logo search
Банковский кредит как наиболее распространенная форма кредитных отношений в экономике

2.2 Проблемы формирования оптимального кредитного портфеля

кредитование банковский задолженность

В 2011 году портфель кредитов МСБ вырос только на 19%, до 3,8 трлн рублей, заметно отстав по темпам развития от розницы и ссуд крупному бизнесу. Сказались уход заемщиков в тень из-за роста обязательных взносов и смещение приоритетов банков из топ-30[1] в сегмент крупного бизнеса на фоне перебоев с ликвидностью. В 2012 году у крупных банков есть шанс вернуть утраченные позиции, сделав ставку на консультирование заемщиков и адаптацию к сегменту МСБ розничных технологий. Небольшие банки, напротив, могут замедлить рост из-за изменений в продуктовой линейке МСП Банка. Поэтому итоговые темпы прироста мы ожидаем на уровне 20-22%, что немногим лучше результата 2011 года.

Не оправдали надежд: портфель кредитов МСБ по банковской системе вырос за 2011 год только на 19%, до 3,8 трлн рублей. Это заметно хуже результатов не только розницы (+36%), но и корпоративного кредитования (+28%). Основные причины: провал рынка в начале года, дефицит ликвидности во 2 полугодии и уход в тень заемщиков из-за роста социальных страховых взносов. Негативное влияние на январские результаты рынка оказал и «Сбербанк России», сместивший акценты в пользу кредитования инвестиционных проектов. Повышение социальных страховых взносов обернулось снижением прозрачности заемщиков, а не повышением объема собираемых средств. По данным Минфина, в 2011 году взносов было собрано только на 1% больше, чем в 2010-м. Как и прогнозировал «Эксперт РА», бизнес с большой долей оплаты труда в расходах массово ушел в тень. Сами банки ставят фактор непрозрачности заемщиков на первое место среди барьеров для роста кредитования МСБ.

Банки из топ-30 сместили свои акценты в пользу крупного бизнеса: их доля на рынке кредитования МСБ снизилась на 5 п. п., до уровня в 60%. В 2011 году топ-30 показал прирост портфелей МСБ только на 10%, тогда как остальные участники рынка - на 37%. В условиях перебоев с ликвидностью банки из топ-30 сосредоточились на работе с крупными компаниями, поэтому лимиты на кредитование для МСБ они сокращали в первую очередь. За счет миграции розничных технологий в кредитование МСБ и консультирования заемщиков крупные банки могут вернуть потерянную долю рынка. Именно лидеры рынка сегодня активно развивают направление небольших кредитов (до 3 млн рублей) на основе скоринговых систем. Ведущие игроки активно перенимают опыт своих менее крупных коллег в сфере консультирования и предоставления дополнительных услуг заемщикам. При продолжении этой тенденции помощь заемщикам из конкурентного преимущества небольших банков может превратиться в обязательный атрибут бизнеса банков в сегменте МСБ. По оценкам «Эксперта РА», темп прироста кредитного портфеля МСБ будет выше, чем в 2011 году, но не превысит 22%. Из-за переориентация МСП Банка на работу с проектами по инновациям и модернизации господдержка в 2012 году не даст рынку заметного ускорения. Ключевым драйвером станут новые продукты банков, основанные на адаптации розничных технологий к сегменту МСБ («кредитные фабрики»), и консультирование заемщиков. Но рост за счет новых продуктов не будет носить взрывного характера: у банков уже нет ни большого запаса по капиталу, ни избыточной ликвидности. Давление на динамику рынка в 2012 году может оказать учет при расчете норматива Н1 кредитных рейтингов заемщиков (изменения в 110-И): средние компании, как правило, не имеют рейтингов, но часто используют рискованные с точки зрения ЦБ схемы финансирования. Однако этот эффект будет ограниченным, поскольку у заемщиков с приемлемыми финансовыми показателями есть возможность получить рейтинг (не ниже А по шкале «Эксперта РА») и добиться снижения ставки.

График 3. Банки из топ-30 монополизировали кредитование крупного бизнеса, но теряют долю рынка МСБ

Доля кредитов и прочих размещенных средств (в рублях и иностранной валюте), предоставленных организациям на срок свыше 1 года, в общем объеме выданных им кредитов и прочих размещенных средств, распределенных по срокам погашения, на 1 января 2012г. составила 69,3% против 68,2% на 1 декабря 2011 года.

Для современной практики кредитования малого бизнеса характерны следующие черты:

· цели кредитования: пополнение оборотных средств, приобретение автотранспорта, оборудования, недвижимости, покрытие кассовых разрывов, приобретение внеоборотных активов, инвестиционное кредитование, ремонт торговых или производственных помещений, закупка товаров, открытие торговых точек, расширение производства, приобретение основных средств, развитие бизнеса;

· сроки кредитования - от 30 дней до трех лет в зависимости от цели кредитования;

· процентные ставки по кредитам - от 10% до 30% в зависимости от вида кредита;

· суммы предоставляемых кредитов колеблются от 5 тыс. до 10 млн. руб.;

· обеспечение - товары в обороте, оборудование, автотранспорт, ценные бумаги, недвижимость, личное имущество владельца предприятия, приобретаемое имущество;

· участие третьих лиц - международные финансовые организации, Правительство, неправительственные общественные организации, страховые компании, коллекторские агентства, оценочные компании и т. д.

Несмотря на некоторое оживление на рынке, сохраняющиеся макроэкономические риски вынуждают банки минимизировать свою зависимость от долгосрочного состояния экономики и кредитовать в короткую, исходя из предположения, что ситуация будет относительно стабильной, по крайней мере, в ближайшее время. По итогам 2011 года 66% ссуд выданы на срок до 12 месяцев, а с учетом овердрафтов эта цифра составляет более 70% (рис. 2). Отметим, что по итогам 2010 года только 46% всех кредитов (без учета овердрафтов) были выданы на срок до 12 месяцев.

При этом фактически пострадала только оптовая торговля - ее доля в объеме выданных кредитов сократилась с 31% до 20%, тогда как доля розницы снизилась всего на 1 п.п. Это объясняется тем, что оптовики имеют дело с рядом мелких торговцев и в целом просчитать их риски сложнее, чем у розничных продавцов. В тоже время, основная часть розничных торговцев ориентирована на товары повседневного потребления, отличающиеся достаточно низкой эластичностью спроса по цене, что оказывает поддерживающее влияние на этот сегмент рынка в ходе кризиса.

График 4. Структура выданных кредитов по срокам в 2011 году

С другой стороны, доля ссуд, выданных строительным компаниям, возросла за 6 месяцев 2011 года на 6 %. Подобная динамика выглядит удивительной, с учетом того, что ухудшение качества заемщиков затронуло данный сегмент в наибольшей степени. В то же время, по нашему мнению, указанный факт является следствием активного перекредитования заемщиков, которое в условиях кризиса начал практиковать целый ряд банков. Суть данного инструмента заключается в том, что в один и тот же день происходит сначала формальное погашение кредита, а затем практически сразу заемщику выдается новый кредит. В результате перекредитование позволяет замаскировать ухудшение качества ссудного портфеля, создать резервы в меньшем объеме и, как следствие, снизить давление на капитал. Однако в будущем подобная практика может крайне негативно сказаться на качестве активов и финансовой устойчивости кредитных организаций. Тем не менее, доля строительных компаний в сегменте кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) не столь велика, чтобы оказывать такое же сильное давление на капитал и прибыльность банков, какое оказывают строители от корпоративного сегмента.

Еще один сектор, продемонстрировавший рост - обрабатывающие производства: доля ссуд, полученных заемщиками из данной отрасли, выросла за полугодие с 12% до 16%. Многие из них в состоянии предложить относительно твердые залоги - производственные помещения, которые чаще всего находятся у них в собственности, что и выступает в качестве одного из стимулов для более активного расширения объемов кредитования со стороны банков.

Среди проблем развития банковских кредитных операций, наиболее актуальными на современном этапе, являются следующие:

У большинства наших банков недостаточно денег (собственных и привлеченных) для того, чтобы выдавать кредиты на крупные суммы, какие подчас требуются большим предприятиям, или одновременно много разных по объемам кредитов значительному числу заемщиков.

3. Текущие проблемы и пути их решения