Формы и методы проведения финансового контроля.
Основные формы финансового контроля |
| |
Признак классификации | Формы финансового контроля | |
Время проведения контроля | Предварительный, текущий, последующий | |
Направление воздействия субъекта на объект контроля | Внешний, внутренний | |
Место проведения контроля | Камеральный, выездной | |
Полнота охвата проверяемого материала (информации) | Сплошной, выборочный | |
Характер источников контроля | Документальный, фактический | |
Периодичность проведения контроля | Систематический, периодический, единовременный | |
Полнота охвата проверяемых вопросов | Комплексный, тематический, встречный | |
Повторяемость изучения источников контроля | Первичный, повторный, дополнительный |
В зависимости от времени проведения выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный контроль — контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.
Текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке органами казначейства платежных документов на осуществление кассового расхода бюджета. Текущий контроль позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.
Последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования. Как правило, по результатам последующего контроля составляют документы (например, акты), положения которых обязательны для их исполнения.
Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют внешний и внутренний финансовый контроль. Под внешним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти - контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, т. е. специально созданными контрольными органами; по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый иными внешними субъектами (налоговыми, финансовыми органами, аудиторской организацией). Под внутренним финансовым контролем понимают: по отношению к органам государственной власти — контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти (например, ведомственный контроль); по отношению к субъекту хозяйствования - контроль, осуществляемый соответствующей службой (внутреннего контроля).
При проведении финансового контроля используют определенные методы, к которым традиционно относят обследование, проверку, ревизию, надзор, мониторинг и др.
Обследование - это сбор и общий анализ информации по конкретному вопросу в целях определения целесообразности дальнейшей детальной проверки.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или систему контрольных действий в отношении определенных финансово-хозяйственных операций субъектов хозяйствования.
Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансово-хозяйственных операций, а также законности и правильности действий должностных лиц. Ревизия в отличие от проверки дает наиболее полную и достоверную информацию о положении дел в проверяемой организации, так как предполагает сплошной охват проверяемых документов; в то время как проверка предполагает выборочность и поэтому в большей степени содержит риск необнаружения тех или иных отклонений от установленных норм, правил, параметров. Кроме того, результаты ревизии содержат конкретное документально подтвержденное определение установленных недостач и потерь денежных и материальных ресурсов.
По полноте охвата проверяемых вопросов проверки и ревизии бывают: тематические (проводятся по определенному кругу вопросов) и комплексные (т. е. охватывают практически все аспекты финансово-хозяйственной деятельности). По характеру источников контроля проводят: документальные проверки и ревизии (проверка финансовой отчетности и документов, образующихся в деятельности организации) и фактические (используются такие приемы, как проведение инвентаризации денежных средств и материальных запасов и т.п.).
Надзор представляет собой систему периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями ее осуществления. Например, надзор осуществляется за деятельностью субъектов хозяйствования с целью соблюдения ими условий лицензирования.
Мониторинг в отличие от надзора представляет собой систему постоянно совершаемых контрольных действий и операций по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.
- Деньги: их сущность, виды и функции, стадии, этапы развития.
- Денежный оборот, его содержание и структура.
- Структура денежной массы. Денежные агрегаты.
- Денежная система Российской Федерации. Закон денежного обращения.
- Выпуск денег в хозяйственный оборот и эмиссия денег.
- Инфляция, сущность, виды, формы проявления.
- Регулирование инфляции.
- Финансы - как экономическая категория. Сущность, содержание и функции финансов.
- Финансовая система, характеристика сфер и звеньев системы финансов.
- Финансовая политика рф. Стратегические цели и задачи бюджетной, налоговой, валютной и таможенной политики рф.
- Финансовый механизм: понятие, типы.
- Управление государственными финансами рф. Финансовое планирование и прогнозирование. Виды финансовых планов.
- Финансовый контроль, содержание, значение, задачи.
- Формы и методы проведения финансового контроля.
- Сущность, содержание, функции финансов коммерческих организаций.
- Управление доходами и расходами предприятий.
- Финансы некоммерческих организаций.
- Общая характеристика государственных и муниципальных финансов, их экономическая сущность.
- Общая характеристика и экономическая сущность государственного бюджета. Консолидированный бюджет.
- Доходы и расходы Федерального бюджета. Бюджетный дефицит.
- Сущность и значение страхования. Классификация и виды страхования.
- Кредит, сущность, роль и границы кредита. Стадии движения кредита.
- Функции и законы кредита.
- Формы и виды кредита.
- Ссудный процент, его экономическая природа, классификация, функции и роль.
- Кредитная система рф, ее организация.
- Понятие банковской системы рф, ее признаки и элементы.
- Центральный Банк России (цб рф), его функции.
- Денежно-кредитная политика Центрального банка рф: методы и инструменты.
- Сущность, значение, характеристика кредитных организаций рф, их функции.
- Операции и услуги коммерческих банков.
- Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов.
- Характеристика рынка ценных бумаг. Функции рынка ценных бумаг.
- Виды, классификация, свойства ценных бумаг.
- Структура и участники рынка ценных бумаг.
- Фондовая биржа: сущность, значение. Основные виды биржевых сделок.
- Содержание и принципы организации международных финансов. Структура и элементы.
- Счетные и расчетно-платежные средства. Органы валютного регулирования и контроля.
- Конвертируемость валют, режим валютного курса. Платежный баланс страны.
- Валютные отношения и валютная система. Формы международных расчетов.
- Финансовая безопасность государства: сущность, структурообразующие факторы, критерии и пороговые значения.
- Международные финансовые рынки, понятие, виды, состав.
- Финансовая глобализация: сущность, субъекты, особенности.