logo search
Достаточность банковского капитала

2.4 Негативные факторы участия государства в капитале банков

Проблема активизации инвестиционного процесса является одной из наиболее сложных для казахстанской экономики. Собственные средства являются главным источником финансирования инвестиций. Если в первом полугодии 2005 года их доля составила 49,3 процента, то в первом полугодии 2006 года она увеличилась до 51,6 процента.

Несмотря на некоторое увеличение доли кредитов банков в структуре инвестиций - с 3,3 до 4,3; их роль в финансовой поддержке экономического роста в Казахстане остается незначительной.

Доминирующая роль собственных средств предприятий, как источника инвестиций, и главное их незначительный объем, не позволяют охарактеризовать сложившуюся ситуацию как благоприятную, даже принимая во внимание значительное увеличение инвестиций активности в 2005 - 2007г.

Использование собственных средств как главного источника финансирования инвестиционной деятельности не обеспечивает расширенного воспроизводства - таблица 1.

Таблица 1 - Особенности управления государственной собственностью в банковской системе в млн. тенге

Банковская система

01.06.04

01.06.05

01.06.06

1

2

3

4

Инвестиции в основной капитал

Всего

100,0

100,0

100,0

в том числе: собственные средства

53,5

49,3

51,6

из них: прибыль, остающаяся в распоряжении организаций

амортизация

21,7

22,8

24,1

21,5

21,6

24,6

привлеченные средства

46,5

50,7

48,4

из них: кредиты банков

заемные средства других организаций

бюджетные средства

4,0

9,4

20,6

3,3

6,0

19,2

4,3

5,7

18,9

Государственная собственность не используется в качестве инструмента повышения инвестиций активности, напротив, неудовлетворительное управление государственными активами представляет собой дополнительную угрозу экономическому росту.

Масштабы государственной собственности в банковской системе выходят за рамки государственного участия в капитале пяти основных банков. Государство в различных формах, в том числе через государственные унитарные предприятия и учреждения, участвуют в капитале более 600 кредитных организаций, большинство из которых является небольшими. Более того, государство не владеет полной информацией о точном количестве банков, имеющих акционеров из числа государственных предприятий.

Правительством было принято решение о прекращении участия государственных предприятий в уставных капиталах кредитных организаций.

Участие государства в капитале кредитных организаций во многих случаях носит «непрозрачный» характер, не приносит бюджету ощутимых выгод и не способствует решению стоящих перед государством задач, связанных со стимулированием экономического роста через активизацию инвестиционного процесса.

В сложившихся условиях наличие значительного числа кредитных организаций, находящихся под контролем государственных предприятий и учреждений, ограничивает рыночную конкуренцию не только в банковском секторе, но и в экономике в целом, приводят к потерям для бюджета, а также способствует распространению коррупции.

Усилия государства должны быть направлены на создание финансового механизма, ориентируемого на трансформацию сбережений в инвестиции. Необходимо значительное сокращение числа кредитных организаций, находящихся под контролем государства в той или иной форме.

В то же время полный выход государства из капитала всех кредитных организаций не является оправданным, так в этом случае государство лишается важного инструмента финансовой политики.