logo search
Жилищные сертификаты на рынке ценных бумаг

1.1 Развитие законодательства о жилищных сертификатах

Государством были предложены механизмы приобретения жилья с применением правовых конструкций, имеющих близкое по значению название, но различную правовую природу.

Исследование законодательства о жилищных сертификатах, выпускаемых в соответствии с Указом Президента РФ "О выпуске и обращении жилищных сертификатов" от 10 июня 1994 г. № 1182 Указ Президента РФ «О выпуске и обращении жилищных сертификатов» от 10 июня 1994 г. № 1182 (в актуальной редакции) // Российская газета. 1994. 15 июня. (далее - Указ.4" 1182), начинается с уточнения термина "законодательство". В теории права его понимают в "широком" и "узком" смысле. Однако ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (в актуальной редакции) //Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301. к гражданскому законодательству относит только федеральные законы.

Ж.В. Коршунова считает, что жилищный сертификат был введен в оборот ненадлежащим образом. В момент принятия Указа № 1182 гражданское законодательство понималось в "широком смысле", поэтому отнесение жилищных сертификатов к облигациям (т.е. ценным бумагам) Указом Президента РФ было оправданно.

Правовое регулирование отношений, связанных с жилищными сертификатами, являющимися ценными бумагами, в настоящее время осуществляется в следующих формах:

1. Непосредственного регулирования. Так, оно проводится Указом Президента РФ № 1182 и Инструкцией ФКЦБ 1995 г. Непосредственное регулирование выражается в том, что акты регламентируют отношения с применением исключительно жилищных сертификатов и являются Центральными для проведения целостной системы мероприятий по их выпуску.

2. Опосредованного регулирования - ГК РФ, ФЗ "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. № 39 (далее - Закон о РЦБ) и рядом других нормативных правовых актов. Опосредованное регулирование означает, что жилищный сертификат, являясь разновидностью облигации, подчиняется общим правилам выпуска и обращения облигаций, на которые в свою очередь, распространяются общие требования, предъявляемые к ценным бумагам.

Регулирование отношений по жилищным сертификатам тяготеет к гражданскому законодательству, а не к жилищному.

Законодательство о жилищных сертификатах требует упорядочения. Для упрощения взаимосвязей между актами требуется их систематизация в форме консолидации, что повысит эффективность применения их норм. Выпуск жилищных сертификатов затрагивает одно из важнейших конституционных прав граждан - право на жилище, реализация этого права требует особого внимания со стороны государства, законодательство о ценных бумагах - прерогатива субъектов федерального уровня и основной источник гражданского права - закон, поэтому стержневым нормативным актом должен быть именно федеральный закон межотраслевого характера.

Государственные жилищные сертификаты в настоящее время представлены в двух видах: государственные жилищные сертификаты, выдаваемые гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; государственные жилищные сертификаты для военнослужащих.

Отдельные акты, регулирующие порядок выдачи сертификатов лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, относят их к категории необращаемых ценных бумаг, а другие нет. Наблюдается устойчивая тенденция к признанию их законодателем неценными бумагами. Марченко Т.В. Правовая природа ценных бумаг в бездокументарной форме // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА (выпуск девятый). - Оренбург, 2011. - С. 178.