Введение
банковский продукт услуга
Банковское продукты и услуги, в том числе новые, являются традиционной сферой банковского предпринимательства, направленного на повышение доходов банков и удовлетворение потребностей клиентов в целях развития национальной экономики. Современный уровень развития производительных сил требует от банков все большего количества продуктов и услуг.
Наряду с выполнением традиционных банковских операций - привлечением средств в депозиты, предоставлением ссуд и осуществлением расчетно-кассового обслуживания - современные банковские институты предлагают электронные услуги, валютные операции, прочие услуги, в том числе трастовые, информационно-справочные консультационные, фондовые и другие.
В свете вышесказанного одним из наиболее перспективных направлений развития банковского сектора является дистанционного банковского обслуживания. Это вызвано рядом причин. Во-первых, предоставление подобных услуг позволяет предоставить принципиально новый уровень сервиса крупным корпоративным клиентам. Во-вторых, предоставление качественного дистанционного обслуживания все чаще воспринимается как конкурентное преимущество. В-третьих, бурный рост сегмента розничного бизнеса требует создания доступных и эффективных механизмов взаимодействия банка и розничных клиентов.
К онлайновым услугам относятся call-центры, интернет-банкинг, клиент-банкинг, sms-банкинг, мобильный банкинг, семейный банкинг, а также обслуживание состоятельных клиентов (vip-, private-banking).
Кроме вышеизложенных новых продуктов, существуют продукты, представляющие собой модернизацию существующих услуг. Данные продукты и услуги широко используются зарубежными банками. К ним относятся:
нетрадиционные формы кредитования (факторинг, форфейтинг, синдицированное, ипотечное, мультивалютное и экспресс-кредитование);
нетрадиционные формы привлечения средств (металлические счета, траст, мультивалютные, индексируемые, инвестиционные депозиты);
секъюритизация;
пакетные услуги;
операции с деривативами и некоторые другие.
Актуальность исследуемой темы обусловлена следующим. Расширение банковских продуктов и услуг - важная особенность современной банковской деятельности во всех странах мира, имеющих развитую банковскую систему. Ведущие коммерческие банки стремятся предоставлять широкий круг операций и услуг для своих клиентов с тем, чтобы расширить свою доходную базу, повысить рентабельность и конкурентоспособность. Эффективная система банковских продуктов и услуг должна способствовать мобилизации внутренних сбережений. Особое значение приобретает в этой связи гибкое банковское обслуживание, способное реагировать на формирующиеся потребности изменяющейся экономики. Конкуренция на рынке банковских услуг также влияет на количественные и качественные характеристики банковского обслуживания.
Цель исследования - рассмотреть возможность внедрения новых продуктов и услуг в деятельность филиала №300 - ГОУ ОАО «АСБ Беларусбанк».
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
рассмотреть теоретические аспекты исследования банковских продуктов и услуг;
проанализировать отечественные банковские продукты и услуги на примере ОАО «АСБ Беларусбанк»;
определить проблемы развития новых банковских продуктов и услуг;
изучить зарубежный опыт банковской деятельности и на его основе наметить мероприятия по развитию продуктовой линейки банка.
Объект исследования - один из системообразующих банков Беларуси - ОАО «АСБ Беларусбанк». Предмет - новые и модифицированные банковские услуги и продукты, а также отношения, связанные с их внедрением и предоставлением данных услуг клиентам.
Научная новизна исследования состоит в определении современного состояния рынка банковских продуктов Беларуси, выделение тех продуктов, которые относятся к новым, а также обосновании применения зарубежного банковского опыта в отечественной практике.
Практическая значимость заключается в возможности использования выводов и предложений, содержащихся в данной работе.
Методологической базой работы являются:
системный подход - при рассмотрении различных подходов к определению банковского продукта и услуги;
метод группировок - при изучении критериев классификации банковских продуктов и услуг;
метод обобщения - при получении характеристик объекта исследования на основе информации из нескольких источников;
сравнение - при изучении опыта зарубежного банков;
анализ - при рассмотрении статистических данных;
синтез - объединение элементов исследуемого объекта в единое целое и рассмотрение направлений его развития в Республике Беларусь.
При написании работы использовались труды зарубежных и отечественных экономистов. Труды зарубежных экономистов задействованы при рассмотрении понятия банковской услуги (Гойденко Ю.Н., Дубанков А.П., Казаренков Н.П.), классификации банковских услуг и банковского продукта (Пузырев М.В., Дараган А.В.). Были использованы материалы периодических изданий отечественных авторов, в частности журнала Банковский Вестник (Назаров А., Терешко Л., Валюк А., Лазарева Н.). Другими источниками информации являются законодательные акты (Банковский кодекс, Программа развития банковского сектора Республики Беларусь) и интернет-источники.
Дипломная работа состоит из трех глав:
- Введение
- теоретические аспекты исследования банковских продуктов и услуг;
- 1. Теоретические аспекты исследования банковских продуктов и услуг
- 1.1 Экономическая сущность и классификация банковских продуктов и услуг
- 1.2 Технологический процесс разработки и внедрения новых банковских продуктов и услуг
- анализ продуктовой линейки филиала №300 - Гомельского областного управления ОАО «АСБ Беларусбанк»;