1.3 Этапы кредитования
Этапы кредитования являются одним из наиболее важных вопросов в управлении кредитными операциями банка, так как здесь и находят свое применение все наработки банка по снижению риска, поддержанию ликвидности и получению максимальной прибыли.
Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:
рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;
изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде
подготовка и заключение кредитного соглашения;
контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.
Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы - необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.
В состав пакета сопроводительных документов (по требованиям российских банков), представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.
1. Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года.
2. Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов.
3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).
4. Внутренние управленческие отчеты.
5. Прогноз финансирования.
6. Налоговые декларации.
7. Бизнес-планы. Он должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т.д. В частности, документ должен включать: описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке; отраслевой и рыночный прогнозы; планы маркетинга; план производства; план менеджмента; финансовый план.
В соответствии с требованиями Центрального банка Республики Узбекистан документы из названного перечня по пунктам 2-6 не должны представляться банку. Хотя необходимость наличия таких документов в составе заявки на кредит имеет смысл.
Названный перечень документов дает возможность получить подробные сведения о настоящем положении потенциального заемщика при оценке его платежеспособности и кредитоспособности.
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы.
После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом.
При анализе кредитоспособности используются разные источники информации:
материалы, полученные непосредственно от клиента;
материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;
сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки и т.д.);
отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т.п.).
Для оценки кредитоспособности предприятия коммерческие банки используют различные методы финансового анализа состояния заемщика. Многочисленные аспекты финансового анализа, будучи соединенными в систему, отражают способность клиента своевременно и в полном размере погашать свой долг.
Полный финансовый анализ предприятия складывается из трех частей: анализа его финансовых результатов, финансового состояния и деловой активности.
При оценке кредитоспособности заемщика банк предусматривает и такую ситуацию, когда клиент не сможет вернуть долг. Для страхования риска непогашения ссуды банк запрашивает различного рода обеспечение кредита. Однако в мировой практике считается, что банкир не должен предоставлять кредит, если у него есть предчувствие того, что придется реализовать обеспечение. Таким образом, обеспечение является страховкой на случай непредвиденного ухудшения положения клиента, тогда как при нормальном состоянии бизнеса клиента кредит будет погашаться по мере осуществления хозяйственного цикла.
Основное внимание при определении кредитоспособности сосредотачивается на показателях, характеризующих способность заемщика обеспечить погашение кредита и уплату процентов по нему.
Финансовое состояние предприятия определяет его способность погашать долговые обязательства; оно является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отношений предприятия и поэтому определяется совокупностью производственно-хозяйственных факторов.
При оценке кредитоспособности предприятия основные задачи состоят в анализе его платежеспособности и ликвидности баланса; структуры, состояния, и движения активов; источников средств, их структуры, состояния и движения; абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости и изменений ее уровня.
Наиболее важными для оценки кредитоспособности являются показатели ликвидности баланса и обеспеченности заемщика собственными источниками средств.
Основной источник информации для осуществления анализа финансового состояния предприятия - это форма №1 для годовой и периодической бухгалтерской отчетности предприятия "Бухгалтерский баланс" и форма №2 для годовой и квартальной бухгалтерской отчетности "Отчет о финансовых результатах".
Анализ кредитоспособности предприятия-заемщика разбивается на два основных этапа:
1. Общий анализ кредитоспособности заемщика, результатом которого является составление описания финансового состояния предприятия-заемщика с указанием специфических особенностей предприятия и оценкой его финансового положения.
2. Рейтинговая оценка предприятия-заемщика, дающая стандартную оценку финансового состояния предприятия и позволяющая сравнивать его с другими заемщиками. Рассмотрим подробнее названные этапы.
На этапе общего анализа кредитоспособности, чтобы получить описание финансового состояния заемщика, нужно: составить агрегированный баланс предприятия; рассчитать систему финансовых коэффициентов на основе агрегированных показателей баланса и провести их анализ; оценить деловую активность предприятия; сделать прогноз финансового состояния предприятия с помощью статистических моделей.
Агрегированный баланс предприятия-заемщика основан на его обычном балансе. Рассчитанные показатели агрегированного баланса будут далее использоваться в оценке различных аспектов кредитоспособности предприятия.
Важную роль в оценке кредитоспособности предприятия играют также агрегированные показатели "Отчета о прибылях и убытках".
Агрегированные баланс и отчет о прибылях и убытках приведены в Приложении 1.
Для проведения дальнейшего анализа кредитоспособности предприятия используется система финансовых коэффициентов, состоящая из пяти групп показателей: коэффициенты финансового левереджа; коэффициенты эффективности или оборачиваемости; коэффициенты прибыльности; коэффициенты ликвидности: коэффициенты обслуживания долга.
Каждая из перечисленных групп показателей отражает какой-либо аспект кредитоспособности предприятия (Формулы расчета этих показателей приведены в Приложении 2).
Коэффициенты финансового левереджа характеризуют соотношение собственного и заемного капитала клиента. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Если предприятие на каждый сум собственных средств привлекает более одного сума заемных средств, это свидетельствует о снижении его финансовой устойчивости.
Коэффициенты эффективности, или оборачиваемости, рассчитываются в дополнение к коэффициентам ликвидности. Динамика коэффициентов оборачиваемости помогает оценить причину изменений коэффициентов ликвидности. Например, увеличение ликвидности предприятия может произойти за счет увеличения краткосрочной дебиторской задолженности. Если при этом снижается оборачиваемость, это свидетельствует о негативных тенденциях в работе предприятия, то есть невозможности повышения его класса кредитоспособности.
Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность работы собственного и привлеченного капитала предприятия. Они являются существенным дополнением к коэффициентам финансового левереджа. Например, при повышении прибыльности работы предприятия ухудшение коэффициентов левереджа не означает понижения класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента.
Коэффициенты ликвидности показывают, способен ли в принципе заемщик рассчитаться по своим обязательствам, а также какая часть задолженности организации, подлежащая возврату, может быть погашена в срок. Для этого сопоставляются активы, сгруппированные по срокам, с соответствующими (по срокам) обязательствами. Значение коэффициента ликвидности не должно быть меньше единицы. Если для определенной по срочности группы активов и пассивов коэффициент больше единицы, это означает, что предприятие располагает средствами для погашения своих долговых обязательств в избыточном количестве. Анализируя баланс на ликвидность, можно оценить возможности заемщика быстро реализовать средства по активу и срочно покрыть его обязательства по пассиву.
По степени ликвидности все активы можно разделить на три класса. К первому классу относятся активы, уже находящиеся в денежной форме (агрегат в балансе А2). Это - остатки денежных средств в сумовой и валютной кассе, остатки денежных средств на расчетных счетах предприятия и прочие денежные средства. Ко второму классу ликвидных активов относится дебиторская задолженность краткосрочного характера, обусловленная нормальным течением производственного цикла, а также краткосрочные финансовые вложения (векселя первоклассных векселедателей, государственные ценные бумаги (агрегаты А4 и А6)). Третий класс ликвидных активов образуют запасы товарно-материальных ценностей, готовой продукции, а также дебиторская задолженность долгосрочного характера и прочие активы (агрегат А5).
Коэффициент обслуживания долга К17 определяется как отношение выручки от реализации к задолженности перед банком П12/ (П2 + ПЗ). Он показывает, какая часть прибыли используется для оплаты процентных платежей по долгу: чем больше эта часть, тем ниже кредитоспособность клиента, поскольку меньшая часть прибыли направляется на капитализацию и другие цели развития предприятия.
Финансовое положение предприятия обуславливается в немалой степени и его деловой активностью. В критерии деловой активности предприятия включаются показатели, отражающие качественные и количественные стороны развития его деятельности: объем реализации продукции и услуг, широта рынков сбыта продукции, прибыль, величина чистых активов. В мировой практике с этой целью используется "золотое правило экономики предприятия", в соответствии с которым рассматриваются следующие величины: Тбп - темпы роста балансовой прибыли; Тр - темпы роста объема реализации; Тк - темпы роста суммы активов (основного и оборотного капитала) предприятия. Оптимальным является следующее соотношение указанных величин:
Тбп > тр > тк > 100%.
Более высокие темпы роста прибыли по сравнению с темпами роста объема реализации свидетельствуют об относительном снижении издержек производства, что отражает повышение экономической эффективности предприятия.
Более высокие темпы роста объема реализации по сравнению с темпами роста активов предприятия (основного и оборотного капитала) свидетельствуют о повышении эффективности использования ресурсов предприятия.
Соблюдение "золотого правила" означает, что экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.
В процессе принятия управленческого решения о выдаче кредита используется ряд классификационных моделей, отделяющих фирмы-банкроты от устойчивых заемщиков и прогнозирующих возможное банкротство фирмы-заемщика. Такие модели являются средством систематизации информации и способствуют принятию окончательного решения о предоставлении кредита и контроля за его использованием. Наиболее распространенными являются "Z-анализ" Альтмана и Модель надзора за ссудами Чессера.
"Z-анализ" был введен Альтманом, Хальдеманом и Нарайаной и представлял собой модель выявления риска банкротства корпораций.
Цель "Z-анализа" - отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к фирмам-банкротам, либо к успешно действующим фирмам.
Модель надзора за ссудами Чессера прогнозирует случаи невыполнения клиентом условий договора о кредите. При этом под "невыполнением условий" подразумевается не только непогашение ссуды, но и любые другие отклонения, делающие ссуду менее выгодной для кредитора, чем было предусмотрено первоначально.
Однако, используя математические методы при управлении ссудами банка, необходимо иметь в виду, что предоставление коммерческих кредитов не есть чисто механический акт. Это сложный процесс, в котором важны как человеческие отношения между сторонами, так и понимание технических аспектов. Математические модели не учитывают роль межличностных отношений, а в практике кредитного анализа и кредитования этот фактор необходимо учитывать.
Рейтинговая оценка предприятия-заемщика рассчитывается на основе полученных значений финансовых коэффициентов и является заключительным обобщающим выводом анализа кредитоспособности клиента.
Для рейтинговой оценки используются полученные на этапе общего анализа три группы коэффициентов, а именно: финансового левереджа, ликвидности, рентабельности, а также данные анализа деловой активности предприятия.
Коэффициенты финансового левереджа и ликвидности используются в рейтинге в связи с тем, что они имеют обусловленный экономически критериальный уровень, тогда как остальные группы финансовых коэффициентов - коэффициент эффективности, прибыльности, обслуживания долга, такого критериального значения иметь не могут из-за особенностей функционирования каждого отдельного предприятия. Коэффициенты эффективности, прибыльности, обслуживания долга дают скорее качественную оценку работы предприятия, тогда как коэффициенты финансового левереджа и ликвидности содержат в себе и качественный, и количественный аспект.
Рейтинговая оценка вычисляется следующим образом. Для рассмотрения берутся данные трех таблиц: коэффициенты финансового левереджа, коэффициенты ликвидности, коэффициенты прибыльности, а также анализа деловой активности ("золотое правило экономики предприятия").
Соблюдение критериального уровня каждого из коэффициентов финансового левереджа дает 10% для рейтинговой оценки, несоблюдение коэффициента - 0%. То же правило и в отношении коэффициентов ликвидности.
Если каждый из коэффициентов прибыльности имеет положительное значение (то есть предприятие имеет прибыль), это дает 5% для рейтинговой оценки. Если значение коэффициентов отрицательное (у предприятия убыток) - 0%.
Выполнение "золотого правила экономики предприятия" дает 5%, невыполнение - 0%.
Набранное количество процентов суммируется. Наибольшее возможное значение рейтинговой оценки - 100% (Табл.1).
Таблица 1
Рейтинговая оценка предприятий
Оценка |
Характеристика |
|
100% |
Высокая кредитоспособность, отличное финансовое состояние |
|
80-90% |
Хорошее финансовое состояние, хороший уровень кредитоспособности |
|
60-70% |
Удовлетворительное финансовое состояние, удовлетворительный уровень кредитоспособности |
|
40-50% |
Предельное финансовое состояние, предельно допустимый уровень кредитоспособности |
|
0-30% |
Финансовое состояние хуже предельного, кредитоспособность ниже предельной |
Кроме того, следует принять во внимание, что бухгалтерский баланс и показатели, рассчитанные на его основе, являются моментными данными, то есть характеризуют положение заемщика на дату составления отчетности, и в связи с этим анализ ликвидности баланса заемщика и финансового левереджа должен дополняться анализом рентабельности в целом и оборачиваемостью ресурсов. Данные показатели более полно характеризуют тенденции, сложившиеся в хозяйственной деятельности заемщика. Также для получения более объективной картины необходимо рассчитать названные коэффициенты по состоянию на различные даты, что позволит проследить динамику изменения финансового состояния предприятия.
Финансовая отчетность является лишь одним из каналов получения информации о заемщике. К другим источникам относятся также архивы банка, отчеты специализированных кредитных агентств, обмен информацией с другими банками и финансовыми учреждениями, изучение финансовой прессы.
В случае благоприятного заключения банк приступает к разработке условий кредитного договора. Этот этап называется структурированием ссуды. В процессе структурирования банк определяет основные характеристики ссуды: вид кредита; сумму; срок; способ погашения; обеспечение; цену кредита; прочие условия.
После принятия положительного решения банком составляется проект кредитного соглашения.
Кредитное соглашение представляет собой развернутый документ, подписываемый обеими сторонами кредитной сделки и содержащий подробное изложение всех условий ссуды.
Его основными разделами являются: свидетельства и гарантии; характеристика кредита; обязывающие условия; запрещающие условия; невыполнение условий кредитного соглашения; санкции в случае нарушения условий.
Не все кредитные соглашения содержат все указанные разделы, но некоторые моменты - характеристика кредита, обязанности кредитора и заемщика, что понимается под нарушением договора - обязательно присутствуют в документе о кредитной сделке.
Соглашение подписывают представители банка и компании, а если нужно - гарант. После этого комплект всех документов передается клиенту, а другой комплект с сопроводительными документами идет в кредитное досье банка.
Примерно так должен быть сформирован процесс кредитования в коммерческом банке. Но после выдачи кредита работа по нему не прекращается. Кредитный инспектор периодически должен проверять состояние кредита, чтобы вовремя быть в состоянии прореагировать на возможные ухудшения процесса возврата кредита. Все данные должны подшиваться в досье клиента для того, чтобы в будущем использовать их при поступлении дополнительных кредитных заявок от клиента.
- Введение
- 1. Основы организации кредитных операций в коммерческом банке
- 1.1 Сущность и виды кредитных операций
- 1.2 Необходимость анализа и управления кредитными операциями
- 1.3 Этапы кредитования
- 2. Анализ эффективности управления кредитными операциями коммерческого банка (на примере АКБ "Узпромстройбанк")
- 2.1 Эффективность управления ссудными операциями
- 2.2 Влияние процентной политики на доходность кредитных операций
- Тема 7. Кредитные операции коммерческого банка
- 1.3. Управление кредитным риском в коммерческом банке
- Понятие эффективности деятельности коммерческого банка
- Основные направления повышения эффективности кредитных операций коммерческого банка (на конкретном примере)
- 4. Анализ кредитного портфеля коммерческого банка.
- Коммерческие банки и их операции.
- Тема 18. Управление кредитным риском в коммерческом банке
- 7.2. Структурный анализ отчета о прибылях и убытках. Коммерческая эффективность (рентабельность) деятельности банка и его отдельных операций.