4. Методика проведения игры
4.1. Для управленческих деловых игр описание ролей может принимать форму должностных инструкций. Совокупность игровых ролей образует формальную структуру игровой организации.
4.2. В игровом эксперименте могут использоваться методики, приказы, инструкции, законы и другие документы, регламентирующие деятельность всего коллектива игроков как членов имитируемой кредитной организации. Для лучшего использования содержащихся в них сведений игровые и вспомогательные материалы передаются участникам игры по мере необходимости.
4.3. Важным понятием управленческих деловых игр является число периодов партий игры. Методически правильно планировать такое число периодов партии игры, которое было бы достаточно для достижения поставленных целей.
4.4. Для учебных игр со студентами число периодов партий может определяться экспериментально. Это то число, когда аналогичный контингент учащихся достаточно глубоко и полно осваивает учебный материал, предлагаемый в игре.
4.5. При проведении игры следует стремиться к ее максимальной концентрации во времени, имея в виду, что в перерывах в имитационном эксперименте игроки неизбежно теряют нить игры. В то же время необходимо учитывать и такие факторы, как утомляемость игроков и необходимость обдумывания ими результатов предыдущих периодов игры.
4.6. При построении деловых игр необходимо соблюдение следующих методических принципов, позволяющих обеспечить высокое качество усвоения изучаемого материала студентами:
4.6.1. наглядность и простота конструкции (модели) деловой игры;
4.6.2. автономность тем и фрагментов деловой игры;
4.6.3. возможность дальнейшего совершенствования и развития конструкции (модели) деловой игры;
4.6.4. рациональное сочетание в игровом эксперименте игровой деятельности и деятельности по поводу игры;
4.6.5. максимальное освобождение участников деловой игры, особенно игроков, от рутинных игровых процедур;
4.6.6. максимальное использование готовых разработок.
4.6.7. нацеленность всех элементов игры на решение изучаемой в игре проблемы.
4.7. При проведении деловых имитационных игр целесообразно соблюдать следующие принципы:
4.7.1. полное погружение участников деловой игры в проблематику моделируемой в игре организационной системы. Этот принцип означает, что участники деловой игры в течение всего времени ее проведения должны заниматься изучением и анализом только тех вопросов, которые относятся к данной игре;
4.7.2. постепенность вхождения участников деловой игры в экспериментальную ситуацию. Суть этого принципа состоит в том, что все основные сведения по рассматриваемой в игре проблеме игроки получают не до начала, а в процессе игровой деятельности. Причем первые циклы игры должны быть максимально упрощены с тем, чтобы легко осваивалась игровая деятельность;
4.7.3. равномерность нагрузки;
4.7.4. правдоподобие экспериментальной ситуации. Принцип правдоподобия реализуется в деловой игре через:
- использование комплекта реальных форм плановых, отчетных и других банковских документов;
- правдоподобие реакции внешней среды;
- правдоподобие процедур принятия управленческих решений и способов доведения их до исполнителей;
- похожесть на реальную организацию взаимодействия участников игры (проведение совещаний, экспертиз и т.п.).
При конструировании и проведении деловой игры принцип правдоподобия необходимо реализовывать с осторожностью: с одной стороны, игровая деятельность непременно должна быть похожа на реальную, а с другой – набор атрибутов «достоверности» не должен «утяжелять» игру, затягивать ее продолжительность, отвлекая внимание участников от изучения и анализа рассматриваемой в игре ситуации.
- Комплекс учебно-методических материалов
- Специализации «Банковский менеджмент» – 061118
- Кафедра управления банковской деятельностью
- Комплекс учебно-методических материалов
- Специализации «Банковский менеджмент» – 061118
- 12 Марта 2004 г., протокол №7 Обсуждено и одобрено
- 29.03.2004 Г., протокол №3
- Содержание комплекса
- 1. Основы банковского дела
- Организационно-методические указания
- Распределение часов по темам и видам учебных занятий
- Содержание тем программы
- Тема 1. Банк, банковская деятельность, банковская система
- Тема 2. Общие основы управления банковской деятельностью
- Тема 3. Управление функционированием и развитием
- Тема 4. Создание коммерческого банка
- Тема 5. Ресурсы и капитал банка
- Тема 6. Операции, риски и надежность банка
- Тема 11. Реорганизация и санирование банка
- Тема 12. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка
- Тема 13. Кредитные операции банка
- Тема 14. Ликвидация банка
- Планы семинарских занятий
- Тема 1. Банк, банковская деятельность, банковская система
- Тема 4. Создание коммерческого банка
- Тема 5. Ресурсы и капитал банка
- Тема 6. Операции, риски и надежность банка
- Тема 7. Основная цель коммерческой деятельности банка
- Тема 9. Внешнее управление текущей деятельностью банка
- Тема 10. Внутреннее управление банком:
- Тема 11. Реорганизация и санирование банка
- Тема 12. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка
- Тема 13. Кредитные операции банка
- Тема 14. Ликвидация банка
- Список литературы и других источников
- Темы курсовых работ 2
- Контрольные работы3 контрольная к темам №№1, 4 (краткая)
- Вариант 1
- Контрольная работа (тесты) к теме №6
- Вариант 3
- Контрольная работа (расширенная)
- 2. Деньги и денежное обращение
- Организационно-методические указания
- Распределение часов по темам и видам учебных занятий
- Содержание тем программы
- Тема 1. Появление денег. Эволюция форм денег
- Тема 2. Деньги в модели экономического кругооборота
- Тема 3. Сущность и функции денег. Деньги как актив
- Тема 4. Ценность денег
- Тема 5. Денежные системы
- Тема 6. Механизм денежной эмиссии. Предложение денег
- Тема 7. Определение спроса на деньги
- Тема 8. Равновесие на рынке денег
- Тема 9. Обменный курс национальной денежной единицы
- Тема 10. Денежное обращение
- Тема 11. Регулирование денежного обращения
- Семинар 4
- Тесты эволюция денежных систем
- К разным темам
- Тест-контрольная
- Вариант 2
- Типовые задачи
- 3. Государственное регулирование и саморегулирование банковской деятельности
- Организационно-методические указания
- Распределение часов по темам и видам учебных занятий
- Содержание тем программы
- Тема 1. Вводная
- Тема 2. Центральный банк государства
- Тема 3. Российское законодательство о банках
- Тема 4. Нормативная база деятельности российских
- Тема 5. Государственный надзор за деятельностью банков
- Планы семинарских занятий
- Тема 2. Центральный банк государства
- Тема 3. Российское законодательство о банках
- Тема 4. Нормативная база деятельности
- Тема 5. Государственный надзор за деятельностью банков
- Тема 6. Допуск банков на отдельные рынки
- Тема 7. Негосударственное регулирование
- Тема 8. Саморегулирование в банковской системе
- Список литературы и других источников
- Контрольная работа-конкурс
- Контрольная работа (Инструкция Банка России № 110)
- Тесты к разным темам6
- 4. Дополнительные банковские операции
- Организационно-методические указания
- Распределение часов по темам и видам учебных занятий
- Содержание тем программы
- Тема 1. Вводная
- Тема 2. Операции доверительного управления
- Тема 3. Лизинговые операции банков
- Тема 4. Факторинговые и форфейтинговые операции банков
- Тема 5. Операции банков с драгоценными металлами
- Тема 6. Банковские электронные услуги
- Планы семинарских занятий
- Тема 3. Лизинговые операции банков
- Тема 4. Факторинговые и форфейтинговые операции банков
- Тема 5. Операции банков с драгоценными металлами
- Тема 6. Банковские электронные услуги
- Тема 8. Банковские гарантии и поручительства
- Тема 9. Консультационные и другие услуги банков
- Список литературы и других источников
- Вопросы для самоконтроля
- Темы курсовых работ
- 5. История банковской системы россии
- Организационно-методические указания
- Распределение часов по темам учебных занятий
- Содержание тем программы
- Тема 1. Зарождение и развитие кредитно-банковской системы
- Тема 2. Основные черты кредитной системы страны
- Тема 3. Становление в россии современной
- Литература
- Вопросы для самоконтроля
- 6. Организационные структуры управления банком
- Организационно-методические указания
- Распределение часов по темам учебных занятий
- Содержание тем программы
- Тема 1. Формирование структур управления банком:
- Тема 2. Структуры управления функциональными (основными)
- Тема 3. Структуры управления обслуживающими
- Список литературы и других источников
- Другие материалы
- 7. Методические указания к выполнению курсовых работ
- I. Общие положения
- II. Требования, предъявляемые к курсовой работе
- III. Оформление курсовой работы
- IV. Организационные и другие вопросы
- Образец титульного листа
- 1. Общие положения
- 2. Требования к деловой игре
- 3. Подготовка к проведению деловой игры
- 4. Методика проведения игры
- 5. Структура деловой игры
- 6. Проспект игры
- 1. Общая характеристика специальности 061100
- 2. Требования к уровню подготовки абитуриента
- 3. Общие требования к образовательной программе подготовки
- 4. Требования к обязательному минимуму содержания
- 5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника
- 6. Требования к разработке и условиям реализации
- 7. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности
- 2. Квалификационная характеристика менеджера
- 1. Общие положения
- 2. Требования к уровню подготовки специалиста-менеджера
- 3. Требования к обязательному минимальному уровню подготовленности менеджера
- 1. Общие требования к образованности менеджера
- 2. Требования к реализации знаний и умений
- 4. Профессиональные требования к банковскому менеджеру
- И формах рубежного контроля знаний студентов
- 1.2. Зачеты
- 2. Курсовое проектирование (выполнение курсовых работ)
- 2.1. Общие положения
- 2.2. Организация курсового проектирования
- 2.3. Подведение итогов курсового проектирования
- 5. Глоссарий
- 2. Порядок проведения экзаменационной сессии и оформления экзаменационных ведомостей
- 3. Порядок проведения переэкзаменовок и оформления зачетных и экзаменационных ведомостей и направлений
- 8. «Методические указания к выполнению лабораторных работ