2. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации.
Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.
Регулированию денежного обращения предшествует выработка соответствующей денежно-кредитной политики государства на определенном этапе развития общества. Особая роль в осуществлении денежной политики государства, в организации денежного обращения в стране возлагается в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ ист. 4 Закона о Банке России на ЦБ РФ, который во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно- кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
В соответствии со ст. 35 Закона о Банке России к основным инструментам н методам денежнокредитной политики Банка России относятся: 1) процентные ставки по операциям Банка России; 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); 3) операции на открытом рынке; 4) рефинансирование кредитных организаций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денежной массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени.
Денежное обращение подразделяется на два вида: 1) наличное;2) безналичное.
В процентнам соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает в основном получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.
1. Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.
Наличный денежный оборот в стране организуется государством в лице центральных (национальных) банков. В Российской Федерации субъектами, организующими данный вид денежного обращения,
являются· Банк России, его территориальные учреждения, а также система расчетно-кассового центра (РКЦ).
Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.
В соответствии с законодательством деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке ЦБ РФ.
2. Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной· кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.
В соответствии с Законом о Банке России Банк России устанавливает предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами; расчеты на сумму, превышающую установленную,
должны производиться только в безналичном порядке. Современный безналичный оборот в Российской Федерации организован в соответствии со следующими принципами:
1) предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;
2) основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;
3) требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого;
4) оплата клиентом банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица;
5) формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.
Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ, Закон о Банке России, Закон о банках, Закон о валютном регулировании, иные законы, нормативные акты ПрезидентаРФ и Правительства РФ, а также подзаконные акты ЦБ РФ.
Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.
Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы в целях стабилизации и укрепления денежного обращения.
Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.
Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.
В соответствии с Законом о Банке России в целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции:
• прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
• установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
• установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и MOfleT, а также порядка их уничтожения;
• определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
В сфере денежного обращения возникают различные общественные отношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права. Названные отношения могут складываться между: • ЦБ РФ и кредитными организациями; • кредитными орг-циями; • кредитными орг-циями и их клиентами; • юр. и физ. лицами; • кредитными организациями и иными институтами финансовойсистемы; • институтами финансовой системы и организациями и физическими лицами.
3. Тесты: 3.1.В; 3.2.В. 4. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.2003 N 16-П
37) 1. Структура банковской системы - (лекции)– 1-ый уровень – это Банк России, 2-ой уровень- все остальные кредитные организации(-юр.лица, к-ые на основании лицензий ЦБ в качестве оснований цели своей деят-сти осуществляют банк.опреации).
Структура банковской системы - ЦБ РФ, кредитные организации (банк, небанковская кредитная организация, иностранный банк), филиалы и представительства иностранных банков. ЦБ РФ + КРЕДИТНЫЕ ОРГ-ЦИИ
2. Финансовую деятельность государства нужно рассматривать с двух сторон: во-первых, как особый вид экономической деятельности, во-вторых, как разновидность государственного управления.
1. Признаки, характеризующие финансовую деятельность государства как экономическую категорию.
а) В процессе финансовой деятельности Российское государство выпускает денежные знаки (осуществляет эмиссию), организует и регулирует денежное обращение в стране, осуществляет расчеты. Это важнейший признак, покоящийся на действии закона стоимости. Деньги выполняют роль измерителя стоимости товаров и услуг, являются всеобщим эквивалентом, помогающим быстро и эффективно обменивать один товар на другой, способствуют нормальной работе хозяйственных механизмов в сфере как государственного, так и частного бизнеса, в наиболее удобной форме помогают гражданам удовлетворять свои потребности.
б) В процессе осуществления финансовой деятельности государство собирает (мобилизует) денежные средства и создает разнообразные финансовые фонды: бюджетные, внебюджетные, иные. При этом государство использует различные методы: установление налогов и сборов, добровольное привлечение денежных средств населения посредством государственного кредита, лотереи и т.д. В процессе финансовой деятельности Российское государство распределяет мобилизуемые денежные средства (перераспределяет) и создает бюджетные, внебюджетные, резервные и иные денежные Фонды.
В рассматриваемом плане огромное значение для функционирования государства имеет создание федерального бюджета как централизованного фонда РФ, предназначенного для финансирования функций и задач общегосударственного значения (оборона, иностранные дела), а также для перераспределения финансовых средств между субъектами Российской Федерации в целях выравнивания условий их социально-экономического развития.
в) В процессе финансовой деятельности государство расходует денежные средства. Из федерального бюджета государство осуществляет расходы на армию и оборону; из Пенеионного фонда РФ выплачивает пенсии гражданам; из резервных фондов восстанавливает потери, понесенные городами и селами в результате стихийных бедствий, и т.д.
Таким образом, финансовую деятельность государства образуют прежде всего такие ее виды, как эмиссионная, налоговая, бюджетная, расходная деятельность. Однако панорама финансовой деятельности государства показывает и другие ее составные части (виды): валютную, кредитную, страховую, финансовоконтрольную и др.
2. Финансовая деятельность государства - разновидность управленческой деятельности.
Финансовая деятельность государства является:
1) властной, основанной на предписаниях органов государственной (публичной) власти. Управленческий характер финансовой деятельности проявляется в том, что она осуществляется на основе правовых управленческих решений как представительных, так и исполнительных органов власти;
2) государственно-плановой, осуществляеой в рамках точно определенного времени (квартала, года). Например, исполнение бюджета как по доходам, так и по расходам осуществляется строго по плану: каждый доход и каждый расход бюджета предусмотрены законом и реализуются в установленное законом время. Иначе говоря, финансовая деятельность любой государственной организации осуществляется не произволъно, а на основе какого-либо финансовопланового акта: сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, баланса доходов и расходов предприятия, кассового плана и т.д.
Таким образом, финансовая деятельность государства представляет собой плановый процесс мобилизации денежных средств, создания финансовых фондов, расходования денежных средств для эффективного выполнения государством своих задач и функций.
3) координирующей дт-тью. Финансовая дт-ть представляет собой управленческую деятельность координирующего характера, в процессе осуществления которой устанавливается в зависимости от обстоятельств целесообразное соотношение расходной части с доходной частью бюджетов различных уровней путем бюджетного регулирования: процентных отчислений от налогов в те или иные бюджеты, предоставления дотаций, субвенций и субсидий и т.д.
Однако координацию как управленческое воздействие по согласованию действий различных финансовых органов вряд ли можно ограничить только бюджетной сферой. Она распространяется на эмиссионную, налоговую, валютную и другие сферы финансовой деятельности государства;
4) контролирующей деятельностью, которую осушествляют компетентные органы государства (Минфин России, Департамент экономической безопасности МВД России, Счетная палата РФ) в процессе мобилизации денежных средств в государственные финансовые фонды и их использования в интересах общества и государства.
Государственный финансовый контроль распространяется как на государственные и муниципальные финансовые структуры, так и на частную предпринимательскую деятельность.
Финансовая дт-ть государства – дт-ть по выпуску денежных знаков и организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды, использованию их в интересах общества и государства, причем эта дт-ть осуществляется на основе управленческих решений, финансового планирования и контроля за правильиостью всех финансовых операций как государственных (публичных), так и частных структур.
Для привлечения денежных средств в бюджетную систему, внебюджетные гос целевые фонды используются методы обязательных и добровольных платежей. Метод обязательных платежей применяется и при гос страховании. Наряду с этим используются и добровольные методы для формирования гос и муниципальных денежных фондов: лотереи, займы, пожертвования юридических и физических лиц, вклады в банки и т.д. При распределении гос денежных средств применяются два основных метода: финансирование, т.е. безвозвратное и безвозмездное их предоставление, и кредитование, означающее выделение средств на началах возмездности и возвратности. Поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение гос, юридических и физических лиц, а также использование их осуществляется посредством расчетных операций. Они производятся методами безналичных денежных расчетов в разных формах и платежами наличными денежными средствами.
3. Тесты: 3.1.Б; 3.2.А. 4. Опр. от 15.01. 08 г. N 192-О-О
38) 1. Кредитная организация (лекции) - юр.лицо, к-ое на основании лицензии ЦБ в качестве основания цели своей деят-сти осуществляет банк. операции.
- коммерч орг-я в форме хоз общества, действующая на основании спец разрешения (лицензии) ЦБ РФ и осущ-его банкоские операции.
2.Финансовое право – это отрасль российского права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осущ. государством финансовой деятельности, т.с. деятельности по организации денежного обрашения в стране, мобилизации денежных средств в бюджетные и во внебюджетные фонды, их использованию в интересах общества и государства.
В процессе осуществления финансовой деятельности государства возникают и другие общественные отношения: по валютному регулированию, государственному кредиту, финансовому контролю, страхованию и т.д.
Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных органов.
В предмет финансового права включаются не все, а только те денежные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и связаны с мобилизацией денежных средств в государственные и муниципальные фонды и их использованием в интересах общества и государства (фин. дт-ти гос-ва).
Финансовые отношения многообразны и имеют тенленцию к дроблению: выделению основных групп финансовых отношений и примыкающих к ним других групп финансовых отношений.
К основным группам относятся эмиссионные, налоговые, бюджетные и банковские (публичные) отношения, в правовой регламентации которых ·любое государство заинтересовано в первую очередь. На базе этих отношений, урегулированных правом, возникли первые правовые институты финансового права: эмиссионное право, налоговое право, бюджетное право и банковское (публичное) право.
Эмиссионные отношения - это финансовые отношения по разработке, изготовлению и выпуску в обращение денежных знаков в виде банковских билетов (банкнот) и монет Центральным ( эмиссионным) банком РФ.
Налоговые отношения - это отношения по поводу уплаты налога и других платежей в государственные и муниципальные бюджеты, а также в государственные внебюджетные фонды.
Бюджетные отношения - это общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, но по поводу определения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в связи с установлением порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, утверждения и исполнения названных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и т.д.
Банковские (публичные) отношения - связи, возникающие главным образом в процессе деятельности ЦБ РФ и, наnравленные на регулирование банковской системы и надзора за ней, защиту и обеспечение устойчивости рубля, nоддержание его стабильного курса по отношению к иностранным валютам.
В ходе финансовой деятельности государства возникают другие группы общественных (финансовых) отношений (гос. кредит, страховые, финансово-контрольные)
Метод финансовоrо права – совокупность способов и приемов воздействия правовых норм на поведение людей в той или иной сфере социальной действительности, в частности, в сфере финансовой деятельности государства.
Способы правового регулирования получают свое выражение в нормах права. В том, как формируется диспозиция
правовой нормы, обнаруживается конкретный способ регулирования. К таким способам относятся: 1) обязывание; 2) запрещение; 3) дозволение.
В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях, но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы, на которых основан способ властных предписаний, в то время как запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль.
Однако способ (метод) властных предписаний как основной способ финансового права отличается от метода административного права. Властные предписания в процессе финансовой деятельности государства исходят, как правило, от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники не находятся в административной зависимости. Таковы отношения между ЦБ РФ и подконтрольным коммерческим банком, Минфином России и гражданином в отношениях по государственному кредиту.
- 4. Пост-е кс рф от 11.11.2003 №16-п
- 3.1Б 3.2еПостановление кс рф от 04.04.1996 № 9-п
- Бюджетное устройство, регулирование. Бюджетные полномочия. Временная финансовая администрация.
- Налог на доб. Пол. Ископ. Сборы за польз. Объектами жив. Мира и видных биол. Ресурсов. Земел. Налог.
- 1) Добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику;
- 2) Извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
- 3) Добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
- 1) 0,3 Процента в отношении земельных участков – для земель с/х назначения, жилищного фонда, жилищного стро-ва, для личного подсобного хоз-ва, садоводства, огородничества, животноводства;
- 2) 1,5 Процента в отношении прочих земельных участков.
- Целевые бюджетные фонды (на примере Российской Федерации): краткая характеристика.
- 2) Резервный фонд;
- 3) Фонд национального благосостояния.
- Гос. И мун. Долг: понятие, значение, виды и формы долговых обязательств. Управление и обслуживание.
- 2. В зависимости от валюты долговых обязательств выделяют:
- 3. В зависимости от срока наступления выплат по долговым обязательствам различают:
- Инвестиционное право Российской Федерации.
- 1. Наиболее распространенная классификация различает инвестиции:
- 2. По сроку инвестирования можно выделить инвестиции:
- 3. По своей направленности инвестиции бывают:
- Налоговый период: определение понятия –
- 1. Элементы бюджетной системы Российской Федерации –
- Бюджет: легальное определение –
- Финансовые правоотношения: отличительные черты, разновидности, субъекты.
- 1. По функциям права они могут быть подразделены:
- 2. По способу разрешения конкретных индивидуальных дел финансовые правоотношения подразделяются:
- Понятие консолидированного бюджета –
- Виды налогов. Элементы налога. Порядок установления и введения налогов.
- 1. По признаку доминирующего элемента юридического состава налога вьщеляются:
- Финансовая деятельность Министерства финансов Российской Федерации.
- Субвенции –
- Финансовая деятельность Центрального Банка Российской Федерации.
- Функции центрального банка
- 2. Виды, формы и методы финн. Контроля. Обязательный аудит.
- 2. Обязательное страхование
- 2. Финансовая деятельность Правительства рф.
- 2. Валютное регулирование рф. Валютные операции.
- 2. Регулирование денежного обращения в Российской Федерации.
- Админис-ое право
- Муниц-ое право
- Гражд-ое право
- 2. Исполнение бюджета (на примере Российской Федерации).
- 2. Все внебюджетные фонды имеют целевой характер;
- 1) В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:
- 2) В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации:
- 3) В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:
- 4) В бюджеты территориальных гос. Внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования:
- Субсидии –
- Счетная палата рф и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.