолета применяются такие виды страхования, как КАСКО, страхование экипажа от несчастных случаев, страхование ГПО перед третьими лицами и еще много других добровольных страховых продуктов. Поэтому страховой компании гораздо выгоднее стать инициатором создания страхового пула, для сбалансированности принимаемых на страхование рисков. Как правило страховой пул действует в рамках солидарной ответственности по договоренности между участниками пула, все риски и премии делятся пропорционально по отношению к каждому участнику. Формирование пуда достаточно трудоемкий и сложный процесс, который в Казахстане регулируется законом РК «О страховой деятельности» от 18 декабря 2000 года № 126-II.

Не менее важную роль для удовлетворения потребностей как страховщиков, так и страхователей играют страховые посредники, а именно агенты и брокеры. Страховой агент - физическое или юридическое лицо, включенное в реестр страховых агентов и осуществляющее посредническую деятельность по заключению договоров страхования от имени и по поручению одной или нескольких страховых организаций на основании договора поручения, т.е. страховой агент действует в интересах страховой компании, зарабатываю на своих комиссионных вознаграждениях. Главное его целью является привлечение как можно большего числа клиентов, их удержание и формирование покупательской лояльности. В то время как брокер – это юридическое лицо, представляющее страхователя в отношениях, связанных с заключением и исполнением договоров страхования со страховщиком по поручению страхователя, или осуществляющее от своего имени посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования или перестрахования, а также консультационную деятельность по вопросам страхования и перестрахования. Таким образом, можно сделать вывод, что страховой брокер действует в интересах страхователя, выявляя его потребность, он проводит мониторинг страховых компаний с целью поиска наилучших условий, наименьших тарифов, компаний с хорошей выплатной историей, высокими рейтингами и т.д. Как правило, к брокерским услугам прибегают довольно крупные компании, которым необходимо подыскать наиболее выгодные условия сотрудничества по множеству направлений одновременно.

Завершающим звеном страхового рынка по ту сторону от клиентов является – омбудсмен. Страховой омбудсмен – это независимое физическое лицо, которое не должно быть аффилировано ни с какой страховой компанией и которой является последней инстанцией в разрешении споров между страхователями и страховщиками. Его основной функцией является всесторонний анализ ситуации с вынесением непредвзятого решения, которое считается обязательным для исполнения страховой компанией. Омбудсмен помогает решить споры между страховщиками и их клиентами не прибегая к суду, однако в случае, если страхователи не согласны с вынесенным решением они могут пойти дальше в вышестоящие инстанции для принятия итогового решения. Страховой омбудсмен регулирует споры только в рамках такого страхового продукта, как ОС ГПО ВТС, который является обязательным для всех автовладельцев, в рамках своей работы он скорее находит пути выхода из сложившейся ситуации, чтобы в итоге прийти к компромиссному решению, что намного облегчает сотрудничество между компанией и клиентами.

Существование всех вышеперечисленных участников страхового рынка было бы бессмысленным без наличия самого главного атрибута, цели их деятельности- страхователя. Страхователь представляет собой как физическое, так и юридическое лицо, которое является клиентом страховой компании, покупает ее продукты и пользуется ее услугами. Страхователь заключает договор страхования, уплачивает страховую премию и получает выплату в рамках страховой суммы при наступлении страхового случая.

Таким образом, в широком смысле страховой рынок отражает совокупность экономических отношений, связанных с куплей-продажей страхового продукта, его функционирование обеспечивает и налаживает связи между страховщиком и страхователем. Основой его существования является свобода деятельности, функционирования и развития, а также возможности выбора со стороны клиентов, немаловажным аспектом является равноправие и отношения партнерства, связанные с реализацией страхового продукта.

Структура страхового рынка помимо рассмотренного институционального аспекта характеризуется масштабом спроса и предложения и включает в себя: внутренний, внешний и международный страховые рынки. Современный страховой рынок является обширной многофакторной системой, состоящей из множества мелких составляющих, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Основными составляющими этой системы являются: инфраструктура страхового рынка, страховые продукты, система тарифов, законодательная база, а также множество других факторов, незначительное изменение которых может привести к необратимым последствиям. Эти факторы относятся как к внешней, так и внутренней среде, что является условным методологическим разделением, для определения более точного взаимодействия всех составляющих.

Внутренняя и внешняя системы сливаются воедино и регулируют развитие страхования в целом. На многие составляющие внутренней системы страховщик имеет непосредственное влияние, такие аспекты как, например, перечень услуг, разработка новых страховых продуктов (условия и правила конкретных договоров страхования), система распределения и продвижения собственных услуг, ценообразование по добровольным продуктам, а также материальные и людские ресурсы компании поддаются полному ее контролю и могут регулироваться ей в зависимости от текущей ситуации на рынке.

К внутренней системе относятся управляемые переменные, составляющие ядро рыночной системы страховой компании. Основные из этих управляемых страховой компанией переменных: страховые продукты (условия конкретных договоров страхования данного вида), система организации продаж страховых полисов и формирования спроса, гибкая система тарифов, собственная инфраструктура страховщика. Важное значение придается финансовому положению компании, ее стабильности и марже платежеспособности. Важно также наличие квалифицированного штата сотрудников, готовых справляться нестандартными ситуациями, а также наличие руководящей верхушки, которая может умело руководить всеми бизнес-процессами в компании.

Таким образом, страховой рынок представляет собой единство внутренней и внешней среды компании, где внутренняя среда поддается полному контролю со стороны страховщика, а внешняя среда зависит от текущего экономического и политического состояния в стране, от стабильности законодательной базы и многих других, неподвластных компании факторов.

В настоящее время преобладающими тенденциями на рынке страхования являются специализация и глобальная универсализация страхового дела. Особенно актуальной тема специализации является для казахстанского рынка, где страховые компании в основном занимаются либо общими видами страхования, либо только страхованием жизни, что затрудняет развитие деятельности страховщика. Основной причиной развития данной тенденции явилось углубленное разделение труда и как следствие концентрация на более узких сегментах рынка. Кроме того, наряду со специализацией большое влияние на деятельность страховых компаний является универсализация их деятельности. Как правило, крупные и мощные финансовые институты, имеющие определенно имя на рынке стремятся развиваться и в других направлениях , приобретая, к примеру биржевые фирмы, инвестиционные компании и т.д.

Совокупность всех вышеперечисленных факторов определяют сферу деятельности и политику ведения дела в страховой компании, возможности работы с тем или иным рынком, степень влияния на его инфраструктуру, что в конечном итоге формирует определенный имидж компании и как следствие, оказывает влияние на формирование спроса и его дальнейшее удовлетворение.