1.1 Понятие и сущность банковских продуктов и услуг
При исследовании мирового опыта развития банковских услуг отечественные и зарубежные ученые уделяют большое внимание определению основных терминов и понятий, используемых в международной банковской практике. В банковской терминологии очень часто встречаются два схожих понятия: банковская операция и банковский продукт (услуга). Следует разграничить эти понятия.
В.М. Усоскин считает коммерческие банки финансовыми посредниками, обеспечивающими механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала в обществе. При этом он выделяет следующие основные банковские операции(продукты): прием депозитов, выдача кредитов и осуществление денежных платежей и расчетов.
О.И. Лаврушин рассматривает банковские продукты (операции) как проявление банковских функций на практике, а банковские услуги как одну или несколько операций банка, удовлетворяющих определенные потребности клиента и обеспечивающих проведение банковских операций по поручению клиента в пользу последнего за определенную плату, что совпадает с определением банковской услуги данным А.И. Жуковым.
В свою очередь, Е.Ф. Жуков подразделяет банковские операции на активные и пассивные и причисляет к финансовым услугам банков такие виды деятельности как лизинг, факторинг, форфейтинг, трастовые операции.
Е.Б. Ширинская относит консультационные услуги банков к забалансовым операциям, поскольку их предоставление не ведет к росту активов и пассивов, а оплата представляет собой комиссионное вознаграждение. В целом, мнение отечественных ученых по проблеме разграничения понятий банковского продукта и банковской услуги сводится к рассмотрению банковских услуг как разновидности банковских продуктов.
В этой связи иллюстративно мнение О.И. Лаврушина, согласно которому отличие банковских продуктов от услуг заключается в том, что «продукты реализуются в денежной форме, отражают денежные потоки в различных фазах воспроизводства, совершаются непосредственно через банки». Следует также отметить единую точку зрения ученых, указывающих на важнейшую роль банков в обслуживании реального сектора экономики и генерировании около рыночного пространства.
Таким образом, в результате наличия различных точек зрения по поводу трактования терминов, в международной практике не существует единого похода к разграничению понятий банковского продукта и банковской услуги.
Отечественные экономисты, а так же российские ученые, чьи работы доступны нам обычно относят к банковским продуктам совокупность банковских операций.
Зарубежные ученые, в свою очередь, рассматривают банковские продукты лишь как разновидность банковских услуг. В частности, американский экономист П. Роуз считает, что банк - это фирма, предоставляющая финансовые услуги, осуществляемые профессиональными кредитными учреждениями. При этом он относит к банковским услугам такие виды деятельности банка, как управление денежными ресурсами, потребительский кредит, управление потоками денежной наличности, лизинг, продажу пенсионных планов.
Отнесение к банковским услугам потребительского кредита и кредитование клиентов основано на принятии в зарубежной практике тенденции рассматривания кредита как услугу корпоративным клиентам, в то время как отечественные ученые, в частности О.И. Лаврушин, определяют сущность кредита как движение ссудного капитала от кредитора к заемщику.
Главным отличительным признаком банковской услуги, по мнению П. Роуза, является ее удобство и связь с перемещением различной финансовой информации, тогда как банковские операции тем или иным образом отождествляются с различными формами перемещения денежных средств.
В современной экономической литературе распространено понятие «банковского продукта», которое употребляется в сочетании с банковской услугой, а иногда и заменяет его. Французский экономист, профессор С. де Куссерг считает, что современные возможности банков по оказанию услуг позволяют говорить о банковской индустрии и, следовательно, о наличии банковской продукции. О.И. Лаврушин относит к основным банковским продуктам кредиты.
В данный ряд следует добавить такие разновидности банковской продукции как кредитные, инвестиционные, по управлению активами.
Среди особенностей банковских продуктов С. Де Куссерг выделяет следующие:
- неподверженность амортизации;
- отсутствие возможности патентной защиты продукта;
- единообразие предлагаемых банками продуктов;
- зависимость от банковского или аналогового законодательства;
- непосредственная продажа банковских продуктов клиентам.
По С. де Куссергу, к жизненному циклу банковского продукта относятся следующие фазы его развития:
- первая фаза - введение в оборот, характеризуемая быстрым ростом объема продажи;
- вторая фаза -- подъем, когда число продаж стабилизируется и далее следует конкурентная борьба между банками за конечного потребителя, усовершенствование продукта;
- третья фаза - спад. Данный период может растянуться на десятки лет, ввиду приверженности клиентов и банков привычным формам сотрудничества.
Несмотря на определенную тождественность понятий «банковская услуга» и «банковский продукт», существуют некоторые отличия в толковании данных терминов, обусловленные спецификой их формирования и предоставления клиентам.
Банковский продукт является более широким понятием и является комплексом взаимосвязанных услуг и операций банка. Открытие банком документарного аккредитива является банковским продуктом, включающим следующие услуги: анализ внешнеторгового контракта клиента, оказание информационных и консультационных услуг, проведение переговоров с авизующим банком по согласованию условий открытия и подтверждения аккредитива, подготовка соответствующего сообщения в форматах СВИФТ, мониторинг сроков оплаты, проверку документов. Банковский продукт, предоставляемый клиенту, включает и кредитную операцию в форме установления для последнего кредитной линии, в рамках которой открывается аккредитив, если клиент не переводит его покрытие в банк.
В банковской практике выделяются следующие розничные банковские продукты и услуги, основанные на предложении стандартизированных продуктов через множество сбытовых каналов: прием вкладов, кредитование, расчетные операции.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты рынка банковских продуктов и услуг
- 1.1 Понятие и сущность банковских продуктов и услуг
- 1.2 Эволюция развития банковских продуктов и услуг в Кыргызской Республике
- 1.3 Нормативные правовые акты Кыргызской Республики в сфере регулирования рынка банковских продуктов и услуг
- Глава 2. Анализ состояния рынка банковских продуктов и услуг в Кыргызской Республике на примере ЗАО Банк «Бай Тушум»
- 3.Причины возникновения государственного долга Кыргызской Республики.
- Кыргызская Республика*(86)
- Статья 391-1. Незаконный провоз лиц или выезд граждан Кыргызской Республики через Государственную границу Кыргызской Республики
- Закон кыргызской республики
- Глава II. Политические интересы Европейского Союза в Кыргызской Республике.
- Глава 2. Национальный банк и денежно-кредитная политика Кыргызской Республики.
- 2.1. Динамика сотрудничества между ес и Кыргызской Республикой на современном этапе.
- В Кыргызской Республике