5. Система "Клиент-Банк"
Система "Клиент-Банк" - автоматизированная компьютерная система электронных расчетов через модемную связь.
Данная программа дает возможность одновременно работать с одними и теми же банковскими документами из существенно удаленных друг от друга рабочих мест в любое время суток. Банк гарантирует проведение текущим днем документов, присланных до окончания операционного дня в банке. Система "Клиент-Банк" предназначена для обмена электронными документами и связи между банком и его клиентами и обеспечивает клиенту возможность оперативного управления собственными счетами в банке, минимизируя время прохождения платежных документов. Позволяет избежать ошибок и возврата документов: уже при вводе документа в вашем офисе система определит неверность его заполнения и подскажет правильное решение. Обеспечивает внутриофисную автоматизацию: архивы всех документов и выписок хранятся в удобном для просмотра виде. Отвечает самым жестким требованиям безопасности: действия любого пользователя, как в вашем офисе, так и в банке, фиксируются в журналах; весь обмен данными между клиентами и банком надежно защищен; подпись электронных документов осуществляют лица, указанные в банковских карточках, с помощью современных систем электронно-цифровой подписи.
Возможности системы:
Клиент-Банк позволяет клиентам, находясь в собственном офисе, выполнять следующие действия:
- подготовку и передачу в банк по телекоммуникационным каналам платежных поручений на осуществление внутрибанковских и межбанковских платежей;
- писем и запросов на получение дополнительной информации;
- прием из банка следующей информации;
- результатов обработки отправленных платежных документов;
- внешних и внутрибанковских платежей, т.е. всех документов, отражающих движение средств по счетам клиентов;
- банковских выписок движения по счетам, в том числе валютных и стандартного вида;
- кредитовых и дебетовых реестров документов;
- дополнительной информации справочного характера, например, курсов и кодов валют и т.д.;
- строить различные отчетные формы по собственной базе документов.
Клиентское место многопользовательское (поддерживается принцип персонофикации), может работать в локальном и сетевом режиме. Возможны импортно-экспортные обмены документами с собственной клиентской бухгалтерией при помощи dbf-файлов фиксированной структуры.
Категории пользователей
Основное назначение клиентского рабочего места - предоставление клиенту возможности управления своими счетами в банке путем набора и отсылки в банк платежных поручений.
В соответствии с требованиями, установленными НБУ для систем "Клиент-Банк", каждое платежное поручение должно быть подписано двумя электронными подписями, так называемой подписью бухгалтера и подписью директора. Подпись бухгалтера обязательно должна накладываться на момент ввода документа в базу данных. Накладывание подписи директора на документ служит разрешающей визой для отправки документа в банк, без директорской визы документов банк не отправляется.
Электронные подписи документов служат для выполнения процедур аутентификации (т.е. документ создан и заверен именно теми лицами, которые указаны) и проверки целостности документа (документ поступил в банк в том виде, в котором был отправлен от клиента).
Подписи на документ устанавливаются по RSA-технологии, т.е. для возможности ее установки у пользователя должен быть RSA-ключ c соответствующим типом.
В соответствии с рекомендациями НБУ клиентское рабочее место поддерживает категории пользователей "Бухгалтер" и "Директор" (внутренние пользователи клиентского места), а также специальную категорию "Администратор" (внешние пользователи, поскольку только эта категория пользователей может осуществлять связь с банком), полномочия каждой из которых показаны в таблице 2
"right">Таблица 2
Категория пользователя |
Полномочия |
|
Бухгалтер |
имеет право просмотра информации в базе данных, а при наличии собственного ключа бухгалтера - создания платежного документа |
|
Директор |
имеет право просмотра информации в базе данных, а при наличии собственного ключа директора - визирование документа на отправку в банк |
|
Администратор |
включает права бухгалтера и директора: создание новых внутренних пользователей, связь с банком, администрирование базы данных клиентского места и т.д. |
Доступ пользователя-администратора к банковской базе - довольно щекотливое дело, поэтому их регистрация выполняется только в банке. При их регистрации в банке формируется специальный *.pwd-файл, импортом которого на клиентское место выполняется регистрация там полномочий пользователя-администратора.
Пользователь-администратор на клиентском месте обладает всеми возможными там полномочиями, в частности - заведением внутренних пользователей. Их количество и типы - внутреннее дело клиента, и они заводятся администратором без оглядки на банк.
Важно подчеркнуть, что клиент может иметь нескольких пользователей-администраторов, что позволяет отслеживать персональную ответственность пользователей за процесс связи с банком [16 стр.176].
В настоящее время Российским кредитным организациям, использующим технологии дистанционного банковского обслуживания, при обслуживании своих клиентов следует идентифицировать не только лицо, заключающее договор банковского счета (вклада), но также и лиц, которым предоставляются, либо будут предоставлены полномочия по распоряжению банковским счетом (вкладом) с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания, банк запрашивает письмо, где нужно обозначить круг лиц, уполномоченных распоряжаться банковским счетом посредством «Клиент-Банк» [письмо ЦБРФ № 115-Т от 30 августа 2006 года].
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Безналичные расчеты
- 2. Банк как консультант клиента
- 2.2 Выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме
- 2.3 Операции с драгоценными металлами и камнями
- 3. Пластиковые карточки и чеки
- 4. ”Home banking” - банковское обслуживание на дому и на их рабочем месте
- 5. Система "Клиент-Банк"
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Преимущества дистанционного банковского обслуживания
- Системы дистанционного банковского обслуживания
- 1.2. Дистанционное банковское обслуживание
- Лекция №12 Современные способы банковского обслуживания
- 31.Аис удалённого банковского обслуживания
- Тема 21. Современные способы банковского обслуживания Дистанционное банковское обслуживание.
- Тема 21. Современные способы банковского обслуживания
- Банковские услуги Современные способы банковского обслуживания в Псковском отделении Сбербанка России № 8630»
- 1.3 Удаленное банковское обслуживание
- 11. Современные способы банковского обслуживания