logo search
РЦБ до 4 главы

3.5. Коносамент

Коносамент – это неэмиссионная ценная бумага, выписываемая перевозчиком морского груза либо его полномочным представителем собственнику груза или его представителю. Коносамент – это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки, удостоверяющий факт приема груза к отправке, дающий право распоряжения и право собственности держателя коносамента на груз, право держателя коносамента на владение и распоряжение им.

Можно выделить следующие виды коносаментов (табл. 3.5.1).

Различают коносаменты именной, ордерный, на предъявителя.Именной – коносамент, составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз передается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте.Ордерный — коносамент, по которому груз передается либо приказу (т. е. по приказу) грузоотправителя, либо приказу грузополучателя, либо приказу банка, либо по передаточной надписи того, чьему приказу он составлен. Коносамент на предъявителя – коносамент, который передается в обмен на груз путем простого вручения.

Таблица 3.5.1. Классификация коносаментов

Ордерные и предъявительские коносаменты являются оборотными. Это дает право их держателю распоряжаться товарами, пока они находятся в пути, или заложить коносамент в банк до прибытия товара.Необоротные коносаменты предполагают, что получатель сам примет товары по прибытии судна.

В зависимости от наличия оговорок о претензиях у перевозчика к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают коносаменты чистые и с оговорками. Коносамент с оговорками – коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза или упаковки. Чистый коносамент – коносамент, который не содержит каких-либо оговорок или пометок, констатирующих дефектное состояние груза или его упаковки.

В зависимости от того, где находится груз, коносаменты бывают береговые и бортовые. Бортовой – коносамент, удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы погружены на судно. Береговой – коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.

В зависимости от особенностей перевозки различают: линейный и чартерный коносамент. Линейный – коносамент, выдаваемый судоходной компанией и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием, для которой в порту назначения имеется зарезервированный причал. Чартерный – коносамент, который применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках.

Прямой коносамент – коносамент, покрывающий перевозку груза между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне. Сквозной – коносамент, предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения.

В зависимости от того, включает ли в себя коносамент страховой полис, выделяют застрахованный коносамент. Застрахованный коносаментпредставляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом и служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования.