logo search
Банковский менеджмент, его цели и задачи, принципы, направления

2. Принципы банковского менеджмента

Принципы управления -- это основополагающие правила, нормы поведения, которыми должны руководствоваться работники банка в своей деятельности. Принципы банковского менеджмента состоят из основных и конкретных (специфических).

Таблица 2.1 - Принципы банковского менеджмента

Основные принципы банковского менеджмента

Характеристика

Принцип прибыльного функционирования

Предполагает получение большей прибыли при меньших инвестициях. Эффект будет тем более заметен, чем большая прибыль достигнута при меньшей собственной доли банка в пассивах

Спекулятивный принцип

Подешевле купить -- подороже продать. Банк с полным основанием можно назвать спекулятивным предприятием, при этом очень важно создать условия, когда каждый банк сможет реализовать свои услуги в рамках законодательства. Только в этом случае спекуляция становится нормой предпринимательства и теряет свой криминальный оттенок

Все для клиента

Банк несет полную ответственность перед клиентом и обеспечивает его прибыль. Ориентация банка только на собственный экономический интерес может привести к убыткам клиента, а в конечном счете к потере клиентуры и вместе с ней прибыли от банковской деятельности. Отношения банка и клиента должны базироваться на принципах взаимной заинтересованности, только тогда они принесут выгоду обоим

Принцип банковской безопасности

Безопасность в банковском деле следует рассматривать в двух аспектах, органично связанных друг с другом. Это, с одной стороны, физическая охрана зданий, помещений, сотрудников и клиентов банка, с другой стороны, экономическая безопасность проводимых банком операций. Если первое зависит от общеполитической и экономической обстановки в стране, включая криминогенную, то второе прочно связано со степенью развития банковского законодательства, а также квалификацией и социально-культурными условиями жизни банковских служащих, в первую очередь, руководящего состава банка

Работа в пределах реально имеющихся средств (ресурсов)

Предоставление кредита, выполнение расчетно-кассовых операций ограничены имеющимися у банка ресурсами. Реализация этого принципа в работе коммерческого банка предполагает постоянный контроль за качественным и количественным соответствием между мобилизованными ресурсами и характером их использования, усиливает конкурентную борьбу банков за привлечение клиентов, увеличение депозитов со всеми вытекающими отсюда последствиями (улучшение обслуживания клиентов, эффективное использование банковских ресурсов, диверсификация банковских операций и т.д.)

Банки являются экономически независимыми и юридически самостоятельными кредитными организациями

Имея полную свободу действий в привлечении ресурсов и размещении мобилизованных средств, коммерческий банк несет всю экономическую ответственность за результаты своей деятельности, т.е. риск от банковских операций ложится на него

Рыночные отношения с клиентами банка

Выбирая клиентов, банк руководствуется такими категориями рыночных отношений, как прибыльность, риск и ликвидность

Регулирование деятельности коммерческого банка может осуществляться только косвенными экономическими методами

Государство определяет правила игры для коммерческих банков, но не может им приказывать

Заключение

Предпринимательская деятельность вообще и кредитное предпринимательство в частности могут быть действительно успешными и адекватными, если кредитное учреждение определяет и практически реализует комплекс целей и стратегию действий, свою миссию -- базовую концепцию развития. Все это концентрируется в банковской политике, где аккумулируются, оцениваются, сопрягаются идеи, действия, возможности, схемы реализации. Наличие банковской политики позволяет коммерческому банку не слепо следовать за меняющейся (иногда кардинально) экономической конъюнктурой, а формировать адекватную реакцию, позволяющую максимально использовать положительные моменты и факторы и нейтрализовать негативные. Основные вопросы, на которые должны отвечать положения банковской политики, -- это зачем (во имя чего) должны быть осуществлены те или иные действия; какие именно действия должны быть произведены; какие именно структурные подразделения, конкретные сотрудники, их группы и объединения должны выполнять или участвовать в выполнении конкретных операций; по каким конкретным схемам и сценариям должны в этом банке осуществляться конкретные операции. Сфера банковской политики охватывает будущие рынки, оптимальный ассортимент банковских продуктов, прибыльность, риски, организационные структуры, облик и имидж банка.

Список литературы:

Никитина Т.В. Банковский менеджмент: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2007.

Основы банковского дела / Под ред. О.Г. Семенюты. Ростов-н/Д.: Феникс, 2008.

Основы банковского дела: Учеб. пособие / Под ред. Ю.М. Ясинского. Мн.: Гмей, 2006. Т.1, 2.

Основы банковской деятельности: Учеб. / Под ред. К.Р. Тагирбекова. М.: Инфра, 2007.

Самоукина Н.В. Управление "персоналом банка. М.: Рус. деловая лит-ра, 2006.

Размещено на allbest.ru