33. Методы и приемы анализа деятельности банка.
Принцип системности (объект анализа должен рассматриваться комплексно и строго как система взаимосвязанных и взаимообусловленных внутренних и внешних для банка характеристик. Системный подход требует наличия единой методологической базы и информационной сети).
^ Принцип специфичности предполагает учет особенностей изучаемого объекта (процесса, операции). Принцип комплексности предусматривает раскрытие всех возможных сторон и аспектов исследуемого объекта в рамках поставленной цели анализа.
^ Принцип непрерывности. Анализ деятельности банка с момента завершения разработки вступает в новый цикл исследования. Принцип верифицируемости требует определенной обоснованности результатов анализа, точности и достоверности оценок состояния объекта. Наиболее распространенным видом проверки результатов анализа является верификация путем использования методов, отличных от первоначально применяемых. Косвенная верификация осуществляется посредством сопоставления результатов анализа и информации, полученной из других источников.
^ Принцип полезности предполагает, что экономические выгоды от использования результатов анализа должны превышать затраты. Принцип минимизации затрат при заданной достоверности и точности включает в себя отбор наиболее информативных переменных и параметров; выбор шкал измерения показателей; оптимизацию их числа при заданной точности расчетов; обоснованность использования формализованных моделей и интуитивных методов решения проблем и др.
Кроме вышеназванных дополнительно выделяют принцип аналогичности, т. е. поиск объекта-аналога и сопоставление его свойств с характеристиками исследуемого банка. Применение этого принципа повышает аналитичность результатов анализа.
^ Принцип историзации. При проведении анализа следует по возможности использовать данные за длительный период. Построение динамических рядов позволяет выявить тенденции происходящих изменений;
^ Принцип ранжирования (котировки). При проведении анализа важно оценить значимость выявленной проблемы, степень ее влияния на банк в целом. Определение ключевых проблем и их дальнейшее исследование делает анализ более эффективным.
Метод анализа слагается из совокупности приемов, объединенных единой целью анализа. Прием анализа - это одна или несколько логических (или математических) операций, используемых для получения конкретного результата, т. е. конкретная форма практического подхода к анализу. Основные приемы анализа, применяемые банковскими специалистами, это группировки, сравнения, балансовый приём, элиминирование (в том числе приемы цепных подстановок и абсолютных разниц). Сущность приемов элиминирования заключается в том, что при изучении общего влияния на объект ряда факторов последовательно оценивается степень влияния каждого из них при условии исключения влияния всех остальных.
^ Специальные приемы используются при:
• анализе текущего положения банка в целом; его филиалов; клиентов банка; банков-корреспондентов, фактического положения рынка в целом и его сегментов;
• прогнозировании поведения различных показателей, отслеживании происходящих критических событий;
• анализе взаимосвязи событий и процессов;
• прогнозировании на основании выявленных взаимосвязей поведения одних показателей в зависимости от значений других.
Процесс анализа может быть условно разбит на ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими задачами, методами и результатами:
Первый этап. Анализ начинается с разработки задания на его проведение, т. е. документа, в котором конкретизируются цель и задачи анализа, устанавливаются этапы разработки с указанием сроков выполнения, подцелей и подзадач каждого этапа, масштабы анализа, объекты, предмет исследования, охватываемый временной период, пространственные границы (банк в целом, в разрезе филиалов, областей), формулируются проблемы и рабочие гипотезы, определяются организация исследования, приемы и методы анализа, формы представления итоговых результатов работы, а также исполнители и распределение видов анализа между ними.
Второй этап включает процедуры определения основных изучаемых показателей, подбор и проверку качества источников информации, организацию работы с информацией: сбор данных, выяснение их сопоставимости. По оценкам отдельных экономистов, 90% средств тратятся банками на сбор и представление информации, а не на собственно анализ. После завершения этой работы можно приступить непосредственно к анализу.
Третий этап состоит из обработки и изучения анализируемых данных и начинается с предварительного описания объекта, т. е. с наиболее общих показателей (характеристик) объекта, с имеющихся ограничений и с наиболее существенных целей и задач анализа. В процессе проведения анализа уточняются состав и взаимосвязи структуры изучаемого объекта (операции) и влияющих на него внешних факторов. сложной системой (к примеру, развитая филиальная сеть) к большим числом переменных.
Другими словами, вначале осуществляется группировка (структурирование) - это первая часть интеграции знаний. Она заключается в упорядочении информационных потоков в табличные формы по тематическому и содержательному признакам. Группировки помогают выявлять причинно-следственные связи между изучаемым объектом и отобранными факторами. После того как по данным отчетности сделана предварительная оценка деятельности и исходные данные упорядочены в таблицах, по избранным признакам проводится углубленный анализ отдельных сторон исследуемого объекта - вторая часть интеграции знаний. На этой стадии изучения осуществляются экономико-статистическое или математическое моделирование объекта, анализ его динамики и влияющих факторов, определение изменений структуры связей между исследуемым объектом и группой определяющих факторов. Анализу подвергаются также организационная структура управления, система информационного обеспечения, технология управления и многие другие аспекты коммерческой деятельности. Все разработанные аналитические материалы изучаются, выявляются и раскрываются взаимосвязи, взаимозависимости между показателями, устанавливается влияние различных факторов. В завершении третьего этапа анализа дается предварительная оценка результатов. Оценка - это обобщающий вывод о текущем состоянии экономических процессов, отражаемых системой показателей на основе качественного и количественного анализа. Она всегда базируется на сравнении данного процесса (явления) с другими.
Четвертый этап объединяет работы по оценке достоверности, точности анализа, определению окончательной, обобщающей оценки деятельности и оформлению результатов анализа. В процессе систематизации и обобщения исследуемых материалов дается окончательная оценка деятельности банка за анализируемый период, разрабатываются и обосновываются выводы и предложения по результатам анализа и принимаются управленческие решения.
Результаты анализа оформляются в виде текстового описания (как правило, в виде доклада) и (или) представляются в табличной (графической) форме. При этом отчеты могут быть разработаны с различной степенью полноты и сложности в соответствии с требованиями пользователей разного уровня (руководства, менеджеров, акционеров, контрагентов и др.).
В совокупности методов анализа баланса коммерческого банка выделяют:
1 - функциональный анализ. Его целью является оценка эффективности банковских операций. Анализ проводится на основе следующих данных: общая сумма баланса, удельный вес активных и пассивных операций в общей сумме баланса, соотношение размеров депозитов и выданных кредитов, собственных и привлеченных средств, доли межбанковских операций в общем объеме ресурсов и их вложений.
2 - Структурный анализ. При этом осуществляется вертикальная и горизонтальная оценка активных и пассивных счетов баланса.
3 - Операционный анализ (операционно-стоимостный) выявляет и оценивает доходность, себестоимость и рентабельность конкретных операций банка. Его цель - определить вклад финансового результата каждой операции в формирование прибыли банка. Посредством данного анализа банк рассчитывает реальную себестоимость своих услуг, выявляет лучших клиентов, наиболее эффективные каналы сбыта.
Любой используемый, метод анализа дополняется сравнительным внутри- и межбанковским анализом баланса.
- 18. Организация кредитования в кб.
- 19. Активы коммерческих банков.
- 20. Кредитные операции в структуре банковских активов.
- 21. Классификация банковских кредитов.
- 22. Валютные операции коммерческого банка.
- 23. Инвестиционная политика банка.
- 24. Посреднические операции банка на фондовом рынке.
- 25. Лизинговые операции коммерческих банков.
- 26. Факторинговые операции коммерческих банков.
- 27. Понятие прибыльности коммерческого банка.
- 28. Доходы коммерческого банка.
- 29. Расходы коммерческого банка.
- 30. Прибыль коммерческого банка. Основные факторы, влияющие на формирование прибыли коммерческого банка.
- 31. Роль и задачи анализа деятельности коммерческого банка.
- 32. Выявление основных факторов, влияющих на деятельность банка.
- 33. Методы и приемы анализа деятельности банка.
- 34. Основные направления анализа ликвидности баланса банка.