logo search
Административный процесс / Законы СНГ / Закон Киргизии Об адм

Статья 3. Принципы установления административных процедур

Предусмотренные настоящим Законом административные процедуры основываются на следующих основных принципах:

1. Заинтересованные лица вправе обращаться в административный орган для решения вопросов, входящих в компетенцию этого органа и непосредственно затрагивающих права и законные интересы такого лица.

Административный орган обязан рассмотреть обращение по вопросу, входящему в его компетенцию, и вынести соответствующее решение исходя из приоритета прав, свобод и интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

2. Административный орган обязан соблюдать Конституцию Кыргызской Республики, законы и иные нормативные правовые акты и не совершать противоправных деяний.

Принятие административным органом акта или совершение любого действия (бездействия), ограничивающего конституционные права и свободы, должно основываться на Конституции Кыргызской Республики или на конкретном законе.

Принятый акт, а также любое действие (бездействие), совершенное административным органом со злоупотреблением властью, считаются недействительными.

Должностные лица и члены коллегиального органа, уполномоченные рассматривать и разрешать административные дела, несут ответственность в соответствии с законодательством за ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей и превышение служебных полномочий.

3. Рассмотрение и разрешение административных дел осуществляется на началах равенства перед законом:

- юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, места нахождения, подчиненности и формы собственности;

- граждан и индивидуальных предпринимателей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к объединениям, а также другим обстоятельствам.

Запрещаются ограничение или вмешательство в осуществление прав, свобод и интересов любой стороны административного разбирательства и привилегированное отношение или дискриминация любой стороны в нарушение закона.

В случае идентичных обстоятельств по разным делам, вынесенные по ним решения также должны быть идентичны, за исключением случаев, в которых имеются законные основания для вынесения иного решения.

4. Рассмотрение и разрешение административных дел является открытым. Рассмотрение и разрешение административных дел в закрытом режиме допускается:

- в случаях, предусмотренных законодательством о государственной тайне;

- в случае удовлетворения ходатайства заинтересованного лица, ссылающегося на необходимость обеспечения тайны усыновления (удочерения) ребенка, сохранения коммерческой, банковской, нотариальной, адвокатской или иной охраняемой законом тайны;

- в случае удовлетворения ходатайства заинтересованного лица, ссылающегося на необходимость обеспечения неприкосновенности частной жизни или иных обстоятельств, предусмотренных законом.

О рассмотрении административного дела в закрытом режиме указывается в решении административного органа. Административное дело в закрытом режиме рассматривается и разрешается с соблюдением всех требований, предусмотренных настоящим Законом.

5. При рассмотрении административного дела непосредственно исследуются все доказательства, необходимые для его разрешения.

Административные органы должны осуществлять свои полномочия беспристрастно.

Должностные лица и члены коллегиального органа, уполномоченные рассматривать и разрешать административные дела, не могут участвовать в административном рассмотрении при наличии личной заинтересованности или других обстоятельств, могущих повлиять на процесс принятия решения.

6. Производство по административным делам ведется на государственном или официальном языке. Производство по административным делам может также вестись на других языках народов на территориях их компактного проживания.

Заинтересованным лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство по административному делу, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами, давать объяснения, выступать и заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке либо на любом свободно избранном ими языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Если заявление или любой другой документ, представленный заинтересованным лицом, написаны не на государственном или официальном языке, сторона должна представить нотариально заверенный перевод таких документов в срок, устанавливаемый административным органом.

7. Не допускается передача государственных полномочий по рассмотрению и разрешению административных дел полностью или частично коммерческим и некоммерческим организациям. В случаях, предусмотренных законами, такие полномочия могут передаваться компетентным государственным учреждениям.

8. Единства требований административных процедур для административных органов всех уровней. Четкого разграничения полномочий и компетенции административных органов. Подчинения нижестоящих административных органов вышестоящим органам.

9. Взаимной ответственности и баланса интересов личности, общества и государства. Экономичности и эффективности административных процедур.

Административные органы не должны издавать акты, если ущерб, наносимый таким актом законным правам и интересам лица, значительно превосходит пользу, приносимую актом.

10. Лица, участвующие в административном рассмотрении, не вправе раскрывать или использовать для внеслужебных или личных целей любую конфиденциальную информацию, полученную или созданную в ходе административного рассмотрения. Лица несут ответственность за раскрытие такой информации согласно законодательству Кыргызской Республики.