1.1 Сущность банковского менеджмента
Высоким фактором финансовой устойчивости и высокой кредитоспособности банков является качество менеджмента. Зарубежная экономическая статистика отмечает, что 40% банков терпит банкротство из-за плохого качества управления. Руководитель банка - это не номенклатурная должность, он не столько администратор, сколько банкир в самом прямом смысле этого слова, профессионал, обладающий коммерческими и аналитическими способностями. Во всем мире о банке судят прежде всего по тому, кто его возглавляет, какова личность председателя, его профессиональный и моральный уровень, способность организовать бизнес, его авторитет в мире деловых людей.
Управление банком можно подразделить на три сферы. Первая охватывает вопросы, связанные с организацией и управлением экономическими процессами, находящимися в компетенции банка; вторая - с организацией и управлением банковским персоналом; третья - с организацией и управлением информационными потоками [2, С. 28].
Наиболее ответственной частью банковского управления является планирование, в процессе которого вырабатывается банковская политика, определяющая действия на перспективу. Составной частью этой работы выступает формирование концепции развития конкретного банка, установление текущих задач на соответствующий период, выработка мер по их реализации. Составные части банковской политики - кредитная, инвестиционная, трастовая политика. Здесь важное значение имеет определение перспектив изменений количественных, качественных и социальных показателей развития банка, обоснование принципов осуществления его деятельности, выделение приоритетов и выбор методов организации работы. Планирование деятельности банка основывается на глубоком анализе конъюнктуры денежного рынка и возможно самого банка, а также на экономико-математических моделях, используемых для прогнозирования.
При формировании политики необходимо дать оценку положения банка на рынке банковских услуг, проанализировать спрос и предложение на банковские услуги в данном регионе. Необходимо выявить круг реальных и потенциальных клиентов банка независимо от их расположения. В этих целях коммерческий банк может провести анкетирование клиентов. В анкете, разработанной банком для реальных и будущих клиентов, должны быть перечислены различные виды услуг, в которых может нуждаться клиент.
Одновременно банк должен изучать свои возможности с точки зрения объема и структуры кредитных ресурсов, ликвидности баланса, уровня затрат на проведение соответствующих операций, технической оснащенности банка, квалификации кадров. На основе такого анализа банк формирует политику применительно к каждой сфере деятельности. При этом учитываются возможности банков-конкурентов [7, С. 62].
Управление активами - одно из важнейших направлений банковского менеджмента; оно реализует политику банка, намеченную на соответствующий период. В процессе управления активами ставится задача обеспечения прибыльной работы банка при соблюдении ликвидности его баланса. Эта задача выполнима только на основе систематического анализа складывающейся ситуации путем целенаправленных действий, обеспечивающих изменение структуры активов. Известно, что разные активы приносят банку неодинаковую прибыль, имеют разную степень риска. Поэтому банки должны провести классификацию всех активов в зависимости от сроков вложения средств, их прибыльности и степени риска. Методы управления активами в значительной мере определяются особенностями задач, решаемых банком в течении соответствующего периода.
Управление пассивами представляет собой самостоятельное направление менеджмента, в процессе которого решаются следующие задачи [10, С. 33]:
не допускать наличие в банке средств, не приносящих дохода, кроме той их части, которая обеспечивает формирование обязательных резервов;
изыскивать необходимые кредитные ресурсы для выполнения банком соответствующих обязательств перед клиентами и развития активных операций; обеспечивать получение банком прибыли за счет привлечения «дешевых ресурсов».
Специфика понятия «банковский менеджмент» предопределяется следующей спецификой банковской деятельности как вида бизнеса:
- фирма - банк;
-бизнес-процессы - процессы заключения и выполнения условий банковских сделок;
- рынок сбыта - рынок банковских услуг;
- персонал фирмы - сотрудники банка;
и т.д.
Задачи банковского менеджмента:
К основным задачам банковского менеджмента можно отнести [8, С. 5]:
1. Разработка банковской политики:
- постановка главных задач, выделение основной цели существования банка;
- разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка;
- разработка методологии управления деятельностью банка;
- разработка организационной структуры банков в соответствии с выбранной политикой развития банка;
- стратегия управления персоналом банка:
в области организации работы персонала
в области определения эффективности работы персонала;
в области мотивации персонала в области стимулирования инновационного потенциала предприятия;
в области продвижения персонала
2. Банковский маркетинг:
- установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг;
- выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры;
-установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг;
- внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.
3. Создание банковских продуктов:
- разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка;
- внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов;
4. Формирование клиентской базы, обслуживание клиентов и продажа услуг:
- укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, физические лица);
- завоевание новых рынков банковских услуг;
- повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков;
- получение прибыли.
5. Управление в области экономики и финансов:
- приращение капитала;
- управление прибылью и ликвидностью;
- максимизация управленческого вознаграждения;
- обеспечение стабильности развития банка;
- обоснование финансовых решений;
- управление издержками банка.
6.Информационно аналитическое обеспечение - создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций.
7.Администрирование - приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией развития банка
- Введение
- 1. Теоретические основы менеджмента в банках
- 1.1 Сущность банковского менеджмента
- 1.2 Содержание банковского менеджмента
- 1.3 Контроль банковской деятельности
- 2.1 Характеристика деятельности банка
- 2.2 Анализ управления персоналом
- 2.3 Эффективность менеджмента в банке
- 3. Предложения по основным направлениям совершенствования менеджмента в Набережночелнинском отделении Сбербанка РФ №8219
- Совершенствование деятельности Сбербанка рф
- Организационно-функциональная структура Сбербанка рф.
- 1.3 Характеристика стерлитамакского отделения № 4594 оао «Сбербанк России»
- Организационная структура Ирбитского отделения « оао Сбербанк»
- 5.Характеристика процесса принятия управленческих решений в отделении сбербанка рф.
- Примерная структура содержания дипломной работы Тема: Система банковского кредитования и направления ее совершенствования (на примере Сбербанка рф)
- Управляющий отделением Сбербанка
- Глава II. Характеристика системы управления Красноуфимского отделения №7003 оао «Сбербанка России»
- Банковские услуги Современные способы банковского обслуживания в Псковском отделении Сбербанка России № 8630»