logo search
Сущность, задачи и организация банковского регулирования и надзора как важнейших направлений деятельности современного государства

Заключение

В заключении можно сказать что, современное состояние банковской системы России требует принятия комплексных мер по ее укреплению, поддержанию финансовой устойчивости банков.

Нарастание проблем в банковском секторе определяется, главным образом низким уровнем управления банками в сочетании с неблагоприятными тенденциями общеэкономического развития.

По оценке структуры банковской системы можно сказать, что не большая часть банков является финансово устойчивыми.

Причинами финансовых трудностей конкретных банков становятся:

1) неквалифицированное управление;

2) отсутствие стратегического планирования;

3) неумение грамотно сформировать кредитный портфель и управлять рисками;

4) прямые и опосредованные формы давления на банки;

5) мошенничество со стороны их владельцев и менеджеров;

6)"исторические" причины. Так, основная часть банков, созданных на базе бывших государственных специализированных банков, унаследовала отягощенную долгами убыточных предприятий структуру баланса, которая без вмешательства государства в виде реструктурирования активов не может обеспечить нормальное их функционирование;

Ситуация в экономике и банковском секторе не позволяет рассчитывать на оздоровление банковской системы только путем отзыва лицензий и банкротства слабых банков.

С формальной точки зрения надзорный орган может самоустранится от активного вмешательства в процессы, происходящие в банковской системе. Наблюдательная позиция предполагает ограничение участия надзорного органа в деятельности банков контролем за требованиями, предъявляемыми к структуре баланса, а также оказанием финансовой поддержки отдельным банкам по принципу " латания дыр".

Сейчас в России основное - добиться выполнение уже принятых Законов не нарушив работу банковский системы. Опыт надзорных органов зарубежных стран помогает банковской системе России, формировать взгляды специалистов и учиться на ошибках финансистов развитых стран.

У Банка России есть уникальные возможности осуществлять банковский надзор не только административными, но и экономическими мерами, создавая условия для повышения эффективности работы подконтрольных кредитных организаций. Реализация такой политики предполагает конструктивный, созидательный характер надзорной деятельности. Под конструктивностью имеется в виду использование в практике регулирования таких инструментов, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию работоспособной прогрессивной банковской системы. Вместе с тем эффективность надзора при таком подходе зависит не только от Банка России, но и от общей экономической политики, а также от ее конкретных результатов.

Приложения

Данные о кредитных организациях и банковском надзоре Центрального банка РФ

Кредитные организации

Количество кредитных организаций

Отклонение 2011 года от 2010 года, %

Отклонение 2012 года от 2011 года, %

На 01.01.2010

На 01.01.2011

На 01.01.2012

Всего

1189

1136

1108

95,5

97,5

Зарегистрировано

1345

1296

1228

96,4

94,8

Отозвана лицензия

155

157

117

101,3

74,5

Ликвидировано

в связи с отзывом лицензии

в связи с реорганизацией

в связи с нарушением законодательства в части оплаты уставного капитала

1758

1366

391

1

1819

1419

399

1

1900

1495

404

1

103,5

103,9

102,0

100,0

104,5

105,4

101,2

100,0

Так, в соответствии с данными таблицы, можно сделать вывод о том, что на 1 января 2012 года в стране существовало 1108 кредитных организаций. Видно, что численность кредитных организаций в течение трёх лет сокращалась. В течение 2012 года было зарегистрировано 1228 кредитных организаций, что также ниже, чем в предыдущие годы. Так, этот показатель снизился в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 5,2%, а в 2011 году по сравнению с 2010 годом - на 3,6%.

В 2012 году было отозвано ЦБ РФ лицензий у 117 организаций, что ниже по сравнению с 2011 годом на 25,5%, это тогда, когда в 2011 году, наоборот темп роста показателя составил 101,3% по сравнению с 2010 годом.

Большинство ликвидируемых кредитных организаций (60 кредитных организаций) признаны несостоятельными (банкротами) и в них открыто конкурсное производство (в том числе в 2011 году банкротами признаны 18 кредитных организаций, из них в отношении 5 кредитных организаций арбитражными судами ранее были приняты решения о принудительной ликвидации). В отношении 34 кредитных организаций арбитражными судами приняты решения о принудительной ликвидации (в том числе в 2011 году-по 12 кредитным организациям, из которых 2 кредитные организации впоследствии признаны банкротами). Кроме того, 8 кредитных организаций ликвидируются в добровольном порядке на основании решений их учредителей

В 2012 году ликвидировано 1900 организаций, что на 4,5% больше, чем в 2011 году. Численность ликвидированных организаций в течение трёх лет рос. При этом ликвидировано в связи с отзывом лицензии 1495 организаций, что составило об общей численности 78,8%. Численность кредитных организаций ликвидированных в связи с отзывом лицензий также увеличивалась.

Список использованной литературы

Законодательные акты:

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Справочно-правовая система "Консультант плюс", 2010.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2010) // Справочно-правовая система "Консультант плюс", 2010.

3. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 15.02.2010, с изм. от 08.05.2010) // Справочно-правовая система "Консультант плюс", 2010.

4. Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009)"О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" // Справочно-правовая система "Консультант плюс", 2010.

5. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 17.07.2009)"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. 06.12.2009) // Справочно-правовая система "Консультант плюс", 2010.

6. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 25.11.2009) // Справочно-правовая система "Консультант плюс", 2010.

7. Положение о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБ РФ от 10.08.2004, протокол N 21) (ред. от 26.03.2007)

Специальная учебная литература:

8. Братко А.Г. Банковское право (вопросы теории и практики) / А.Г. Братко - М.: 2007. - 784 с.

9. Гейвандов Я.А. Центральный банк РФ: юридический статус, организация, функции, полномочия/ Гейвандов Я.А. - М.: Изд-во МНИМП, 1997. - 115 с.

10. Елизаров В. Н.: Банковский надзор в Европейском союзе: ключевые аспекты. Сборник. - Калининград.: Изд-во КГУ, 2005 г. - с. 196-204

11. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник/Е.П. Жарковская. - М.: Омега-Л, 2005. - 452 с.

12. Костерина Т.Н. Банковское дело/ Т.Н. Костерина. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 176 с.

13. Максимов М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в российской федерации. Диссертация. 12.00.14. - М.: ПроСофт-М, 2002. - 196 c.

14. Неретин М.С. Административно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. Диссертация. 12.00.14. - М.: МГУ, 2009. - 204 с.

15. Трохов М.Е. Банковский надзор и контроль в стратегии развития банковского сектора. Диссертация. 08.00.10. - М.: АНХ при Правительстве РФ, 2007. - 128 с.

16. Центральный банк Российской Федерации. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2006 году. - М.: Полиграфбанксервис, 2007. - 116 с.

17. Центральный банк Российской Федерации. Отчёт о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 году. - М.: ОАО "Типография "Новости”, 2008. - 116 с.

Периодическая печать и ресурсы Интернета

18. Арсланбекова А.З. Методы совершенствования банковского надзора в российской федерации // Банковское право. - 2007. - № 3. - С.10-14.