logo search
РЦБ учебник

Корпоративные облигации

Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству. Таким образом, облигации присущи следующие фундаментальные свойства:

-облигации - это не титулы собственности на имущество эмитента, это удостоверение займа; не дают право на участие в управлении эмитентом;

-в отличие от акций имеют конечный срок погашения (в классическом случае это - гасимая ценная бумага);

-обладают старшинством перед акциями в выплате процентов (в сравнении с выплатой дивидендов) и в удовлетворении других обязательств (например, при ликвидации общества);

-эмитенты облигаций являются заемщиками, должниками. Инвесторы в облигации являются кредиторами эмитента (в отличие от держателя акций). Соответственно, невыполнение эмитентом взятых перед держателями облигаций долговых обязательств (по основной сумме долга и процентам) влечет за собой законные процедуры взыскания задолженности, вплоть до банкротства.

Рынок корпоративных облигаций начал быстро развиваться с 1999 г. (после разрешения эмитентам включать проценты по облигациям, обращающимся на биржах, в затраты). В 1999 – 2000 г.г. размещено через ММВБ корпоративных облигаций на несколько десятков млрд. руб.