8.1. Эволюция банков
Само слово «банк» происходит от итальянского «banco», что в переводе означает «стол». Прообразами современных банкиров были менялы, которые появились в Европе в Х в., а на Востоке и в Греции значительно раньше. Стол менялы стоял на рынке, на городской площади, иногда даже в церкви. Меняла разбирался во множестве обращающихся монет, мог дать советы по их обмену, разменять деньги, подсчитать, сколько нужно уплатить за покупку и т.д. За свои услуги он брал определенную плату. В городах у менял были прочные сундуки и хитроумные тайники для хранения денег, часто они нанимали сторожей. Вот почему многие состоятельные люди сдавали на хранение свои деньги менялам. Принимая вклад, меняла записывал его в особую книгу. Так появились счета. Купцы поручали менялам производить разные денежные расчеты: кому уплатить, с кого получить. И тогда менялам пришла в голову замечательная идея: совершать расчеты без денег. Они делали соответствующие записи в своей книге, деньги же в сундуках оставались неподвижными.
Понятно, что всем вкладчикам одновременно не придет мысль забрать у менялы деньги. Менялы стали давать ссуды чужими деньгами. Таким образом, можно сказать, что менялы осуществляли основные банковские операции. Обладание тайной вкладчиков и свободными деньгами наделяло менял необыкновенной властью. Со временем менялы превратились в современных банкиров, а их скромный «банко» – в огромные и мощные банки. Таким образом, меняльное дело послужило основой возникновения банковского дела.
Вопрос о периоде возникновения первых банков до сих пор не получил ясного ответа. По мнению многих ученых, первые банки возникли в Италии в XIV – XV вв., а в начале XVII в. – в Германии и Нидерландах. К середине XVIII в. банки становятся неотъемлемой частью национальных экономик всех развитых стран, сосредоточив почти весь денежный оборот.
Это не означает, что до XIV в. не существовали кредитные отношения. Банковские операции осуществлялись еще до нашей эры в Древнем Вавилоне, Египте, Греции и Риме. Однако наличие кредитора и заемщика еще не означало зарождения банка, а только его предпосылку. Дело заключается в степени развития кредита и в совокупности операций, которые выполняются кредитором по обслуживанию своих клиентов. Следовательно, банк – это такая ступень развития кредитного дела, при которой кредитные, депозитные и расчетные операции в их совокупности концентрируются в едином центре.
Итальянский опыт банковского дела стал стимулом для создания других европейских банков.
Появление и распространение бумажных и кредитных денег дало новый толчок в развитии банков. Появилась новая, эмиссионная функция банков – выпуск кредитных средств обращения. Первоосновой эмиссии кредитных денег стало обращение векселей для коммерческого кредитования.
В эпоху промышленной революции XVIII–XIX вв. в европейских странах ведущей в банковском деле становится депозитная операция, сопровождавшая развитие чекового обращения, пришедшего на смену полноценных металлических денег и банкнот в качестве средства обращения и платежа.
В течение XVII–XX вв. на фоне консолидации и концентрации денежных капиталов в банках росла их кредитная активность. Кроме того, банки наращивали и свои заграничные операции. Только банки Великобритании имели свыше 4 тыс. заграничных отделений, позволявших сохранять фунт стерлингов как резервную валюту, обслуживающую 1/3 мирового платежного оборота. XIX–XX в. характеризовались ростом монополизации в банковском деле.
- Деньги, кредит, банки
- Информация о дисциплине
- 1.1. Предисловие
- 1.2. Содержание дисциплины и виды учебной работы Содержание дисциплины по гос
- Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности 080105.65 – «Финансы и кредит»
- Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»
- 2. Рабочие учебные материалы
- 2.1. Рабочая программа Введение
- Раздел 1. Деньги
- Тема 1. Происхождение и сущность денег
- Тема 2. Обращение денег. Платежный оборот и платежная система
- Тема 3. Закон денежного обращения и последствия его нарушения
- Тема 4. Денежная система
- Раздел 2. Кредит
- Тема 5. Кредит как экономическая категория
- Тема 6. Кредитная система экономики и ее институциональные звенья
- Тема 7. Роль кредита в развитии экономики и его границы
- Раздел 3. Банки
- Тема 8. Возникновение и развитие банков
- Тема 9. Банковская система экономики
- 2.2. Тематический план дисциплины
- 2.2.1. Тематический план дисциплины для студентов специальности
- 080105.65 – «Финансы и кредит» очной формы обучения*
- 2.2.2. Тематический план дисциплины для студентов специальности 080105.65 – «Финансы и кредит» очно–заочной формы обучения*
- 2.2.3. Тематический план дисциплины для студентов специальности 080105.65 – «Финансы и кредит» заочной формы обучения*
- Учет и операционная деятельность в банках Организация деятельности Центрального банка Организация деятельности коммерческого банка
- Международные валютно-кредитные отношения
- Тема 1. Происхождение и сущность денег
- Тема 2. Обращение денег. Платежный оборот и платежная система.
- Тема 3. Закон денежного обращения и последствия его нарушения
- Тема 4. Понятие и основные элементы денежных систем
- Тема 5. Понятие, сущность и функции кредита
- Тема 6. Кредитная система: понятие, структура
- Тема 7. Роль кредита в развитии экономики и его границы
- Тема 8. Возникновение и развитие банков
- Тема 9. Банковская система экономики
- Тема 10. Центральные банки
- Тема 11. Денежно-кредитная политика Центрального банка
- Тема 12. Основы деятельности коммерческих банков
- Тема 13. Пассивные операции коммерческого банка
- Тема 14. Активные операции коммерческого банка
- Тема 15. Формирование прибыли коммерческого банка. Баланс коммерческого банка. Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка.
- Тема 16. Управление ликвидностью и платежеспособностью банка.
- Тема 17.Основы международных валютных отношений
- Тема 18. Основы международных кредитных отношений
- Тема 19. Основы международных финансовых отношений
- Тема 20. Международные финансовые организации
- 4. Основы международных валютных, кредитных и финансовых отношений
- 2.5. Практический блок
- 2.5.1. Практические занятия для всех форм обучения
- 2.6. Балльно – рейтинговая система оценки знаний для студентов
- Баллы, полученные за промежуточные тесты после изучения каждой темы с целью закрепления пройденного материала.
- Баллы по итогам выполнения практических заданий (решение задач).
- Оценка знаний для студентов специальности 080507.65 – менеджмент организации
- Баллы по итогам выполнения практических заданий (решение задач).
- 3. Информационные ресурсы дисциплины
- 3.1. Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Средства обеспечения освоения дисциплины (ресурсы Internet)
- 3.2. Опорный конспект лекций по дисциплине Введение
- Раздел 1. Деньги
- Тема 1. Происхождение и сущность денег
- 1.1. Происхождение и эволюция форм стоимости денег
- 1.2. Эволюция форм и видов денег
- 1.3. Функции денег
- 1.4. Эволюция теорий денег
- 1.5. Роль денег в современной экономике
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 2. Обращение денег. Платежный оборот и платежная система
- 2.1. Эмиссия денег и ее формы. Механизм банковского мультипликатора
- 2.2. Денежные агрегаты
- 2.3 Платежный и денежный оборот. Структура денежного оборота.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 3. Закон денежного обращения и последствия его нарушения
- 3.1. Закон денежного обращения
- 3.2. Инфляция и ее социально–экономические последствия
- 3.3. Виды инфляции
- 3.4. Антиинфляционная политика государства
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 4. Денежная система
- 4.1. Денежная система и ее структура
- 4.2. Типы денежных систем
- 4.3 Денежная система России
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел 2. Кредит
- Тема 5. Кредит как экономическая категория
- 5.1. Сущность и функции кредита
- 5.2. Принципы кредитования
- 5.3. Формы и виды кредита
- По основным группам заемщиков различают кредиты предприятиям, населению, государству, а также межбанковский кредит;
- 5.4. Экономическое содержание ссудного капитала. Ссудный процент
- 5.5. Структура и функции рынка ссудных капиталов
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 6. Кредитная система экономики и ее институциональные звенья
- 6.1 Содержание и структура кредитной системы
- 6.2. Структура институциональной кредитной системы
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 7. Роль кредита в развитии экономики и его границы
- 7.1 Роль кредита в экономике
- 7.2. Границы кредита
- Вопросы для самопроверки:
- Раздел 3. Банки
- Тема 8. Возникновение и развитие банков
- 8.1. Эволюция банков
- 8.2. Образование центральных банков
- 8.3. Основные этапы развития дореволюционной банковской системы России
- 8.4. Особенности банковской системы советской России
- 8.5. Реорганизация кредитно–банковской системы в период реформы 80–90–х гг. XX в.
- Вопросы для самопроверки:
- Тема 9. Банковская система экономики
- 9.1. Банки: сущность, функции, роль в экономике
- 9.2. Типы банковских систем
- Типы банковских систем
- 9.3. Типы банков и банковская инфраструктура
- Вопросы для самопроверки:
- Глоссарий
- 3.3 Методические указания к выполнению практических заданий, в том числе с использованием дот Практическое занятие 1 по теме «Обращение денег. Платежный оборот и платежная система»
- Денежная база (в широком определении) России
- Практическое занятие 2 по теме «Закон денежного обращения и последствия его нарушения»
- Практическое занятие 3 по теме «Кредит как экономическая категория»
- Практическое занятие 4 по теме «Банковская система экономики»
- Практическое занятие 5 по теме «Основы деятельности коммерческих банков»
- Практическое занятие 6 по теме «Пассивные операции коммерческого банка»
- Практическое занятие 7 по теме «Активные операции коммерческого банка»
- 4. Блок контроля освоения дисциплины
- 4.1. Задание на курсовую работу и методические указания к её выполнению
- 4.1.1. Тематика курсовых работ
- Методические указания к содержанию и оформлению курсовой работы
- 4.2.Текущий контроль (тестовые задания)
- Тесты по теме 1
- Тесты по теме 2
- 1. Установите соответствие обозначенных характеристик конкретным индикаторам состояния денежного обращения
- Тесты по теме 3
- 5. Неденежные факторы инфляции определяются
- 6. При инфляции капитал
- Тесты по теме 4
- Тесты по теме 5
- 6. Установите соответствие характеристик, обозначенных в правой колонке, сущностным чертам функций кредита, приведенным в левой колонке
- Тесты по теме 6
- Тесты по теме 7
- Тесты по теме 8
- Тесты по теме 9
- 4.3 Итоговый контроль Вопросы для подготовки к экзамену для специальности 080105.65 – «Финансы и кредит» (1 семестр)
- Роль денег в современной экономике
- Вопросы для подготовки к экзамену для специальности 080105.65 – «Финансы и кредит» (2 семестр)
- Вопросы для подготовки к зачету для специальности 080507.65 – «Менеджмент организации»
- Роль денег в современной экономике
- На тему: «Особенности реализации денежной политики России»
- Санкт–Петербург
- 191186, Санкт–Петербург, ул. Миллионная, д. 5