logo search
Анализ финансовых показателей и налогообложения банка (на примере филиала ОАО "Сбербанк России" в г. Северске, доп. офис №8616/0172)

1.1 Назначение и содержание аналитической работы в банке

Нормальная деятельность банка совершенно немыслима без постоянно ведущейся и грамотно организованной аналитической работы. Чтобы управленческие решения принимались обоснованно, специалисты банка должны профессионально анализировать, с одной стороны, внутренние отношения, процессы, тенденции банка, с другой - все многообразные факторы, которые действуют на банк извне (и в том и в другом случае имеются в виду процессы и факторы как экономические и финансовые, так и политические, социальные, правовые, психологические, технико-технологические и др.).

Основными направлениями аналитического обеспечения функционирования и развития банков являются банковский маркетинг и финансовый анализ банка.

Банку необходимо постоянно анализировать все важнейшие факторы, от которых зависит его деятельность как сейчас, так и в обозримой перспективе, включая факторы внешние: состояние и тенденции развития экономики страны в целом и региона, отдельных ее секторов, включая банковский; конъюнктуру рынков, включая банковский; спрос на банковские услуги (в том числе новые) в регионе действия банка и соответствие ему предложения таких услуг; развитие новых банковских продуктов и новых финансовых инструментов; фактическое и возможное место банка на рынке банковских услуг в целом и на отдельных его сегментах; отношения с клиентами и круг потенциальных клиентов банка; конкуренты банка. Без этого невозможно ни планирование перспектив развития банка, ни сколько-нибудь осмысленное регулирование (оперативное управление) его деятельности, т.е. абсолютно невозможно нормальное управление. Здесь маркетинг выступает как инструмент создания своего локального рынка, воздействия на него и одновременно создания самих себя как организаций с грамотно поставленным и эффективным управлением.

Ключевую роль в банковском маркетинге играют исследования рынка. Наиболее распространенным (хотя не часто эксплуатируемым) направлением подобных исследований является сбор и анализ информации об отношении клиентов к банку и оказываемым им услугам.

Исследоваться должен весь поддающийся анализу комплекс внешних для банка факторов, воздействующих или могущих воздействовать на условия его функционирования, способных изменить в ту или иную сторону эти условия. При этом должен проводиться и оперативный, и стратегический, системный анализ.

Что касается финансового анализа банка, то с точки зрения основных направлений деятельности банка различают несколько видов анализа его финансовой деятельности. Под этими видами понимают анализ:

- динамики и структуры собственных средств банка;

- динамики и структуры платных средств, привлеченных банком;

- динамики и структуры активов банка;

- динамики и структуры доходов банка;

- средств на счетах клиентуры;

- кредитного и фондового портфелей банка;

- эффективности операций банка (и работы его подразделений);

- ликвидности банка и его баланса;

- финансовой устойчивости банка.

По другому критерию выделяют следующие его виды (формы):

- внутренний самоанализ банков, проводимый ими самими;

-дистанционный анализ банков, в том числе банков - контрагентов (анализ деятельности и ее финансовых результатов, структуры и динамики собственного капитала, ресурсной базы и активов, факторов устойчивости финансового состояния банка на основе его официальной и публикуемой отчетности);

- анализ банков с целью составления их рейтинговых оценок.

Применяются разнообразные методы анализа финансовой деятельности банка, среди которых наиболее распространены:

- методы группировок;

- коэффициентный анализ;

- индексный анализ;

- трендовый анализ (анализ тенденций);

- факторный анализ.

Цель финансового анализа - обеспечивать качественное управление развитием всех важнейших экономических и финансовых параметров жизнедеятельности банка, таких, как структура его активов и пассивов; капитал и платежный оборот (собственные и привлеченные средства); прибыльность операций; риски портфеля финансовых ресурсов; внутрибанковское ценообразование и эффективность работы подразделений банка.

Решение перечисленных выше и подобных им управленческих задач предполагает наличие соответствующего научно-методического инструментария, позволяющего анализировать и оценивать различные стороны деятельности банка.

Что касается рассмотрения аналитической работы в узком смысле, то здесь основное внимание уделяется непосредственно финансовой отчетности банка, а также ряда наиболее важных документов, отражающих сущность и специфику финансовой деятельности каждого конкретного банка. Этот анализ может быть разбит на ряд направлений:

1. Анализ баланса банка и форм отчетности, составляемых банком: здесь основное внимание уделяется балансовым статьям, формирующим активы и пассивы банка, а также ценностям и документам, учитываемым на внебалансовых счетах. Помимо этого анализируется ряд других данных: штат сотрудников и профессиональные характеристики, количество заключаемых договоров, количество обрабатываемых документов;

2. Анализ состояния учета и отчетности: на данном направлении аналитической работы определяется степень соответствия бухгалтерского учета принципам и нормативным актам, устанавливаемым Банком России, Федеральной Налоговой службой и иными контролирующими органами;

3. Анализ состояния договоров и иных соглашений банка: анализируется соответствие договоров проводимой банком политики, а также их исполнение по срокам и суммам.

Помимо составления и предоставления отчетности в ЦБ, контролирующие органы отдел финансового анализа и планирования Сбербанка занимается оценкой текущей ликвидности филиала, оценкой деятельности дополнительных офисов, составлением, контролем за исполнением и отчетами по исполнению финансового плана филиала, и многим другим.