logo search
shpory_DKB

6. Международный кредит, характеристика его основных видов.

Международный кредит – движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и платности. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты.

Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства. Они выражают особенности движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.

Международный кредит используется для укрепления позиций иностранных кредиторов в конкурентной борьбе.

Границы международного кредита зависят от источников и потребности стран в иностранных заемных средствах, возвратности кредита в срок.

В зависимости от категории кредитора различают международные кредиты:

- фирменные (частные)

- банковские

- брокерские

- правительственные

- смешанные, с участием частных предприятий и государства.

Фирменный (частный) кредит предоставляется экспортером иностранному импортеру в виде отсрочки платежа за товары на срок от 2 до 7 лет. Он оформляется векселем или по открытому счету. К фирменным кредитам так же относится авансовый платеж импортера.

Банковские международные кредиты предоставляются банками экспортерам и импортерам, как правило, под залог товарно-материальных ценностей, реже предоставляется необеспеченный кредит крупным фирмам, с которыми банки тесно связаны.

Брокерский кредит - промежуточная форма между фирменным и банковским кредитом. Брокеры заимствуют средства у банков, при этом роль банков снижается.

Межгосударственные кредиты предоставляются на основе межправительственных соглашений.

  1. Сравнительная характеристика коммерческого и банковского кредита.

Объем предоставляемого кредита, прежде всего банковского, влияет на обеспечение оборота платежными средствами. Чрезмерное ограничение размера предоставляемого банковского кредита может привести к трудностям в приобретении материальных ценностей, к снижению платежеспособного спроса и соответственно отражается на сдерживании роста цен.

Аналогичное влияние могут оказать ограничения в применении коммерческого кредита, когда в распоряжении предприятия-покупателя окажется меньше товарно-материальных ценностей, чем это необходимо для производственной деятельности. Напротив, чрезмерное расширение предоставления кредита, главным образом банковского, может способствовать увеличению массы платежных средств в обороте, повысив платежеспособный спрос и в конечном счете повлиять на рост цен.

Обоснованное определение и соблюдение границ кредита важно для всех форм и видов кредитных отношений. Особое значение это имеет для банковского кредита и деятельности банков. Это обусловлено доминирующим местом банковских кредитов в системе кредитных отношений, а также отсутствием границ применения банковского кредита, которые существуют при других кредитных отношениях. Так, возможности предоставления коммерческого кредита ограничены наличием товаров у продавцов, которые могут реализовать их с отсрочкой оплаты. Предоставление банковского кредита не зависит от наличия предварительно аккумулированных и неразмещенных средств.

  1. Экономическая природа ссудного процента. Факторы, влияющие на величину процентной ставки.

Ссудный процент - объективная экономическая категория, представляющая собой своеобразную цену ссуженной во временное пользование стоимости. Его возникновение обусловлено наличием товарно-денежных отношений, которые, в свою очередь, определяются отношениями собственности.

Ссудный процент возникает там, где отдельный собственник передает другому определенную стоимость во временное пользование с целью ее производительного потребления.

Эта стоимость обладает чертами товара. Ее потребительная стоимость (полезность) состоит в производстве прибыли, которая, с одной стороны, составляет доход производителя; с другой - кредитора (в форме процента).

Политика фиксированных процентных ставок в условиях снижающихся инфляционных ожиданий в Российской Федерации привела к уменьшению величины процентной ставки по мере роста срока вклада.

Следующим фактором, влияющим на величину процентной ставки, является периодичность выплаты процента по вкладам. Здесь прослеживается обратно пропорциональная зависимость между частотой выплаты (или капитализацией) процента и величиной номинальной процентной ставки по вкладу.

Ставка рефинансирования так же влияет на величину процентной ставки.

  1. Понятие и виды валютных систем. Современная мировая валютная система.

Валютная система - это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы).

В зависимости от состава стран-участниц различают валютные системы: национальные, региональные и мировую. Национальные валютные системы исторически возникли раньше остальных. Каждая из них представляет собой систему действующих в конкретной стране правил и механизмов обеспечения соотношений национальной валюты и иностранных валют. Юридически эти системы закрепляются в государственных правовых актах, должны согласовываться с нормами международного права. Национальная валютная система является частью денежной системы страны. Но она выходит за национальные границы и приобретает относительной независимости от установленных страной-эмитентом правил. Особенности каждой национальной валютной системы определяются уровнем экономического развития страны и состоянием ее внешнеэкономических связей. Мировая и региональные валютные системы тесно связаны с национальными валютными системами. Они представляют собой системы правил и механизмов, обеспечивающих соотношение различных валют в международных отношениях. Мировая и региональные валютные системы были созданы как инструменты экономической интеграции, которые постепенно развивались в зависимости от экономических потребностей отдельных стран и всего мира. Они постоянно изменяются и совершенствуются.

Ямайская мировая валютная система – современная мировая валютная система. Свое название получила по месту проведения конференции.

Основные принципы:

- отменялась конвертация на золото как доллара, так и других валют

- отменялся фиксированный обменный курс нац.валют и вводился плавающий обменный курс

- в качестве средств платежа при международных расчетах вводились спец.ден.единицы – SDR(спец.права заимствования)

- за МВФ закреплялось право контролировать политику стран-членов фонда и регулировать обменные курсы.

К началу 90-х гг многие положения ямайской системы стали входить в противоречия и кризис неизбежно ожидался.

Следует отметить, что у Ямайской мировой валютной системы много недостатков. Она критиковалась участниками Антикризисного саммита «большой двадцатки» в 2008 году и Лондонского саммита в 2009 году, где та же самая «двадцатка» заговорила о новых принципах валютного устройства мира.

  1. Международные кредитно-финансовые институты: МВФ, группа всемирного банка и др.

Международные кредитно-финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.

Возникновение международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.

К международным кредитно-финансовым институтам относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки, Африки и др.

Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г. Его устав (Статьи соглашения МВФ) вступил в силу в декабре 1945 г. В мае 1946 г., когда МВФ начал свою деятельность, в его составе насчитывалось 39 стран. В настоящее время в число его членов входит 183 страны мира.

МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. Основными целями его деятельности являются: содействие международному валютному сотрудничеству и стабильности мировой валютной системы и обменных курсов валют; создание благоприятных условий для сбалансированного роста международной торговли; оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами — членами МВФ и устранении валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли; предоставление своим членам на временной основе финансовых ресурсов для корректировки их платежных балансов без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; содействие сокращению продолжительности и масштабов дефицита платежных балансов стран — членов МВФ.

Всемирный банк (ВБ) является специализированным учреждением ООН, деятельность которого направлена на снижение уровня бедности и повышение качества жизни, а также призвана содействовать устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. ВБ оказывает помощь этим странам в таких областях, где трудно получить финансирование за счет других источников. В частности, это касается развития сельского хозяйства, защиты окружающей среды, улучшения образования и здравоохранения, увеличения производства электроэнергии, расширения сетей связи и т.д.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - основной институт Всемирного банка. Он построен по принципу акционерного общества, его уставный капитал образуется путем подписки стран-членов (которые являются одновременно членами МВФ). Однако основную часть используемых им ресурсов банк привлекает с помощью займов на международных рынках ссудных капиталов, выпуская и размещая свои облигации.

МБРР предоставляет займы развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Банк дает кредиты этим странам под более низкий процент и на более длительные сроки, чем коммерческие банки. Заемщиками МБРР выступают правительства, а также правительственные организации и частные предприятия (при условии гарантий со стороны правительства по возврату средств).

  1. Платежный баланс

Платежный баланс – это аналитическая таблица, отражающая фактическое соотношение платежей по требованиям и обязательствам страны и ее экономических агентов за определенный период. Платежный баланс в РФ составляет центральный банк, он составляется по методике МВФ в долларах США, в основе его составления лежит принцип бухгалтерского учета, а именно принцип двойной записи. Этому есть экономическое объяснение – большинство экономических сделок представляют собой эквивалентный обмен стоимостей. Принцип построения платежного баланса: Баланс текущих операций Баланс внешней торговли товарами: Экспорт товаров Импорт товаров Итого сальдо внешней торговли товарами Баланс внешней торговли услугами (торговля патентами, лицензиями, ноу-хау; ярмарки/выставки; содержание зарубежом дипломатических, военных, культурных миссий): Экспорт услуг Импорт услуг Итого сальдо внешней торговли услугами Баланс движение факторных доходов (капитал и труд): Поступление и выплаты процентов, дивидендов и других доходов по кредитам, депозитам и инвестициям. Получение и выплаты заработной платы нерезидентами. Итого сальдо движения факторных доходов Трансферты (не предполагают встречных поступлений): • Государственные текущие трансферты – гуманитарная помощь, ежегодные взносы в страны в международные организации • Частные текущие трансферты – перечисления внутрисемейного характера (алименты, деньги на содержание), но живут лица в разных странах. Итого сальдо баланса текущих операций Чистые ошибки и пропуски Незаконный вывоз капитала из страны Баланс движения капитала и финансовых инструментов Капитальные трансферты – изменение прав собственности на основные фонды Финансовые счеты: Ø Прямые инвестиции (инвестора интересует предприятие и бизнес, участие в нем): • Резидентов РФ зарубежом • Нерезидентов в РФ • Итого сальдо прямых инвестиций Ø Портфельные инвестиции (краткосрочное, быстрое увеличение своих вложений): • Резидентов РФ зарубежом • Нерезидентов в РФ • Итого сальдо портфельных инвестиций Диверсификация вложение – рассредоточение между участниками в инвестиционных операциях. Если вложения больше или равны 10% капитала 1ого эмитента – это прямые инвестиции, если меньше – портфельные. Ø Прочий долгосрочный капитал Ø Другой краткосрочный капитал – движение ссудного капитала Ø Прочие инвестиции – торговые кредиты и авансы по договорам купле/продажи, безналичная иностранная валюта на счетах банков, наличная иностранная валюта (например, у резидентов), просроченные задолжности Итоговое сальдо баланса текущих операций должно быть равно по абсолютной величине, но с противоположенным знаком итоговому сальдо балансу движения капиталов. Балансирующие статьи: 1. переоценка золотовалютных резервов - €£¥$ (компенсирующая статья) 2. чрезвычайное финансирование – страна берез кредит на покрытие отрицательного сальдо платежного баланса 3. итоговое изменение резервов – если нет вариантов покрытия отрицательного сальдо, то можно доплатить из золотовалютных резервов. Пассивное сальдо платежного баланса – сальдо баланса текущих операций (как правило имеют в виду его).

  1. Банковская система РФ. Количественная и качественная характеристика.

Банковская система РФ – двухуровневая. ЦБ и КБ +НКО. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Свои расходы Банк России осуществляет за счет своих доходов. Особенность: Банк России одновременно выступает в роли государственного органа, проводящего политику в финансовой сфере, и в роли банка – субъекта коммерческой деятельности. Является монополистом в эмиссионной сфере. Коммерческий банк – предприятие особого рода, основой деятельность которого является мобилизация временно свободных денежных средств отдельных хозяйствующих субъектов с целью предоставления их в ссуду. Банковские операции: - привлечение средств во вклады; - размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; - открытие и ведение банковских счетов; - осуществление расчетов по поручению физ и юр лиц; - инкассация ден средств и кассовое обслуживание; - купля-продажа иностранной валюты; - привлечение во вклады и размещение драг металлов; - выдача банковских гарантий; - осуществление переводов без открытия банковских счетов. Функции банков: а) аккумуляция ден. средств; б) создание безналичных денег; в) посредничество в осуществлении расчетов. К середине 2004 года в РФ зарегистрировано 1584 кредитных организации, 33 иностранных банка. После 1998 года их кол-во значительно снизилось. По отношению к ВВП РФ капитал банковской системы составлял 5,8% (2003), что в несколько раз ниже чем в развитых странах. Уровень капитализации банковской системы низкий. Доля собственного капитала банков в их совокупных пассивах 2004 год – 14,2%. Доля собственного капитала в пассивах – показатель капитализации. Доля активов в ВВП РФ так же ниже чем в развитых странах – 39% от ВВП. Что свидетельствует о маломощности отечественной банковской системы (БС). БС РФ территориально размещена не равномерно (2/3 банков размещено в Москве) (75-80% всех финансовых потоков приходится на Москву). Равномерное размещение банковских учреждений – насущная задача развития БС. Для БС РФ характерен низкий уровень концентрации банковского капитала. К крупным российским банкам можно отнести тлишь около 30. Особое место занимает Сбербанк РФ: 30 тыс. филиалов, около 70% вкладов населения, представляет широкий спектр банковских услуг предприятиям и населению.

  1. Функции, принципы деятельности и виды коммерческих банков.

Коммерческий банк – это юридическое лицо, которое на основании лицензии Центробанка имеет исключительное право осуществлять банковские операции.

К основными функциям коммерческих банков относятся: мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; кредитование предприятий, государства и населения; выпуск кредитных денег; осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; эмиссионно-учредительская функция; консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.

Функции коммерческого банка — в основном это привлечение средств на вклады за депозитный процент и их размещение в кредитах за ссудный процент. Но также существуют и другие, разносторонние функции КБ: финансовые посредники, которые принимают средства физических и юридических лиц на условиях срочности, возвратности и платности (депозитный процент, который вкладчики банка получают по текущим, срочным и сберегательным счетам); коммерческие банки кредитуют предприятия, организации и частных лиц, способствуют развитию экономики, структурным сдвигам в хозяйстве; осуществляя операции с ценными бумагами, коммерческие банки способствуют развитию фондового рынка; коммерческие банки выполняют роль консультантов своих клиентов по проведению отдельных банковских, экономических и фондовых операций.

Все коммерческие банки осуществляют свою деятельность на основании определенных принципов. Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может давать им приказов. Коммерческие банки различаются: 1) по видам совершаемых операций: универсальные; специализированные – сберегательные, инвестиционные, ипотечные банки; 2) по территории деятельности: федеральные; республиканские; региональные; 3) по обслуживанию различных отраслей экономики; 4) смешанные варианты банков. Особое место занимают сберегательные банки – как правило, это государственные кредитные учреждения. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы; взаимно-сберегательные банки; доверительно-сберегательные банки, кредитные кооперативы.

Национальные банки, предназначенные для кредитования определенных, относительно узких сфер экономики, например, внешней торговли, называют специализированными банками.

  1. Центральный банк и его роль в деле регулирования деятельности коммерческих банков.

В настоящее время в банковской системе России Банк России (Центральный Банк РФ – ЦБ РФ) определён как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и служит основным субъектом государственного регулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной кредитно-денежной политики, при этом со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные. Принципы организации и деятельности Банка России , его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами. Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями. Банковский надзор преследует две цели: - защиту вкладчика от возможных потерь; - поддержание стабильности на финансовом рынке посредством предотвращения системных рисков. Необходимость банковского надзора и контроля со стороны центрального банка за деятельностью кредитных институтов обусловлена выполнением им важной роли посредника в рыночной экономике. Существует взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и отлаженной банковской системой: если экономика испытывает трудности вследствие циклического спада, то банки становятся своего рода амортизаторами – источниками финансовых ресурсов для стабилизации ситуации. При осуществлении Центральным Банком функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банков в его задачу входят: - выдача лицензий на банковскую деятельность; - проверка отчетности, предоставляемой банками; - ревизии на местах; - контроль за соблюдением банками норм банковских операций. Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам на осуществление банковских операций. Лицензирование является средством, с помощью которого центральный банк определяет возможности создаваемых кредитных институтов осуществлять банковскую деятельность. Важный этап надзорной деятельности ЦБ РФ – дистанционный (документарный) надзор, т.е. проверка отчетности, представляемой коммерческими банками. Постоянный контроль за отчетностью банков позволяют органам надзора заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск их неплатежеспособности банков и как следствие этого банкротство. Центральный банк интересуют в первую очередь состояние и устойчивость банковской системы. Он анализирует степень соблюдения банками экономических нормативов, отчислений в централизованные фонды и определяет эффективность государственного регулирования банковской деятельности. В процессе анализа финансового состояния банка следует различать дистанционный надзор и инспекторские проверки на местах. Дистанционный надзор, или мониторинг, – это метод раннего распознавания негативного поведения банка и раннего оповещения о сложившейся негативной ситуации в банке органов банковского надзора. В основе дистанционного надзора лежит анализ финансовой отчетности банка (месячной, квартальной, полугодовой и годовой). Дистанционный надзор осуществляет центральный банк, с одной стороны, а также коммерческие банки осуществляют межбанковский надзор. Причем для выявления проблем в деятельности банков, как подчеркивают западные эксперты, необходимо использовать разумный банковский надзор. Мировая практика последних 15-20 лет свидетельствует о росте популярности дистанционного надзора. Основные объекты дистанционного надзора за деятельностью банка: порядок или мероприятия по формированию капитала банка, качество активов; доходность, эффективность работы банка; ликвидность банка; темпы роста (развития) банка; чувствительность к изменению процентных ставок; риски. Результаты дистанционного надзора используют органы банковского надзора, руководство банков для анализа и принятия управленческих решений, их используют при проведении инспекторских проверок на местах, для сравнительной оценки эффективности работы данного банка по отношению к другим банкам (региона, сопоставимой группы банков и т.д.). В мировой банковской практике в настоящее время существуют сложные и простые системы дистанционного анализа, что зависит от реальной экономической обстановки и прочих факторов

  1. Спрос на деньги и предложение на деньги на денежном рынке. Регулирование спроса и предложения денег ЦБ.

Состояние денежного рынка определяется двумя факторами: 1) потребностью в экономики в деньгах (то есть опросом на них) и 2) фактическим поступлением денег в оборот (то есть их предложением). Если в обороте больше денег, чем требуется хозяйству, то это приведёт к обесцениванию денег - понижению их покупательной способности. Формирование предложения денег и регулирование денежной массы является важнейшей функцией государства. В формировании денежного предложения принимают участие три субъекта: Центральный банк, система коммерческих банков, население. Центральный банк регулирует предложение денег через эмиссию (как наличных денег в обращении, так и кредитных). Кроме того, ЦБ регулирует процентную ставку, увеличивая предложение кредитных денег в случае его снижения, и сокращая предложение при его повышении. Таким образом, изменение процентной ставки влияет на капиталовложения и на инвестиционную активность в целой. Аналогичным образом на предложение денег влияют операции по купле-продаже ценных бумаг: скупая их, банк увеличивает количество денег в обращении, и наоборот. В предложении денег важную роль играет денежная база - та часть денежного предложения, которую определяет и непосредственно создает Центральный банк. Она обеспечивается активами Центрального банка, важнейшими среди которых являются: золотовалютные резервы, ценные бумаги, кредиты коммерческим банкам. Объем денежного предложения находится в прямой зависимости от величины денежной базы и в обратной - от коэффициента депонирования и нормы резервирования. Таким образом, величина денежного предложения складывается под влиянием: размера денежной базы; соотношения резервы - депозиты; соотношения наличность - депозиты. Спрос на деньги выражает желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении в определенный момент времени некоторую величину денег (в соответствия со своими возможностями). Значит, спрос на деньги - величина достаточно строго фиксированная.

В настоящее время различают три вида спроса на деньги: спрос на деньги со стороны сделок, спрос на деньги со стороны активов. общий спрос на деньги (объединяющий два первых вида). Спрос на деньги со стороны сделок (то есть покупок населением товаров и услуг, а предприятий - для оплаты труда, материалов, энергии и т.д.) зависит от того, какое количество денег необходимо для заключения сделок для вышеперечисленных целей. Спрос на деньги со стороны активов является по своей сути спросом на деньги как на средство сбережения.

Если спрос на деньги для сделок - величина относительно устойчивая и не зависит от процентных ставок, то спрос на деньги со стороны активов зависит от процентной ставки. Чем она выше, тем дороже обходится хранение денег в запасе я тем меньше спрос на деньги со стороны активов. Чем ниже процентная ставка, тем выгоднее держать деньги в запасах. Денежный рынок объединяет спрос на деньги и их предложение. На рынке устанавливается денежное равновесие. Как и на рынке товаров, пересечение кривой спроса на деньги и линии их предложения определяет цену равновесия, то есть равновесную ставку процента, которая является ценой денег.

  1. Цели, инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

В банковской системе России ЦБ РФ ( ЦБР ) определен как главный банка страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно – кредитной системы страны.

Под денежно-кредитной политикой подразумевается комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т. д.). Инструменты и методыденежно-кредитной политики Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России ( резервные требования ) операции на открытом рынке рефинансирование банков валютное регулирование установление ориентиров роста денежной массы прямые количественные ограничения Высшая конечная задача денежно- кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Денежно- кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства ( стабильный рост ), занятости и уровня цен. Осуществляя денежно-кредитную политику , ЦБ , воздействуя на кредитную деятельность КБ и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.

Главные стратегические целиденежно-кредитной политики выражаются в повышении благосостояния населения и обеспечении максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики Правительства РФ обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. Конечные цели денежно-кредитной политики Банка России формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. Главной задачей Банка России в среднесрочной перспективе является плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России.Методы денежно-кредитной политики– это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам. Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.