3.2 Управление кредитными рисками
Несколько лет назад в развитии банковской системы произошел кардинальный поворот, приведший к смене самой модели развития. Банки перестали быть казначействами, аккумулирующими денежные средства предприятий и размещающими их в неработающие активы (преимущественно зарубежные). Они превратились в чистых кредиторов предприятий, перераспределяющих к ним ресурсы других секторов; и физических лиц, дающих им ресурсы для удовлетворения жизненных потребностей [16,с.3].
Для стран с развитой рыночной экономикой характерны сложные и дифференцированные по клиентам и банкам методики оценки кредитоспособности клиентов. Эта дифференциация сочетается с принципиальным единым подходом к оценке кредитоспособности, который регулируется Центральным банком. Методики определения кредитоспособности могут основываться как на сальдовых, так и на оборотных показателях отчетности; учитываются особенности построения отчетности предприятий.
Действующая процедура кредитования в отделении банка, на мой взгляд, сложная. Для заемщика ее можно облегчить:
во-первых, банку можно и даже нужно оказывать консалтинговые услуги по формированию банковской документации, по составлению бизнес-плана, расчету потребности в ссуде и другой финансово-экономической документации. Оказывая услуги финансового менеджмента заемщикам, банк тем самым повысит качество документации, снизит кредитные риски, а также будет иметь дополнительный доход. Владение полной информацией о клиенте необходимо банку для защиты его от недобросовестных и некредитоспособных заемщиков, которые повышают степень кредитного риска, и сохранения более надежных заемщиков, что в свою очередь улучшит структуру ссудного портфеля банка.
во-вторых, необходима стандартизация и унификация банковских договоров. Применение единых стандартов по кредитным и залоговым договорам приведет к лучшему пониманию клиентами сущности и содержания данных соглашений. Единые требования по кредитным и залоговым договорам помогут разрешить спорные ситуации и защитить интересы банка, а для этого обязательно нужна увязка Гражданского Кодекса и Закона «О банках и банковской деятельности РФ».
в-третьих, сложившаяся законодательная база отечественной банковской деятельности в области предоставления кредита довольно слаба и требует некоторых изменений. Постоянно меняющиеся законы РФ усложняют взаимоотношения между кредитором и заемщиком. Заемщики не успевают приспосабливаться к новым изменениям в законодательстве. Знания основ банковского законодательства упрощает понимание предпринимателем того, зачем банк должен запрашивать определенную информацию. С другой стороны, банки тоже испытывают трудности в законодательной базе.
Нестабильность экономики в целом и положения каждого из заемщиков в частности создает предпосылки для создания защитных мер. В случае банкротства предприятия, «прогорает» его финансовое состояние, и в результате возникает цепная реакция, отрицательно отражающаяся на деятельности его партнеров, кредиторов, клиентов. Но наибольший урон экономике приносит банкротство банков, которое возникает из-за неплатежеспособных его заемщиков.
В настоящее время в области проводятся мероприятия по совершенствованию банковской системы, в частности, по управлению кредитными рисками. В современной банковской практике существует проблема дефицита информации о заемщиках и трудности обмена ею между банками второго уровня.
Одной из причин возникновения кредитного риска является первоначальная стоимость обеспечения. В оценке обеспечения должен участвовать не только банк, но и органы, в обязанности которых входит данная функция, а также комитет по госимуществу. Стоимость обеспечения должна быть представлена как залоговая, так и рыночная. При оценке обеспечения в некоторых случаях банки занижают стоимость заложенного имущества. С одной стороны, это защитная реакция банка, но, с другой стороны, страдает клиент-заемщик, т.к. банк отказывает ему в предоставлении кредита в связи с тем, что его обеспечение недостаточно.
На невозвратность кредита также влияет очередность платежей. Погашение банковских ссуд происходит практически в последнюю очередь, что приводит к замедлению оборачиваемости ресурсов банка и в некоторых случаях вынуждает идти на уловки в очередности платежей.
В отечественной банковской практике методика анализа кредитоспособности заемщика основана на применении коэффициентов, базирующихся на анализе балансов и отчетов предприятий с составлением различных пропорций активов и пассивов и определения отклонении, характеризующих положительные или отрицательные стороны их деятельности. Недостатком данных методик отечественных банков является то, что многие из них анализируют лишь базовый год, соответственно, характеризуют финансовое положение при присвоении класса лишь на этот год, что ограничивает определение перспективной деятельности заемщика. Это в первую очередь связано с недостатком информации, предоставленной клиентом банку.
Налоговые, таможенные органы, органы статистики и коммерческие банки имеют свои базы данных, каждый из которых используется при выполнении специфических задач, связанных с их деятельностью. В целях укрепления надежности банков от кредитных рисков и оптимизации процессов кредитования предлагаем координацию баз данных и создание общей интегрированной системы контроля за клиентом.
Для обеспечения независимой оценки кредитоспособности заемщиков необходимо создание независимых, частных, негосударственных фирм. Государству необходимо узаконить создание частных бюро по оценке кредитоспособности заемщиков и системы обмена информацией о должниках.
Из вышесказанного можно сделать вывод, в перспективе банк обеспечит высокий уровень обслуживания клиентов за счет развития современных банковских клиентов за счет развития современных банковских технологий и всестороннего соблюдения принципов профессиональной этики банковского дела.
Методы совершенствования организации управления кредитными рисками на практике смогут способствовать минимизации потерь от кредитной деятельности коммерческих банков РФ.
На сегодняшний день проблему защиты банков от кредитных рисков и от недобросовестных заемщиков можно назвать одной из самых острых. По этому управление кредитным риском является необходимой частью стратегии и тактики выживания, и развития любого коммерческого банка.
- Задание
- Отзыв-характеристика
- Содержание
- Введение
- 1 Теоретические аспекты деятельности банка
- 1.1 Общая характеристика Ашинского отделения 1661 оао «Сбербанк России».
- 1.2 Организационная структура Ашинского отделения 1661 оао «Сбербанк России»
- 2 Оценка кредитной политики Ашинского отделения 1661 оао «Сбербанк России»
- 2.1 Анализ структуры и динамики выданных кредитов
- 2.2 Анализ расчетных и кассовых операций офиса
- 2009 Г. 2010 г. 2011 г.
- 3 Направления совершенствования деятельности отделения банка
- 3.1 Перспективы развития оао «Сбербанк России»
- 3.2 Управление кредитными рисками
- Заключение
- Список использованных источников