3. Новости АФН
- Вопрос закономерный: изменилось ли что-нибудь в задачах, принципах, подходах АФН и в связи с изменением ситуации на рынке, и с вашим приходом? - Главная стратегия АФН кардинально не меняется. Она определена основной задачей финансового сектора, который призван обеспечивать достижение глобальной цели - вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. С этим связаны вопросы и стратегического характера - вступление в ВТО и все интеграционные инициативы. Другой осью координат становится задача совершенствования параметров финансового рынка с учетом мировой практики. Сейчас же речь идет только об изменении тактических подходов к пруденциальному регулированию. Все предпринимаемые нами меры, точнее комплекс мер, носят косвенный характер, напрямую не ограничивая деятельность банков. - Тем не менее несогласие с АФН звучит. Какие из мер подвергаются критике и чем вы аргументируете принимаемые агентством непопулярные меры?
- Конечно же, это вопрос регулирования роста внешних заимствований отечественных банков. В текущем году нами предполагается ввести их оптимальные параметры с учетом складывающейся ситуации, экономической целесообразности и международной практики. Отмечу, что именно этот вопрос обсуждался наиболее бурно. Вплоть до 27 мая, когда правлением НБ РК были приняты поправки в правила о минимальных резервных требованиях, в соответствии с которыми пересмотрены расчет и размер минимальных резервных требований.
В тот же день правление АФН приняло постановление о внесении изменений и дополнений в инструкцию о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня. Документ предусматривает установление лимитов валютной ликвидности. В частности, лимит текущей валютной ликвидности устанавливается в размере не менее 0,9 и рассчитывается как отношение среднемесячного размера высоколиквидных активов в иностранной валюте к среднемесячному размеру обязательств до востребования в этой же иностранной валюте. Лимит краткосрочной валютной ликвидности устанавливается в размере не менее 0,8. Здесь по активам и пассивам определен срок до погашения - до трех месяцев включительно. А также лимит среднесрочной валютной ликвидности устанавливается в размере не менее 0,6. Расчет ведется по обязательствам с оставшимся сроком до погашения до одного года включительно. То есть банки имеют возможность покрыть свои обязательства: активы должны соответствовать пассивам в каждой категории срочности.
Постановление предусматривает и уменьшение лимитов открытой валютной позиции (длинной и короткой) по иностранным валютам стран, имеющих суверенный рейтинг не ниже «А» агентства «Standard&Poors» или рейтинг аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, и валюте евро с 15 процентов величины собственного капитала банка до 12,5 процента и валютной нетто-позиции с 30 процентов величины собственного капитала банка до 25 процентов.
Думаю, эти меры будут стимулировать снижение внешних обязательств банковского сектора и тем самым уменьшение его внешнего валового долга. - Но привести капиталы в соответствие с требованиями АФН в одночасье сложно: речь не о ста тенге.
- Поэтому мы даем банкам возможность - переходный период, в течение которого можно диверсифицировать портфель, увеличить долю займов с более долгим сроком погашения, нарастить свой капитал. Я еще раз подчеркну, что наши меры ни в коей мере не ограничивают деятельность банков. Требование увеличить собственный капитал - самая правильная мера регуляторного характера. И второе примечание: эти меры будут применены ко всему банковскому сектору. А не выборочно, как, может быть, хотелось некоторым. Мы провели предварительный стресс-тест и пришли к выводу, что по первому лимиту все банки будут соответствовать нормативу. А вот по краткосрочной и среднесрочной позициям некоторые банки будут испытывать трудности. Но у них еще есть возможность диверсифицировать свои риски. Мы понимаем и принимаем звучащую в адрес АФН критику, но мы не можем рассматривать меры пруденциального регулирования применительно к отдельным банкам. Думаю, после того, как документ пройдет регистрацию в Министерстве юстиции, нормы вступят в силу, и дискуссии на эту тему будут завершены.
В 2008 году у казахстанских банков проблем с ликвидностью не будет - АФН РК
АЛМАТЫ. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/ - Согласно прогнозным сведениям, внешние обязательства банковской системы Казахстана в 2008 году составят $12 млрд. Об этом сегодня в Алматы в ходе форума «Риски финансового сектора» заявил заместитель председателя Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) Мурат Байсынов, сообщает Казинформ. Представитель АФН отметил, что объем ликвидных активов отечественных банков на декабрь 2007 года составил более $12 млрд, что дает оптимистические прогнозы. «Это дает возможность предполагать, что платежеспособность банковской системы будет на уровне, то есть проблем с ликвидностью у банков не будет», - сказал М.Байсынов. Заместитель председателя АФН также подчеркнул, что в течение 2007 года наблюдался рост экономики страны, рост ВВП, и у банков не происходило снижения активов. «Кризисов платежей у банков, связанных с негативным внешним влиянием, не было. Банки и другие финансовые организации все свои обязательства выполняли, и говорить о негативных последствиях нельзя», - заявил он.
- 1.3. Анализ современного состояние финансового рынка Республики Казахстан
- 54.Задачи агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
- Тема 3. Законодательные акты, нормы и нормативы Национального Банка Республики Казахстан как инструменты денежно-кредитного регулирования
- Тема 18. Деятельность Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций
- 2. Международные стандарты финансового учета и отчетности.
- § 2.2. Министерство финансов и Национальный банк Республики Казахстан.
- § 2.1. Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
- Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций рк.
- Анализ деятельности комитета по финансовому надзору национального банка республики казахстан по регулированию деятельности коммерческих банков