logo search
банковская система - макроэкономика

Заключение

По результатам проведенного исследования сформулируем следующие выводы:

1) Банковская система Беларуси состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков и является двухуровневой. Такая структура принята в подавляющем большинстве стран. Центральный банк — это привилегированная и эли­тарная финансовая организация, наделенная функциями адми­нистративного органа и банка. Центральный банк является единым органом, коорди­нирующим деятельность кредитных учреждений. Он выполняет функции управле­ния процессами организации кредитно-расчетного и финансового обслуживания народного хозяйства. Основной целью деятельности центрального банка принято считать поддержание монетарной, и в первую очередь ценовой стабильности в экономике. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству пере­распределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким об­разом, чтобы увеличивались поступления в бюджет. Согласно Банковского кодекса, банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установлен­ном кодексом, и имеющей на основании лицензии на осу­ществление банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности определенные банков­ские операции.

2) Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь. Согласно Банковского кодекса основные цели его деятельности зак­лючаются в защите и обеспечении устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитии и укреплении банковской систе­мы Республики Беларусь; обеспечении эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. На уровне закона деятельность Национального банка регулиру­ется специальным актом - Банковским кодексом. Кроме того, ряд законов общего характера также содержит нормы, посвященные На­циональному банку. Образование и становление на­циональной банковской системы, прошедшей сложный путь развития, началось с мо­мента обретения Республикой Беларусь статуса суверенного государства. К 1 января 2011 г. банковский сектор включал 31 банк. Его филиальная сеть за 2010 год сократилась с 264 до 226 филиалов, что обусловлено оптимизацией банками своих региональных структур. Характерными особенностями институционального развития банков в 2010 году явились:

- уменьшение доли иностранных банков в совокупном уставном фонде банков с 28,9 до 25,1 процента. Удельный вес таких банков в совокупном нормативном капитале снизился с 34,4 до 32,7 процента. При этом в активах банковского сектора доля банков, контролируемых нерезидентами, увеличилась с 26,4 до 27,3 процента. В уставных фондах белорусских банков участвует капитал из России, Кипра, Австрии, Украины, Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Люксембурга, Казахстана, Латвии, Ирана, Ирландии и других стран;

- уменьшение доли банков, контролируемых резидентами частной формы собственности, в совокупном уставном фонде банковского сектора с 1,6 до 1,4 процента. Число таких банков сократилось с 5 до 4 (за счет присоединения ОАО "Белорусский индустриальный банк" к ОАО "Технобанк"). Удельный вес таких банков в активах банковского сектора снизился с 1,2 до 1 процента, в совокупном нормативном капитале — с 2,1 до 2 процентов;

- увеличение доли банков, контролируемых государством, в совокупном уставном фонде банковского сектора с 69,5 до 73,4 процента. Доля таких банков в активах банковского сектора сократилась с 72,4 до 71,7 процента, в совокупном нормативном капитале выросла с 63,5 до 65,4 процента.

3) Рост активов и ресурсной базы банков происходил на достаточно высоком уровне в течение всего рассматриваемого периода. Такое высокое увеличение связано с проведенной 24 мая 2011 года 56%-й девальвации, в результате чего средства в иностранной валюте были переоценены. В реальном выражении наблюдается лишь небольшой прирост активов и пассивов банков, номинированных в иностранной валюте – 11,4% за 9 месяцев 2011 года. Достаточно высокими темпами увеличивались проблемные активы банков. В итоге, Беларусь в 2011 году заплатила очень высокую цену за ошибки в экономической политике (искусственный (предвыборный) рост зарплат, выполнение директивных показателей в 2010 году). Эти ошибки повлияли на дестабилизацию как реального сектора экономики, так и банковской системы. Ведь девальвационные процессы спровоцировали снижение капитализации банков, привели к обесценению взносов иностранных инвесторов в уставные фонды банков и породили ряд других проблем. Так, девальвация привела к переоценке валютных активов банков по новому курсу. В результате у банков появился дополнительный рублевый доход, с которого они теперь должны заплатить налог

По мнению экспертов, взимание налога с номинально выросших доходов может негативно сказаться на настроениях акционеров и приведет к потере заинтересованности инвесторов в дальнейших инвестициях в экономику страны. Чтобы таких последствий не допустить, Ассоциация белорусских банков предлагает рассмотреть вопрос о льготировании налогообложения прибыли в случае, если средства от переоценки валютных активов будут направлены на пополнение уставного фонда банков.

Рассматривая перспективы развития банковского сектора, отметим, что Национальным банком Республики Беларусь была подготовлена Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011—2015 гг., которая определяет на­правления совершенствования регулирования дея­тельности банков Национальным банком и развития банковского сектора на предстоящие 5 лет.