4.2 Банковская система Японии в период структурных реформ
Фаза4 (2000-2004 гг.). На этой фазе проходил процесс дальнейшего дерегулирования экономики и основе проведения институциональных реформ, направленных на решение короткие сроки накопивших проблем и вывод экономики Японии из затяжного застоя. Правительством Таканака была разработана Программа финансового возрождения. В отношении банковского сектора предполагалась его санация и финансовое оздоровление в 2001-2003 гг. Планировалось проведение фундаментальных изменений как в структуре, так в деятельности банковского сектора. Программа была направлена на завершение решения проблем "плохих” долгов. Очистка балансов банков от "плохих” долгов была признана ключевым звеном при проведении реформы. Это было связано с тем, что в отличие от проблемы невозвратных долгов 1990-х годов в этот период проблемные кредиты коммерческих банков возникли у более широкого ряда отраслей, включая розничную торговлю. Наряду со старыми, возникшими в 1990-х годах проблемными кредитами возникли новые. Проблема "плохих” долгов коммерческих банков в этот период вновь стала актуальной.
Потери банков от наличия проблемных кредитов, млрд иен
Показатель |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
1. Потери от наличия проблемных кредитов, в том числе |
13 631 |
6 944 |
6 108 |
9 722 |
6 658 |
5 374 |
2 848 |
363 |
1046 |
1 124 |
3 094 |
|
общие потери |
8118 |
2 531 |
2 732 |
5 196 |
3 101 |
1616 |
94 |
372 |
524 |
289 |
1 532 |
|
списанные проблемные кредиты |
4 709 |
3 865 |
3 072 |
3 975 |
3 520 |
3 734 |
2 754 |
702 |
537 |
821 |
1 533 |
|
другие |
804 |
548 |
304 |
552 |
37 |
25 |
0 |
33 |
15 |
14 |
29 |
|
2. Потери от наличия проблемных кредитов нарастающим итогом с 1992 г. |
58 766 |
65 710 |
71 81S |
81 540 |
88 198 |
93 572 |
96 420 |
^96 783 |
97 829 |
98 953 |
102 046 |
|
3. Списанные проблемные. кредиты нарастающим итогом с 1992г |
24 320 |
28 185 |
31256 |
35 231 |
38 751 |
42 484 |
45 238 |
54 940 |
46 477 |
47 298 |
48 831 |
|
4. Общий объем выданных кредитов и займов |
506 602 |
496 173 |
494 189 |
473 242 |
446 993 |
429 957 |
419 249 |
430 232 |
437 356 |
447 204 |
467 033 |
|
5. Кредиты с высоким уровнем риска |
29 627 |
30 366 |
32 515 |
42 028 |
34 849 |
26 204 |
17 539 |
13 109 |
11 754 |
11 169 |
11 610 |
|
6. Оставшаяся сумма проблемных кредитов, несущих риск убытков |
14 797 |
12 230 |
И 555 |
13 353 |
12 585 |
11430 |
8 535 |
6 438 |
5 896 |
5 273 |
5 865 |
Весной 2001 г. пополнение капиталов банков бюджетными средствами было прекращено. Это означало, что государство отказалось от проводимой в течение долгого времени в отношении банков политики "конвая”. Агентство финансовых услуг усилило регулирование и надзор за банковским сектором. Оно утвердило систему предварительного предупреждения, обеспечивающую надзор за упущениями банковского менеджмента, который проводят к нехватке основного капитала. Стала создаваться новая модель управления кредитным риском основанная на точкой оценке кредитоспособности клиента и рациональном размещении ресурсов. Перед финансовыми учреждениями была поставлена задача по переходу бухгалтерского учета.
Были разработаны новые процедуры обеспечения стабильности функционирования банков, предполагающие покупку одним банком другого банка и принятие ответственности по обязательствам последнего, передача обязательств путем функционирования промежуточного банка, пополнение капитала вновь созданного банка.
В результате 21 городской, региональный и траст-банки, которые функционировали в 1996 г., вошли в четыре вновь созданные банковские финансовые группы в 2001 г. (рис. 5). Два региональных банка, 13 трудовых банков и 41 кредитный кооператив перешли под управление временной администрации. Три крупных региональных банка пополнили свой капитал за счет средств Корпорации страхования депозитов. К окончанию проведения финансовой реформы (к 2004 г.) размер бюджетных средств, гарантированных правительством под различные формы реструктуризации банков, достиг 125 трлн иен. Hiroshi Nakaso. The financial crisis in Japan during the 1990s: how the Bank of Japan responded and the lessons lean // BIS. Paper №6. October 2001 http: //www.bis.org.
Процесс консолидации в банковском секторе Японии
Рис. 5. Дочерный траст-банк
Региональный банк
Дата объединения 1 января 2006 г.
Источник: японская банковская ассоциация http://www.zenginkyo. or. jp/en/banks/changing/
- Введение
- Глава 1
- 1.1 Банковская система и ее структура
- 1.2 Банковские операции
- Глава 2. Банковская система Японии в послевоенный период
- 2.1 Формирование институциональная структуры банковской системы Японии
- 2.2 Послевоенный механизм монетарной политики
- Глава 3. Развитие банковской системы в условиях либерализации финансового рынка
- 3.1 Дерегулирование банковского сектора
- 3.2 Монетарная политика в условиях либерализации финансового рынка
- Глава 4. Банковская система Японии в период экономической депрессии и структурных реформ
- 4.1 Банковская система Японии на начальных фазах финансового кризиса
- 4.2 Банковская система Японии в период структурных реформ
- Глава 5. Развитие системы Японии
- 5.1 Современная структура банковской системы Японии
- 5.2 Банковская система Японии в условиях мирового финансового кризиса
- Заключение
- 56.Банковская система Японии
- Банковская система Японии
- Прочие банковские институты Японии
- Банковская система Японии
- 33. Банковская система Японии.
- Особенности банковской системы японии
- Вопрос 66: Характеристика кредитно-банковской системы Японии.
- 9.4.Банковская система Японии.
- 21.4. Особенности банковской системы Японии
- Банковская система Японии