Формы безналичных расчетов.
Все безналичные расчеты осуществляются двумя способами:
- путем перевода денег с одного счета на другой и
- путем зачета взаимных требований.
К расчетам, осуществляющим путем перевода денег с одного счета на другой, относятся следующие формы: расчеты платежными поручениями, расчеты платежными требованиями, аккредетивная, расчеты по особому счету и расчеты расчетными чеками. К расчетам, проводимым путем зачета взаимных требований, относятся периодические расчеты по сальдо, расчеты через бюро взаимных расчетов, а также разовые расчеты.
Современная система безналичных расчетов в нашей стране включает следующие основные формы безналичных расчетов.
Расчеты платежными поручениями - одна из самых распространенных форм безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой документ, содержащий поручение юридического лица обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы со своего счета.
По договоренности сторон платежные поручения могут быть срочными, досрочными и отсроченными.
Платежные поручения применяются при:
расчетах за полученные товары при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортных документов, подтверждающих отпуск товаров;
расчетах по нетоварным операциям;
предварительной оплате товаров в случаях, предусмотренных в нормативных актах, договорах, а также при применении ее как меры воздействия к неаккуратному плательщику;
авансовых платежах (частичная предоплата) в случаях, предусмотренных договорами или нормативными актами, в поручении при этом делается ссылка на соответствующий пункт договора (нормативного акта).
Кроме обязательных реквизитов платежное поручение содержит:
- общее наименование товара и сумму платежа;
- при предварительной оплате надпись "Предварительная оплата по счету номер ___ дата ___";
- дату получения товара /его приемки/.
Платежные поручения действительны в течении 10 дней со дня выписки (день выписки при этом в расчет не принимается).
В целях гарантии платежа поставщик может внести в условия сделки акцепт платежного поручения. Поручение акцептуется банком путем депонирования суммы поручения на отдельном балансовом счете "Акцептованные платежные поручения и расчетные чеки". На акцептованном поручении делается соответствующая отметка, подтверждающая депонирование средств для оплаты. К недостаткам данной разновидности расчетов относится значительное усложнение и удлинение документооборота.
Аккредитивная форма расчетов. Эта форма расчетов позволяет гарантировать платеж, в связи с чем сфера исполнения ее существенно расширилась в последние годы.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусматривающих в аккредитиве, при выполнении других условий аккредитива.
В современной банковской практике нашей страны используются следующие виды аккредитивов:
покрытие (депонированные) или непокрытые (гарантированные),
отзывные или без отзывные.
Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставляемый ему кредит в распоряжении банка поставщика на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.
При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открыться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущего у него счета банка-эмитента.
Каждый аккредитив должен указать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным т.е. он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Соответственно безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между поставщиком и плательщиком. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.
При аккредитивной форме расчетов соблюдается основные правила совершения расчетов: продукция оплачивается после ее отгрузки; оплата производится с согласия плательщика: плательщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обнаружены нарушения условий договора; аккредитив открывается за счет средств покупателя или кредита банка, если покупатель имеет право на его получение. Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа. Вместе с тем этой форме расчетов присущ ряд существенных недостатков, в том числе: при открытии депонированного аккредитива средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива; а при открытии гарантированного аккредитива банк несет повышенные риски; кроме того, замедляется грузооборот, т.к. поставщик до извещения об открытии аккредитива не может отгрузить готовую продукцию и несет дополнительные затраты по ее хранению; схема документооборота относительно сложна.
Расчеты чеками. В настоящее время предприниматели могут рассчитываться расчетными чеками и при помощи чековых книжек.
Чек выдается банком за счет средств, хранящихся на счетах предприятий и организаций. Для получения чека предприятиям и организациям открывается депонированный счет на любую сумму; на этот счет перечисляются средства с расчетного счета.
Чековая книжка представляет собой бланки чеков «Расчетный чек», сброшюрованные в книжки установленного образца по 10, 20, 25 и 50 листов. Бланки чековых книжек являются документами строгой отчетности. Для получения чековой книжки юридическое лицо представляет в банк заявление. Банк депонирует средства заявителя на счете, с которого оплачиваются чеки. Клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонированной банком в пределах которой (лимита) он может выписывать чеки.
При выписке каждого чека на корешок переносится остаток лимита и заверяется ответственным лицом.
Срок действия чековой книжки исчисляется со дня выдачи и устанавливает банком по согласованию с клиентом.
Чеки подписываются в момент установления суммы платежа.
Приобретая товар или получая услуги, предприниматель выписывает расчетный чек и передает его поставщику – получателю средств. Чек действителен в течении 10 дней, не считая дня выписки. Чеки, поступающие в платеж, как правило, должны сдаваться чекодержателем в банк на следующий день со дня выписки вместе с реестром чеков. После проверки правильности составления реестров, проверки чеков и соблюдения сроков их действия банк зачисляет сумму, указанную в чеке, на счет получателя денег, списав ее со счета, на котором депонированы денежные средства, или с расчетного или ссудного счета (если книжка выдана под гарантию банка). При расчетах их лимитированный чековых книжек гарантируется платеж поставщику, но отвлекаются средства из хозяйственного оборота плательщика на относительно длительный срок. Этот недостаток нивелируется при выдаче чековой книжки под гарантию банка, но для банка данная разновидность расчетов обладает повышенным риском и возможна только при его полной уверенности в платежеспособности клиента.
Кроме перечисленных выше основных форм безналичных расчетов в отдельных эпизодических случаях применяются такие специфические формы расчетов, как плановые платежи, зачеты взаимных требований и расчеты платежными требованиями-поручениями.
Расчеты в порядке плановых платежей осуществляются по специальной договоренности сторон при равномерных, постоянных поставках товаро-материальных ценностей или оказания услуг между поставщиком и покупателем. Поставщик по условиям договора берет на себя обязательство отгружать продукцию покупателю в установленных размерах и в определенные сроки исходя из согласованного графика поставок. Покупатель обязуется в сроки, определенные договором (ежедневно или периодически) производить плановый платеж исходя из периодичности платежей и планового объема поставок.
При переходе на расчеты плановыми платежами стороны сделки направляют в обслуживающие их банки копии согласований с реквизитами контрагента сделки, указанной длительности расчетных периодов, сроков перечисления платежей, счетов, с которых будут производится платежи и зачисляться средства, сроков выверки и порядка завершения расчетов.
На каждый плановый платеж выписывается и передается банку платежное поручение, совершающее свой обычный документооборот.
Обязательным условием успешного применения данной формы расчетов является стабильное финансовое положение и высокая частота связей между участниками сделки, что достаточно проблематично в современных условиях перехода к рынку.
В сложной системе хозяйственных связей не исключена возможность встречных потоков движения товаро-материальных ценностей и услуг. Это ситуация служит основой применения такой специфической формы расчетов, как зачеты взаимных требований, т.е. перечисление со счета одной организации на счет другой стороны сделки только разницы (сальдо) между встречными требованиями. К зачету могут быть представлены различные расчетные документы: платежные поручения, расчетные чеки, платежные требования- поручения и др. При зачете взаимных требований происходит резкое сокращение движения средств. Они требуются только в сумме разницы, оставшейся после зачета. Зачеты взаимных требований бывают постоянно действующие и разовые.
Разовые зачеты взаимных требований между двумя юридическими лицами осуществляются в том случае, если одна сторона при совершении платежа в пользу другой стороны имеет к ней встречные требования и претензии. Незначительный остаток средств погашает сторона, которая должна была заплатить. Разовые групповые зачеты банка могут проводить на определенную дату (конец квартала или года) для устранения образующейся взаимной просрочки задолжности юридических лиц по расчетам друг с другом. Основное преимущество данной формы расчетов состоит в относительной простоте и экономичности.
Относительно новый для нашей экономики расчетным документом и соответственно новой формой расчетов, выступает платежное требование-поручение, который представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему, минуя банк расчетных и товарно-транспортных документов стоимость поставленной продукции. Плательщик, определив возможность оплаты, акцептует полученное платежное требование и сдает его в обслуживающий банк с тем, чтобы акцептованная сумма была перечислена с его счета на счет получателя средств (продавца).
Возможен и иной порядок совершения расчетов при использовании платежных требований-поручений. Платежные требования-поручения выписываются поставщиком и вместе с документами направляются в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику, а отгрузочные документы, оставляет в картотеке к счету плательщика (карточка). Плательщик обязан представить в банк платежное требование-поручение в течении трех дней со дня поступления его в банк плательщика.
Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течении этих трех дней. Требования-поручения вместе с приложенными отгруженными документами и извещением об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику.
В последние годы расширяется практика использования векселей для обслуживания по товарным операциям.
Операции банков с ценными бумагами и населением.
Перестройка хозяйственного механизма, ориентация экономической стратегии государства на рыночные отношения, курс на расширение многообразия форм собственности, вызвали необходимость создания новых для современной банковской практики финансовых институтов - ценных бумаг в виде акций, облигаций, векселей и других, а также формирование активного рынка ценных бумаг.
Ценные бумаги - это денежные и товарные документы, объединяемые общим для них признаком - необходимостью предъявления для реализации выраженных в них прав.
В нашей стране в настоящее время функционируют такие ценные бумаги, как государственные и региональные облигации, акции, векселя, сберегательные и депозитные сертификаты, билеты денежно-вещевых лотерей.
При всем многообразии ценных бумаг их модно разделить на две категории: долговые и долевые ценные бумаги. Долговые ценные бумаги - это бумаги обычно с твердо фиксированной процентной ставкой и обязательством возврата суммы долга к определенной дате. Долевые ценные бумаги представляют непосредственно долю держателя в реальной собственности и дают право на получение части прибыли акционерного общества и участие в его управлении.
Кыргызский фондовый рынок в настоящее время формируется и развивается очень активно. На фондовом рынке Кыргызстана функционируют: коммерческие банка, в том числе Сберегательный банк, имеющий свои территориальные банки и отделения, фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж, инвестиционные фонды, страховые компании и сотни других небанковских институтов, имеющих соответствующие лицензии на выполнение операций с ценными бумагами. Основным инструментом Кыргызского фондового рынка являются акции, облигации и производные ценные бумаги. Рынок государственных ценных бумаг - это наиболее развитый, диверсифицированный рынок, на котором обращаются ценный бумаги (валютные облигации, золотые сертификаты и другие ценные бумаги).
Операции банков с ценными бумагами делятся на активные и пассивные. В свою очередь активные операции банков с ценными бумагами можно условно разделить на две большие группы: учетно-ссудные операции и инвестиционные.
К первой группе относятся операции по учету векселей, выдача ссуд под залог векселей и товарных документов, ипотечные кредиты, ссуды под ценные бумаги.
Во вторую категорию активных операций с ценными бумагами входят и арбитражные операции банков за собственный счет, преследующие цель получения дохода за счет курсовых разниц.
Анализируя макроэкономическое значение операций с ценными бумагами, следует отметить, что они выступают основным инструментом проводимой центральными банками денежно-кредитной политики стран с рыночной экономикой, поскольку именно операции на открытом рынке являются наиболее действенным орудием государственного регулирования, позволяющим обеспечить немедленное и в случае необходимости крупномасштабное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а через них и на экономику.
Объектом операций центральных банков на открытом рынке является, в первую очередь, государственные ценные бумаги, а также некоторые виды частичных обязательств.
Операции центрального банка на открытом рынке уже в силу своего колосального объема и непрерывности оказывают воздействие на состояние в стране, а в конечном счете - и на состояние экономики.
В целом же. операции на открытом рынке занимают ведущее место в проведении центральными банками регулирующих мероприятий, а с нарастанием бюджетного дефицита и государственного долга происходит дальнейшее усиление их значимости как инструмента денежно-кредитной политики центральных банков.
В нашей стране банки проводят различные операции с ценными бумагами по обслуживанию населения. Большой опыт в организации этой работы имеет сберегательный банк. Сбербанк активно проводил операции с облигациями госзаймов, размещенных по подписке среди населения ( в 1948 - 1956 гг) и колхозников (1948 г) с облигациями свободно обращавшихся Государственного внутреннего займа 1982 г. и Государственного 3-процентного внутреннего выигрышного займа 1966 г* облигации государственных и местных целевых займов* государственными казначейскими обязательствами* билетами денежно вещевой.
3. ЭЛЕКТРОННЫЕ БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ.
Совершенствование экономического механизма в условиях перехода к рынку предъявляет все более высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания частных лиц. Рост платежного оборота, и обусловленный им рост издержек обращения настоятельно диктует необходимость создания принципиально нового механизма денежного обращения, обеспечивающего быстро растущие потребности в платежах и ускорение оборачиваемости денежных средств при одновременном снижении издержек обращения и сокращения трудовых затрат.
Данная проблема не может быть решена при массовом использовании существующих форм денег, т.к. в силу своей физической природы они имеют предел подвижности, обусловливают высокую трудоемкость финансовых расчетов, не обеспечивают непрерывность цепи расчета и затрудняют контроль за своим движением. Основной путь ее решения - это использование так называемой "безбумажной" технологии на основе передового опыта индустриально развитых стран с рыночной экономикой в сфере широкого применения на практике заменителей наличных денег и создания специализированных технических устройств для их автоматической обработки.
В нашей стране была разработана концепция создания комплексной автоматизированной системы безналичных расчетов населения. Кроме вопросов безналичных расчетов за товары и услуги в концепции комплексно рассмотрена проблема банковского обслуживания населения. Системный замысел соответствует научно-техническому уровню современного, банковского производства и приемлем при незначительной модификации для любой банковской системы, как существующей, так и перспективной. Концепция предусматривает возможность идеологического и технического единства различных банковских систем, что является обязательным условием создания единой общегосударственной системы денежного обращения и гарантией высокой рентабельности любого банка.
Процесс автоматизации разворачивается в кредитно-финансовой сфере на несколько уровнях. С одной стороны, кредитными институтами вводятся сложенные внутрибанковские и межбанковские системы, а также электронные технические средства, обслуживающие область оптового банковского бизнеса. С другой стороны, внедряются системы розничного автоматизированного обслуживания клиентов – как юридических, так и физических лиц.
Механизм функционирования системы электронных денежных расчетов индивидуальных клиентов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов, электронные системы расчетов, населения в торговых организациях, системы банковского обслуживания частных лиц на дому и на рабочем месте, как способ доведения розничных услуг до потребителя и некоторые другие.
Пластиковая карточка - это обобщающий термин, который обозначает все виды карточек, различных как по назначению, набору оказываемых с их помощью услуг, так и по своим техническим возможностям и организациям их выпускающим. Важнейшей особенностью всех пластиковых карточек независимо от степени их совершенства состоит в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах. Карточка может служить пропуском в здание, средством доступа к компьютеру, средством оплаты телефонных переговоров, водительским удостоверением и т.д, В сфере денежного обращения пластиковые карточки являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов.
Все пластиковые карточки, предназначенные для расчетов могут быть личные и корпоративные. Банки выдают личные карточки частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам, после анализа "кредитной истории" последних и открытия ими текущего счета в этом банке, либо внесения страхового депозита. Корпоративные карточки выдаются юридическим лицам под их гарантии и обеспечение, также после анализа платежеспособности юридического лица. Пользоваться корпоративными карточками могут сотрудники организации, получившей карточку.
В настоящее время свыше 200 стран мира развивают банковские услуги на основе кредитных карточек, а безналичная оплата товаров и услуг во многих странах достигает 90 процентов в структуре всех денежных операций.
Банковская кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку, которая позволяет ее владельцу при покупке товаров или услуг отсрочить их оплату. Каждому владельцу карточки определяет лимит кредитования по его ссудному счету, который независим от обычного (текущего, сберегательного и др.) счета клиента в банке. Для карточек, эмитированных банком, счет ведется в специальном банковском отделении, осуществляющем организацию расчетов с использованием кредитных карточек.
Карточками могут пользоваться лица, достигшие 18 лет, и при этом не требуется, чтобы на их имя был открыт текущий счет в банке. Поэтому пользоваться кредитной карточкой могут на равных правах клиенты, имеющие текущие счета и сбережения в банках.
Перед тем как выдать кредитную карточку банк или соответствующая компания по выпуску карточек предлагает клиенту заполнить специальную форму, которая включает ряд вопросов, касающихся самого клиента и его финансового положения, включая детали предыдущих кредитных операций. Затем на основании этих данных банк определяет сальдо денежных средств на счете клиента и суммы возможных поступлений и списаний со счета. Если финансовое положение клиента удовлетворит банк, то ему выдается кредитная карточка и устанавливается лимит кредитования.
Кредитная карточка размером с "визитку" содержит информацию о платежеспособности клиента, имя владельца, номер его банковского счета, символы электронной системы платежей, в которой используются карточки данного вида, голограмму, срок пользования карточкой и на ее обороте - на магнитной полосе - подпись клиента.
К операциям, которые можно осуществить при помощи кредитных карточек, относятся: покупка товаров, оплата услуг, получение наличных денежных средств в виде ссуды или аванса от любого банка - члена системы, в которой функционируют карточки данного вида. Большинство кредитных карточек можно использовать также для получения наличных денег через банкоматы (автобанки) как внутри страны, так и за рубежом в учреждениях банка, участвующего в соответствующей системе использования кредитных карточек.
Одним из видов услуг, предоставляемых при помощи кредитных карточек, - это бесплатное страхование от несчастных случаев во время путешествий. Оплачиваемая стоимость поездки при помощи кредитной карточки, ее владелец автоматически страхуется на случай возможного ущерба, повреждений или смерти. И получение возмещения ущерба гарантируется владельцу карточки, а в случае его смерти - жене, детям, находящимся на иждивении.
Наиболее распространенной операцией, выполняемой при помощи кредитных карточек, является оплата товаров и услуг. Данный метод платежа может быть реализован только в специально оборудованных местах, оснащенных машинами для подготовки чека кассового аппарата, регистрации и специального устройства, воспроизводящего символы кредитной карточки, которая должна быть акцептована.
Для оплаты товаров карточка передается покупателем продавцу, который помещает ее в специальное устройство вместе с чеком. Затем при выключении машины информация, которая детализирует имя и номер счета ее владельца (нанесенная на карточку выпуклым шрифтом) отпечатывается на чеке вместе с именем и адресом продавца. При оформлении крупных покупок продавец обычно связывается по телефону или факсу с компанией или банком, эмитировавшим карточку, и выясняет "покупательскую силу" карточки, т.е. свободный лимит кредитования по карточке. Получив необходимую информацию, продавец решает может ли карточка быть акцептована - использована для оплаты товара или услуги. Детали и сумма сделки отражаются на счете, который затем подписывается покупателем. Сравнив эту подпись с той, что находится на карточке и удостоверившись в их идентичности, продавец передает копию чека в компанию (или банк) через местное отделение банка и таким образом подтверждает платеж, совершенный в момент покупки по компьютерным линиям связи. Специальные устройства для подключения к электронным системам перечисления денежных средств установлены непосредственно в учреждениях розничной торговли. Эти терминальные устройства санкционируют совершение сделки с использованием кредитной карточки в тот момент, когда ее владелец набирает персональный идентификационный номер. Счет кредитной карточки дебетуется автоматически и денежные средства немедленно перечисляются на счет продавца, устраняя таким образом необходимость в использовании наличных денежных средств или других бумажных платежных документов (чеков и др.).
Раз в месяц владелец карточки получает сведения (отчет) о движении средств на его ссудном счете, детализирующий даты и стоимость произведенных покупок и получение наличных денежных средств в виде аванса, поскольку допускается даже некоторый перерасход средств - овердрафт - кредит под небольшие проценты. Владелец карточки имеет право погасить всю сумму задолженности без уплаты процентов за пользование кредитом в течении 25 дней с момента получения отчета, либо уплатить лишь часть суммы и остаток долга погашать в течении нескольких месяцев, но при этом оплачивая банку проценты. Следует иметь в виду, что условия предоставления клиентам потребительских кредитов и, в том числе кредитных карт, различны от банка к банку, от страны к стране и, более того, различные кредитные карты предоставляют клиентам различный набор услуг.
Компании-эмитенты кредитных карточек получают доход от торговых организаций, принимающих кредитные карточки для оплаты товаров и услуг. Эти организации перечисляют компании скидку на цены товаров, оплаченных по кредитным картам. Размер скидки колеблется и составляет в среднем 2-3 процента. В свою очередь торговые организации заинтересованы в использовании кредитных и других пластиковых карточек в качестве новых платежных средств, в связи с ростом товарооборота, привлечением большего числа покупателей и т.д. Более того, крупные торговые фирмы в разных странах мира выпускают в настоящее время собственные кредитные карточки.
Таким образом, следует подчеркнуть, что большинство кредитных карточек может широко использоваться во внутренних и международных расчетных и платежных операциях.
В целом можно сделать вывод, что кредит, основанный на использовании кредитных карточек, отличается от традиционного кредита, погашаемого в рассрочку, следующими чертами: затраты на организацию кредита однократны; трудно предотвратить чрезмерное использование карточек небольшой частью их владельцев, существует риск жульнического использования карточек.
Рассматривая негативные стороны применения карточек, обращают на себя внимание две проблемы: во-первых, объем бумажного документооборота существенно не снижается и, во-вторых, высок уровень неправомочного пользования карточками, подделок, мошенничества. Объем бумажных документов значительно возрос в последние годы в результате увеличения числа выполняемых операций, что естественного сказалось на увеличении административных, расходов и числа обслуживающего персонала. Решение этой проблемы лежит на путях дальнейшей электронизации операций в местах продажи.
Проблема мошенничества - другая серьезная проблема. Для предотвращения несанкционированного использования потерянных карточек в зарубежных странах ведется специальный реестр таких карточек. Заметив пропажу карточки, владелец должен немедленно сообщить об этом банку, последний рассылает эту информацию всем предприятиям, принимающим карточки. (Необходимо отметить, что в Кыргызстане отсутствует законодательство, регулирующее этот этап отношений банка с клиентом, а в зарубежной банковской практике встречались случаи, когда банк отказывался от ответственности, после того как клиент обнаруживал отсутствие карточки).
В нашей стране первые шаги по внедрению системы пластиковых карточек в оборот были сделаны в марте 1988 года, когда в Лондоне было подписано соглашение между советским бюро путешествий ВАО "Интурист" и международной организацией VISА Intarnational для стран Европы, Среднего Востока и Африки, тогда и получили советские граждане возможность пользоваться кредитными карточками.
Известно, что с конца 1960-х годов в нашей стране кредитные карточки использовались только иностранными туристы в качестве средства платежа. В 1988-1989 гг Сбербанком СССР совместно с заинтересованными ведомствами была разработана концепция безналичных расчетов за товары и услуги на основе пластиковых карт.
В настоящее время кредитные карточки выпускаются для граждан Кыргызстана, а также иностранцев, проживающих в нашей стране, что привело к бурному развитию данной сферы банковских услуг в последние годы. Чем же это объясняется? Отвечая на этот вопрос, следует выделить три основных фактора.
Во-первых, это объясняется особенностями межбанковской конкуренции в нашей стране. Финансовый рынок Кыргызстана еще не недостаточно насыщен, обладает большим потенциалом для банковской деятельности по сравнению с ведущим рынком мира. Поэтому кыргызские банки конкурируют не только за место на рынке, за "пассивы", за большее количество клиентов вообще, сколько за лидирующее положение на высокорентабельных рынках, за определенный слой "выгодной" для банка клиентуры. Применительно к развитию электронных расчетов подобного рода клиентам для банка являются иностранные и некоторые кыргызские граждане. За границей давно уже привыкли рассчитываться за покупки, получать наличные деньги и выполнять массу других операций с помощью пластиковых карт. Иностранные граждане, приезжая к нам в страну, не хотели бы и здесь отказываться от этого удобства. Многим кыргызским гражданам также удобно, осуществляя расчеты внутри страны либо выезжая за границу, иметь при себе маленькую пластиковую карточку, а не "чемодан" наличных денег. Тем самым, обслуживая международную либо внутреннюю пластиковую карточку, банк добивается привлечения именно этих богатых клиентов.
Во-вторых, обслуживая данный круг клиентуры, кыргызские банки сталкиваются с необходимостью восстанавливать связи и производить расчеты через зарубежные банки, придерживаться стандартов принятых в мировой банковской практике в целях интеграции с мировой банковской системой. Однако, для того, чтобы стать партнером зарубежного банка в обслуживании общих клиентов, нашему банку необходимо достичь высокого уровня своего развития, в том числе и в сфере новых технологий.
В-третьих, анализируя опыт развития денежно-кредитной сферы на Западе можно сделать вывод, что в перспективе и наша страна будет широко использовать пластиковые карты в качестве инструмента денежного обращения.
В то же время следует иметь в виду, что пластиковые карточки международных систем предполагают наличие валютных средств, следовательно, в Кыргызстане потенциальными их обладателями может стать ограниченное число лиц. Реальных же владельцев международных карточек еще меньше, поскольку банки требуют наличия довольно значительного остатка средств на счете, а в случае с кредитными картами - еще и крупного страхового депозита в иностранной валюте. Немногие могут позволить себе "заморозить" под минимальный процент несколько тысяч долларов.
Трудности, связанные с внедрением пластиковых карт международных платежных систем, а также реальная потребность в развитии безбумажных технологий в Кыргызстане требует от кыргызских банков развивать рынок собственных карточек на более массового потребителя. Современные пластиковые карточки можно определить как дебетные, предназначенные для получения наличных денежных средств в банкоматах и для оплаты покупок в пока еще небольшом числе соответствующим образом оборудованных магазинов.
Существует несколько видов карточек, предлагаемых своим клиентам кредитной системой:
1. Револьверная карточка предоставляет револьверный (возобновляемый по мере погашения) кредит. Выдается под имущественный или денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования в 3 раза. Срок действия карточки совпадает со сроком залога.
2. Желтая карточка представляет неревольверный кредит с 15 процентной скидкой. Для приобретения этой карточки необходимо внести денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования а 5 раз сроком на 1 год, или в 4 раза сроком на 1,5 года.
3. Серебренная карточка представляет неревольверный кредит с 30 процентной скидкой. Для приобретения этой карточки необходимо внести денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования в 4 раза, сроком на 2 года или в 3 раза, сроком на 3 года.
4. Золотая карточка представляет неревольверный кредит с 50 процентной скидкой. Для приобретения этой карточки необходимо внести денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования в 3 раза, сроком на 5 лет или в 2 раза, сроком на 7,5 лет.
5. Платиновая карточка представляет неревольверный кредит с 90 процентной скидкой. Для ее приобретения необходимо внести денежный залог, превышающий желаемый лимит кредитования в 3 раза, сроком на 10 лет.
Право на приобретение индивидуальных карточек имеют только частные лица, причем обязательным условием для получения карточки является внесение имущественного или денежного залога в сомах или твердой валюте, величина которой зависит от выбранного клиентом лимита кредитования и типа карточки.
Обладание карточкой позволяет осуществлять оплату счетов за покупки в кредит (в рассрочку), оплату счетов за покупки в сомах независимо от места совершения покупок, оплату товаров различных магазинов, услуг, гостиниц, авиакомпаний, ресторанов, туристических агентств, проката автомобилей, заправочных станций, медицинского обслуживания, оплату товаров по зарубежным каталогам посылочной торговли и других услуг в любой валюте - в СНГ и более чем 30 странах мира.
Подводя итого рассмотрения развития кыргыэского рынка пластиковых карт, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, следует отметить, что рынок банковских услуг претерпевает серьезные изменения и в последние года приобрел все черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт. С одной стороны, ведущие кыргызские банки активно работают с международными платежными системами, а с другой, - они сами включились в конкурентную борьбу за пальму первенства на кыргызском рынке высоких технологий, создавая собственные электронные системы платежей и расчетов, либо объединенные системы пластиковых карт. При этом преобладающей является тенденция к объединению первоначально разрозненных систем многих банков и фирм в единую универсальную платежную систему.
Во-вторых, важной особенностью кыргызского рынка пластиковых карт является тот факт, что основными элементами платежей являются банковские карточки. Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше клиентов. Результатом же острой конкурентной борьбы является снижение стоимости карточек и взимаемых комиссионных за пользование ими.
В-третьих, развитие инфраструктуры рынка пластиковых карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате пластиковые карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) отстает от темпов выпуска банковских пластиковых карточек.
В-четвертых, кыргызские банки-эмитенты пластиковых карт в большинстве своем выпускают в обращение дебетовые карточки, в связи с особенностями экономической ситуации в стране (инфляция, кризис неплатежей, повышенные экономические риски и проч.). Банки-эмитенты пластиковых карт в большинстве своем выпускают в обращение дебетные карточки в связи с особенностями экономической ситуации в стране. Банки стремятся застраховать себя от возможных потерь и поэтому при выдаче даже кредитной карты требуют внесения страхового депозита, превышающего лимит кредитования, что вне всяких сомнений ставит суть "кредитной сделки" под сомнение и позволяет говорить о суррогатных кредитных картах или по существу платежных карточках.
В-пятых, большинство карточек, эмитируемых в нашей стране, являются магнитными, вследствие относительно низкой себестоимости их производства и обслуживания. Соответственно, банки вкладывают огромные средства в создание не менее дорогостоящей инфраструктуры для обслуживания этик карт.
Вместе с тем, совершенно очевидно, что внедрение кредитных и других пластиковых карточек в Кыргызстане следует развивать на основе серьезного анализа практики использования карточек за рубежом, их преимуществ и недостатков.
- 2 Введение.
- 1. Общая характеристика банковских услуг.
- 1) Услуги связанные с его движением,
- 2) Чистые услуги.
- 2. Традиционные банковские услуги населению: а) операции банка по привлечению средств в депозиты.
- Б). Банковские операции по кредитованию индивидуальных заемщиков.
- 1. Общая характеристика кредитного процесса при кредитовании частных лиц.
- 2). Организация кредитных отношений банка с заемщиком.
- 3). Современная практика кредитования индивидуальных заемщиков в Кыргызстане.
- 1). Кредит на строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков в садоводческих товариществах.
- Краткосрочные ссуды.
- В). Расчетно-кассовое обслуживание населения.
- 1. Развитие безналичных расчетов населения в историческом аспекте.
- 2. Выплата доходов населению через банк.
- 3. Расчетно-кассовое обслуживание населения.
- 4. Расчетно-кассовое обслуживание предпринимателей.
- Формы безналичных расчетов.
- Банкомат, как элемент электронной системы платежей.
- 4. Проблемы совершенствования банковского обслуживания населения.
- Прием банком на себя поручительства и выдача гарантий.
- Заклочение.