Организация процесса управления рисками в банке
Немаловажное значение в управлении рисками имеет правильная организация. В настоящее время спорным является вопрос, должно ли в банке существовать отдельное подразделение, занимающееся управлением рисками, или полномочия в этой области эффективнее распределить по различным бизнес-единицам, деятельность которых собственно и подвергается тем или иным рискам. Аккумулирование управления рисками в рамках специального подразделения (департамента управления рисками, отдела анализа и оценки рисков и т.п.) не всегда эффективно по ряду причин: во-первых, практически невозможно учесть нюансы управления отдельных рисков в работе ограниченного числа специалистов, входящих в штат подобного отдела банка; во-вторых, данное подразделение часто является дублирующим, выполняющим функции других отделов, что приводит к росту непроизводительных расходов; в-третьих, из-за дистанционного разрыва между таким подразделением и отделами, непосредственно проводящими рискованные операции, существует вероятность противодействия «на местах». Заметим также, что служба внутреннего контроля, созданная в каждом российском банке в соответствии с Положением ЦБ РФ № 242-П и призванная наряду с прочими полномочиями и обязанностями организовать управление рисками, зачастую выполняет только функции внутреннего аудита, а работу в интересующей нас области проводит формально. Такая ситуация объясняется тем обстоятельством, что эта служба была внедрена в обязательном порядке по инициативе ЦБ РФ без учета индивидуальных особенностей отдельных банков (многие из них уже решали задачи внутреннего контроля на базе других отделов, а другие были не готовы за короткий промежуток времени организовать эффективную систему внутреннего контроля). В итоге в ряде банков действительной целью этой службы является соответствие требованиям ЦБ, а не реальный контроль над рисками, которым подвергается банк.
Полагаем, что инициатива по внедрению методик управления рисками должна все же исходить «снизу», из ответственных за отдельные направления деятельности бизнес-единиц банка. Работающие в них специалисты лучше осведомлены о взаимосвязи конкретных факторов с проявлениями риска, сталкиваясь с ними на практике, нежели работники искусственно внедренного подразделения по управлению рисками. Однако при этом могут возникнуть две проблемы: с одной стороны, служащие, занимающиеся принятием решений в области рискованных операций, могут быть нацелены на получение максимального дохода, игнорируя при этом повышенные риски, а с другой стороны, они могут недостаточно владеть математическим аппаратом – необходимым в данной области инструментом анализа. Решение этих проблем может быть найдено следующим образом: в банке должна быть разработана стратегия управления рисками, причем в ее разработке должны принимать активное участие работники бизнес-единиц. Стратегия в обязательном порядке должна носить системный характер, исключая какие-либо противоречия и неясности и указывая на конкретные права и обязанности и порядок взаимодействия отдельных подразделений. Утверждение стратегии должно производиться на уровне высшего руководства. Реальным отражением данной стратегии должна стать тактика – конкретные лимиты и методики, обязательные к применению и соблюдению низовыми звеньями банка. В свою очередь, экономическое моделирование может реализовываться специалистами-математиками на базе аналитического или программного отдела в тесной взаимосвязи с подразделениями, непосредственно занимающимися рискованными операциями. Таким образом, необходимо соблюдать действенный баланс централизации и децентрализации в управлении банковскими рисками.
Отметим также влияние организации всего менеджмента в банке на построение в нем действенной системы управления рисками. В настоящее время во многих российских банках управление осуществляется в рамках линейно-функциональной структуры, т.е. руководству банка подчиняются линейные службы, занимающиеся непосредственно банковскими операциями и услугами, и функциональные службы (учетные, маркетинговые, плановые, аналитические, кадровые и т.д.), которые в целом поддерживают и контролируют все линейные звенья. Функции управления при такой структуре концентрируются на уровне руководства банком. По-видимому, этим объясняется позиция тех теоретиков и практиков, которые выдвигают тезис о необходимости существования отдельного функционального подразделения, занимающегося управлением рисками. Однако, как отмечают специалисты, в странах с развитой рыночной экономикой в крупных фирмах, в т.ч. и в банках, преобладает дивизиональный тип структуры управления. В дивизиональной структуре часть управленческих функций делегируется дивизионам – отдельным подразделениям банка. Это могут быть филиалы, отделения или же просто отделы, специализирующиеся на каком-либо виде банковских операций. Дивизионы находятся на полном хозрасчете, то есть вместе с возможностью принимать автономные решения к ним переходит и ответственность за их реализацию. Если дивизион принимает на себя повышенные риски и получает убытки, то он может быть ликвидирован. Дивизионная структура означает, по сути, конкурентную среду внутри банка.
Несомненно, быстро перейти от линейной структуры к дивизионной достаточно сложно, и любые нововведения, приходящие с Запада, нужно адаптировать к российской действительности. Однако реальные шаги к такой реструктуризации управления мы наблюдаем уже сегодня. Типичный пример – введение в отечественных коммерческих банках такого института как казначейство, основными задачами которого являются поддержание ликвидности банка, эффективное перераспределение ресурсов и определение их внутрибанковской цены. Казначейство позволяет выявить эффективность работы различных подразделений, придавая им характер хозрасчетных бизнес-единиц, в то время как при линейно-функциональной структуре можно оценить только эффективность работы банка в целом по всем направлениям.
Используя зарубежный опыт и учитывая реалии российской банковской системы, предпримем попытку применить преимущества дивизионной структуры в управлении рисками. Предлагаемая нами организационная структура управления банковскими рисками отражена на Рис. 2.4.
Рис. 2.4. Организационная структура банка с точки зрения управления рисками
Роль высшего руководства банка должна заключаться в решении стратегических задач, другими словами деятельность руководства должна быть направлена на избежание такого глобального риска как риск неплатежеспособности банка. Это достигается путем разработки и утверждения лимитов и ограничений, в пределах которых низовые подразделения могут принимать решения и действовать относительно принимаемых на себя рисков самостоятельно, не представляя при этом угрозу для капитала банка. Центральное место в управлении балансовыми рисками занимает казначейство. В связи с выполнением своих основных задач оно автоматически выступает в качестве подразделения, ответственного за оперативное управление риском ликвидности и процентным риском. В свою очередь, функции оценки, регулирования уровня и частично контроля отдельных специфических рисков в пределах допускаемых в целом по банку лимитов передаются в отделы, непосредственно занимающиеся банковскими операциями и услугами. Например, кредитный отдел оперативно управляет кредитными рисками, валютный – соответственно валютными, отдел ценных бумаг – рыночными рисками и т.д. Математическая и программная поддержка по внедрению новых методик управления рисками осуществляется специалистами в этой области на базе аналитического отдела и отдела программного обеспечения (информационных технологий). Заметим, что инициатива по введению новых методик должна исходить от бизнес-единиц, иначе их внедрение может быть формальным.
Особая роль отводится службе внутреннего контроля, которая при такой структуре управления действительно будет решать поставленные перед ней Центральным Банком задачи в отношении рисков, а именно: текущее управление (оценка, регулирование уровня и контроль) функциональными рисками (операционными и управленческими), а также контроль за деятельностью бизнес-единиц в отношении соблюдения ими стратегических ограничений и лимитов. Таким образом, правильная организация позволяет рационально распределить функцию контроля от низовых звеньев к высшему руководству.
Наиболее специфичными и объемными в управлении банковскими рисками являются функции оценки и регулирования (оптимизации), которые будут рассмотрены далее более подробно.
Что касается процесса управления банковскими рисками со стороны ЦБ, то его составляющими являются исключительно функции регулирования и контроля. Причем регулирование рисков ЦБ производит косвенными методами. Если коммерческие банки непосредственно влияют на действительный уровень рисков в своей деятельности, манипулируя их значением, воздействуя на факторы рисков или их негативные последствия, то ЦБ лишь устанавливает определенные лимиты и ограничения, выдвигает требования, которых должны придерживаться коммерческие банки в своей деятельности. По сути, ЦБ ограничивает предпочтения коммерческих банков по риску, не позволяя им действовать слишком агрессивно. В этой ситуации важно, чтобы установленные ЦБ требования были разумными и не препятствовали развитию банковского дела. Заметим, что регулирующая функция ЦБ не имела бы должного эффекта без осуществления соответствующего контроля, который реализуется в системе надзора.
Выводы
Банковская деятельность всегда связана с рисками. Риски многообразны по составу, уровню влияния и причинам происхождения. Процесс управления рисками всегда начинается с построения многоуровневой классификации и выявления наиболее значимых рисков.
В процессе управления банковскими рисками сталкиваются интересы двух субъектов: центрального банка, задачей которого является стабильность банковской системы, и коммерческих банков, которые стремятся максимизировать получаемую ими прибыль. Центральный банк устанавливает определенные границы, в рамках которых коммерческие банки могут в полной мере проявлять свою экономическую самостоятельность.
В организационной структуре банка можно выделить элементы, которые непосредственно связаны с риск-менеджментом. Во-первых, это служба внутреннего контроля, задачей которой является контроль рисков на всех этапах осуществления банковских операций. Во-вторых, казначейство, в сферу внимания которого входят процентный риск и риск ликвидности. Также во всех банках существуют Комитет по управлению активами и пассивами и Кредитный комитет, которые собираются с определенной периодичностью и принимают решения, затрагивающие процентный и кредитный риски соответственно.