1.1 История развития фондовой биржи в России
По сравнению с западными, русские биржи изначально обладали определенной спецификой.
Их отличал, во-первых, низкий уровень биржевой техники, что было связано с неразвитостью инфраструктуры (железнодорожный транспорт, элеваторы, склады и т. п.) как следствие, на русских биржах не получили распространения сделки на срок (срочные или терминальные сделки). Но не было и жесткой регламентации правил заключения сделок.
Во-вторых, в силу того, что русское купечество представляло собой размытую, аморфную массу, биржи брали на себя функцию представительства их интересов. Во многих биржевых уставах прямо указывалось на это. Ни одна из западных бирж не выполняла этой функции, ибо представительство интересов купечества в этих странах осуществлялось через купеческие палаты, которые были созданы в результате длительной политической и экономической борьбы предпринимателей за свои цели.
В-третьих, обыденное отношение к биржам в России всегда было неоднозначным. Часто преобладало мнение, что биржа - это то место, куда порядочному человеку ходить позорно.
В-четвертых, наблюдалось повышенное внимание к отечественным биржам со стороны государства.
Глядя в истоки развития фондовых бирж в нашей стране можно увидеть, что в России 1-я биржа была основана Петром I в 1703 г. в Петербурге. Фондовая и товарная биржа составляли одно учреждение, имели общую администрацию, правила, здание. На ней котировалось 312 различных видов акций на 2 млрд. руб., облигации государственного займа и гарантированных государством займов. Главную роль на биржах играли крупнейшие петербургские банки. К 1800 г. было только две биржи - Санкт- Петербургская и Одесская.
Россия принадлежала к числу тех стран, где именно из-за отсталости политического правосознания всех слоев и классов, что обуславливалось неравномерностью экономического развития различных сфер народного хозяйства и сохранением многоукладности, роль политической власти в экономике в целом, и в развитии биржевого дела в частности, была сравнительно велика. В 1895 г. при Министерстве финансов была создана комиссия для составления нормального биржевого устава взамен действовавших разрозненных уставов отдельных бирж. Комиссия выработала проект, но не был утвержден, так как проведению единообразия в деятельности бирж препятствовали различный характер фондовых и товарных операций, а также пестрота условий и обычаев биржевого торга в различных местностях. В конечном счете, правительство ограничилось реформой лишь на Петербургской бирже (общей). В июне 1900 г. царь утвердил мнение Комитета министров об основании её фондового отдела, а в начале 1901 г. - правила для этого отдела. Для товарно-сырьевых бирж законодатели ограничились изданием Устава торгового, в котором были сведены ранее принятые акты и утвержденные уставы товарно-сырьевых бирж. При этом остались некоторые противоречивые положения, например, касающиеся определения сущности и задач этих бирж. С течением времени Устав торговый пополнялся всё новыми статьями. [1. C. 235]
Следуя западноевропейской традиции, правительство в части законодательства о фондовом отделе взяло за эталон германское биржевое право и в некоторой части - практику организации фондовой биржи во Франции.
Будучи самоуправляющимися организациями, все российские общие биржи в порядке надзора были подчинены Министерству торговли и промышленности - его отделу торговли, фондовый же отдел Петербургской биржи был подчинен Министерству финансов по Особенной канцелярии по кредитной части, причем последняя являлась почти полным хозяином на петербургском фондовом рынке.
Такое разделение было вызвано различной ролью этих двух типов биржи в экономической жизни. Фондовый отдел в известной степени походил на западноевропейскую фондовую биржу в её германском варианте. Его деятельность наиболее непосредственно влияла на структурную перестройку крупного капиталистического производства применительно к условиям, когда в мировом хозяйстве усиленно шел процесс создания монополий, захвативший и Россию; рост финансового капитала, различных промышленных синдикатов, концернов и т. д. И правительство стремилось держать все происходящее там под своим контролем.
Основанием для этого было то, что фондовый отдел являлся сосредоточием оборота с облигациями государственных займов, и финансовое ведомство ставило своей задачей обеспечить здесь интересы государства. Так, действительными членами отдела могли быть только русские подданные. Избранные общим собранием биржи члены совета отдела из числа действительных его членов утверждались в должности министром финансов. Он же по представлению совета отдела назначал фондовых маклеров и утверждал правила о порядке заключения биржевых сделок. Представители Министерства финансов участвовали в деловом обороте - в сделках с фондами и валютой за счет Государственного банка или Государственного казначейства. В то же время фондовым маклерам было запрещено совершать сделки в отделе за собственный счет.
В порядке надзора два представителя Министерства финансов присутствовали с правом голоса в котировальной комиссии (комиссии, выводившей биржевые цены на фондовые бумаги и валюту на данный день торга) при составлении бюллетеня и в совете отдела при обсуждении вопроса о допущении бумаг к котировке в фондовом отделе. Эти меры должны были препятствовать попыткам недобросовестно воздействовать на котировку, то есть контролировать и ограничивать биржевую спекуляцию ценными бумагами и валютой. Тем самым российская фондовая биржа как посредническая организация утрачивала способность быть самым точным измерительным инструментом для ценности бумаг, находящихся в обращении. Империализм с его монополиями, проникая в Россию, с первых шагов и в самой важной сфере принимал форму слияния интересов чиновничества и крупнейшей буржуазии, "союза биржи с правительством". В то же время возрастание роли крупнейших банков также влияло на деятельность биржи, порождало явления монополизма. Установление монопольных цен на фондовые бумаги снижало роль биржевой спекуляции в процессах мобилизации и концентрации капиталов, в вовлечении в них среднего и мелкого производства. Для России это было особенно неблагоприятно, так как именно эти предприятия, находившиеся на более ранних стадиях капиталистического развития и даже на стадии "предкапитализации" (например, многочисленные мануфактуры, промыслы), составляли численное большинство.
Чиновничье-бюрократический контроль правительства над фондовым отделом Петербургской биржи благоприятствовал корпоративным интересам определенных правительственных и деловых кругов, усиливал неравномерность капитализации общественных отношений в стране и в то же время не мог являться действенным инструментом борьбы со спекулятивными аферами.
Подобная противоречивость наблюдалась и в развитии товарно-сырьевых бирж, которые ещё и в начале XX в. переживали первый этап своего развития. Об этом, в частности, свидетельствовала уже упомянутая неудачная попытка правительства составить проект нормального биржевого устава. Большинство товарно-сырьевых бирж брало за образец уставы Петербургской (общей) биржи, утвержденные ещё в 1831 и 1832 годах. Определенное понимание роли и места товарных бирж в экономической структуре страны так и не было выработано вплоть до начала первой мировой войны. И это являлось одним из основных показателей как недостаточности капитализма в стране, несмотря на уже появившиеся могущественные монопольные структуры, так и слабости товарной биржи как необходимого инструмента формирования рыночной экономики. Органы местного самоуправления смотрели на биржи весьма узко.
С их точки зрения, создание бирж должно было лишь содействовать упорядочению и регулированию местной торговли, доставляя купцам и промышленникам необходимые сведения.
В итоге всех регламентаций биржи утвердилась следующая организационная схема бирж в России. Руководящие органы включали биржевое общество (члены и посетители биржи), биржевую администрацию, биржевой маклериат, третейские суды (или арбитраж), котировальные, экспертные и другие комиссии. Биржевое общество было высшим руководящим органом данного института. Его работа строилась на демократических принципах, важнейшие вопросы решались только коллегиально. Право присутствия на бирже определялось особым билетом и оплачивалось соответствующим сбором по общему правилу. Приобретение этих прав было связано с владением торговой фирмой, рекомендациями определенного числа членов биржи и наличием свободных мест. Как правило, прием новых членов производился биржевой администрацией. [2. C. 340-343]
Её главной фигурой являлся биржевой комитет. В его задачи входили: осуществление дисциплинарного надзора за членами биржи и её посетителями, а также официальными маклерами; определение времени проведения биржевых собраний, прием новых членов и допуск посетителей; установление и изменение правил биржевой торговли; руководство биржевым персоналом и её канцелярией; руководство выборами и общими собраниями биржевого общества; составление курсовых бюллетеней; назначение официальных маклеров; организация третейского суда; подготовка заключений по запросам правительства и возбуждение ходатайств перед ним. На формирование биржевого комитета существенно влиял организационно-экономический статус биржи (корпоративный или государственный).
Биржевое законодательство, как правило. Включало ряд положений, касающихся маклеров. Под присягой они принимали на себя определенные обязанности: соблюдение интересов сторон без предпочтения какой-либо одной из них, ограничение своей деятельности лишь маклерством, присутствие на бирже в определенные часы и т. д. Причем нарушение этих обязанностей влекло за собой дисциплинарную ответственность.
Стремление автономно регулировать внутренние конфликты реализовывалось в институте третейских судов. Споры, возникавшие из-за сделок, заключаемых на бирже, рассматривались биржевым третейским судом, за исключением случаев, когда их рассмотрение общим судом не оговаривалось в специальном соглашении. Третейские суды могли рассматривать и иные разногласия по сделкам, выходящим за пределы биржи, но лишь при наличии взаимного согласия спорящих сторон. Состав и порядок выборов третейских судов устанавливали учредители биржи.
Экспертные комиссии выражали компетентное мнение (и только) по поводу качества товаров, представляемых на биржу.
Первоначально в России биржи распространялись медленно. Реформы 60-х гг. послужили импульсом для стимулирования биржевой торговли. В период становления капитализма фондовая биржа - важный фактор в первоначальном накоплении капитала. Во 2-й половине XIX в. было организовано большинство бирж в связи с массовым созданием акционерных обществ и ростом выпуска ценных бумаг. Интенсивное накопление денежных капиталов и увеличение числа рантье существенно повысило спрос на ценные бумаги, что в свою очередь вызвало рост биржевых оборотов, а главное место на фондовой бирже заняли акции и облигации частных компаний и предприятий. Стали осуществляться долгосрочные вложения денежных капиталов в акции и облигации, в ценные бумаги государства.
К 1913 г. в России было уже около 100 бирж. На российских биржах в начале нынешнего столетия котировались следующие финансовые активы: государственные займы, облигации частных железных дорог, займы иностранных государств, займы различных городов России, ипотечные бумаги, закладные листы, акции и облигации различных банков, страховых и транспортных обществ, торгово-промышленных предприятий. Декретом СНК от 23 декабря 1917 г. операции с ценными бумагами были запрещены, а декрет ВЦИК от 21 января 1918 г. аккумулировал облигации государственных займов, выпущенных царским правительством. Однако в связи с крахом "военного коммунизма" и переходом к НЭПу, постепенно началось оживление работы бирж. [3. C. 195]
В 1922 г. при товарных биржах начали организовываться фондовые отделы. Стали совершаться сделки по торговле иностранной валютой, векселями, чеками и другими платежными документами, драгоценными металлами в слитках, государственными и коммунальными ценными бумагами, облигациями государственных и кооперативных организаций, акциями и облигациями акционерных обществ. На фондовый рынок были допущены некоторые иностранные ценные бумаги. Сделки по покупке, продаже и размену валюты и фондовых ценностей облагались особым государственным «гербовым сбором». Важную роль в валютных операциях играла Вечерняя фондовая биржа - «американка», работающая для удобства клиентов во 2-й половине дня. Она в основном собирала и направляла в русло общегосударственных капиталовложений частные капиталы. С завершением НЭПа биржевая деятельность была прекращена.
В начале 1990-х гг. после 70-летнего перерыва в России появились фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж. В 1991 г. постановлением Правительства РСФСР было утверждено «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах РСФСР». В этом постановлении целый раздел был посвящён регламентации деятельности фондовой биржи. В 1991 г. в России существовало 4 фондовых биржи. В 1992 г. был принят закон «О товарных биржах и биржевой торговле». В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» (1996 г.) детально описаны задачи и функции, права и обязанности, структура и основные операции фондовой биржи. [4]
Теоретические, правовые и практические основы биржевой торговли в России для условий современности отсутствовали. Однако имелся опыт по биржевому делу в России до 1917 г., в 20-е годы, а также мировой опыт деятельности бирж: имелось общее понимание целей и функций бирж, механизма проведения торгов, организации биржевого аппарата.
Основное количество бирж, возникших, в России в 1990 - 1992 гг. пришлось на товарные и товарно-фондовые. Чисто фондовых бирж практически не было. Биржи создавались как акционерные общества.
Новое поколение бирж возникает в нашей стране в 90-х гг. В конце 1991 г. в стране было около 400 бирж и иных структур, называющих себя биржами.
Только в Москве открылось более 20 бирж. Среди наиболее известных бирж: Московская Центральная фондовая биржа, Российская фондовая биржа, Южно- Уральская фондовая биржа и др.
Отличительной чертой крупнейших бирж РФ всегда была их универсальность, т.е. на одной и той же бирже совершаются операции товарные и фондовые.
Формирование РФ бирж осуществлялось в условиях отсутствия нормативно- правовой базы, а также в условиях нестабильной экономики и спада производства, что было связано с большим риском для инвесторов. Ситуация на бирже характеризовалась взлетом и падением заработков.
В 1995 г. в России насчитывалось около 60 фондовых бирж, что составляет более 40% их мирового количества (около 150). Для сравнения: США и Франция имеют по 7 фондовых бирж, в Германии и Японии их по 8, в Великобритании - 6. На российском рынке ценных бумаг должно существовать около 7 - 8 фондовых бирж, 2 - 3 из которых должны иметь международное значение (в Москве, Урале, Санкт-Петербурге, Поволжье) плюс не более 2-х крупных биржевых центров торговли финансовыми фьючерсами и опционами.
Бурный взлёт биржевой торговли в начале 1990-х гг. сменился некоторым спадом деловой активности на фондовом рынке в последние годы. В настоящее время торговлю ценными бумагами проводят отдельные фондовые биржи. В 1998 г. глубокие финансовые потрясения временно приостановили работу бирж (правительству пришлось заморозить краткосрочные и среднесрочные обязательства (ГКО и ОФЗ)). С 15 января 1999 г. фондовая биржа вновь стала функционировать.
На конец 1999 г. в России зарегистрировано 15 фондовых бирж. Наиболее устойчивое положение имеют Московская межбанковская валютная биржа и Санкт-Петербургская фондовая биржа. [5. C. 119-122]
- 1. Теоретические и методические аспекты фондовых бирж России
- 1.1 История развития фондовой биржи в России
- 1.2 Понятие, сущность, функции и задачи деятельности фондовой биржи на рынке ценных бумаг
- 1.3 Структура фондовой биржи и механизм ее деятельности
- 1.4 Лицензирование биржевой деятельности
- 2. Оценка современных тенденций развития фондового рынка России
- 2.1 Анализ современного состояния российского рынка акций
- Исторические этапы развития фондовых бирж в России.
- 2.2. Фондовые биржи России: возникновение и развитие.
- Фондовые биржи России и зарубежных стран.
- Фондовые биржи в России
- 7.1. Фондовые биржи России
- Развитие фондовых бирж в России
- 59.Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития. Фондовые биржи в России.
- Возникновение и развитие фондовой биржи