1.1 Коммерческий банк как субъект хозяйствования, его функции, задачи и роль в экономике страны
Коммерческий банк - самостоятельный субъект хозяйствования, оказывающий банковские услуги на принципах коммерческого расчета. На основании коммерческого расчета реализуются экономические интересы общества, социальные и экономические интересы коллектива банка, клиентов банка и собственников имущества банка. Термин «коммерческий банк» возник на ранних этапах развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно товарно-обменные операции и торговлю. В настоящее время этот термин обозначает больше «деловой» характер банка.
Выполнение отдельных банковских функций восходит к глубокой древности. Первые банки, являвшиеся предшественниками капиталистических банков, возникли во Флоренции и Венеции (1587г.) на основе меняльного дела - обмена денег различных городов и стран. Главными операциями банков был прием денежных вкладов, предоставление ссуд государству, торговцам и безналичные расчеты. Суть последних заключалась в перенесении суммы с одного счета на другой в книгах банкира в присутствии обоих клиентов. Позднее по этому принципу были организованы банки в Амстердаме (1609г.) и Гамбурге (1619г.). Это была примитивная форма банковского дела. Банки обслуживали преимущественно торговлю и расчеты; они недостаточно были связаны с производством, кругооборотом промышленного капитала. Не была развита у них и такая важная функция, как выпуск кредитных денег.
Сегодня банки осуществляют специфическую деятельность. Для этого необходимы глубокий анализ потребностей рынка, способность подготовить требуемые услуги, разработать их перечень и технологию банковских операций [1, стр. 9].
Коммерческий банк обладает правами юридического лица, производит и реализует банковский продукт, оказывает услуги, действует на принципах коммерческого расчета. Это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять, в совокупности, следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Банковская деятельность является лицензионной. Лицензии выдает центральный банк (Национальный банк Республики Беларусь). Общая лицензия выдается банку во время его государственной регистрации и дает право на проведение операций в белорусских рублях. Внутренняя лицензия позволяет осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь; генеральная - как на территории страны, так и за ее пределами. Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц дает банку право не только привлекать эти средства, но и проводить расчетное и кассовое обслуживание данной категории клиентов. В отдельных случаях, определенных законодательством, Национальный банк может отозвать или приостановить действие той или иной лицензии.
Прекращение деятельности банков может произойти в результате их реорганизации или ликвидации. Реорганизация может быть произведена по решению его учредителей или по инициативе Национального банка. Законодательством предусмотрены следующие формы реорганизации: слияние (присоединение), разделение (выделение), преобразование.
Современные коммерческие банки в Беларуси могут создаваться в различных хозяйственно-правовых формах, как правило, в формах открытых и закрытых акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью. В Беларуси наряду с отечественными банками созданы банки с совместным (иностранным) капиталом и иностранные банки. [2, стр. 99-101].
Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д. Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставной фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли) и привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.)
Сегодня крупнейшие банки мира (UBS, Citicorp, Mizuho Financial Group, HSBC Holdings и др.) - банковские холдинг-компании, представленные почти на всех сегментах рынка финансовых услуг. Их особенность в том, что обладая контрольным пакетом акций входящих в холдинг небанковских структур, холдинг контролирует их деятельность в вопросах стратегического развития, сохраняя при этом за ними статус самостоятельных юридических лиц. В России такую структуру имеют Альфагрупп и МДМ. В Беларуси примером холдинга может служить Приорбанк [3, стр. 31].
Выделяют следующие функции коммерческих банков:
Посредническая функция - важнейшая в деятельности банков. Это, прежде всего посредничество в кредите. Банки аккумулируют и мобилизуют денежные средства, временно высвобождающиеся в процессе кругооборота фондов, и предоставляют во временное пользование тем, кто нуждается в дополнительных средствах. Банки выступают посредниками в операциях с ценными бумагами (купля-продажа ценных бумаг, их хранение, консультации, другие агентские функции), тем самым, способствуя развитию, формированию фондового рынка.
Функцией банка является также стимулирование воспроизводства материальных благ и накоплений в хозяйстве. Это достигается путем мобилизации денежных ресурсов и их перераспределения с целью улучшения структуры производства и обращения. Доходы и сбережения превращаются в капитал. В первую очередь используются внутренние накопления хозяйствующих субъектов и населения, различные субъекты получают денежные доходы (прибыль), часть из которых аккумулируется для будущих расходов. Банки мобилизуют эти денежные доходы и сбережения в виде вкладов (депозитов) с выплатой денежного процента. Стимулирование к накоплению и сбережению денежных средств обеспечивается на основе гибкой депозитной политики банков, страхованием депозитов, гарантией их возврата. К функциям банка можно также отнести функцию регулирования денежного оборота. Банки являются центрами денежного и платежного оборотов. Через них создаются возможности совершения обмена, движения денежных средств, регулирования этих процессов, эмитирования средств платежа. Особенностью банков является то, что они организуют денежный оборот в его совокупности, непосредственно осуществляют его и трансформируют наличный денежный оборот в безналичный и обратно. Банки не могут заниматься только кредитной деятельностью, не выполняя операций по расчетам.
Выполняя перечисленные функции, банки играют важную роль в экономике. Роль банков можно рассматривать с количественной и качественной точек зрения. Количественная сторона определяется объемами банковских услуг (кредитные вложения, их структура, вложения в ценные бумаги и т.д.), а также набором, разнообразием банковских услуг (операций). Эти данные позволяют оценить масштабы банковской деятельности, сравнить работу отдельных банков как по стране, так и в сопоставлении с другими странами.
Качественная оценка роли банков производится с учетом общеэкономических показателей. Так, банки обеспечивают аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в сферы использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций, расширения и перестройки производства, строительства жилья и т.д. банки способствуют экономии общественных издержек обращения за счет ускорения оборота денег и расчетов, выпуска кредитных орудий обращения (векселей, чеков, дебетовых и кредитовых карточек, сертификатов и др.) вместо наличных денег. Велика роль банков и в осуществлении денежно - кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики проводятся через банки. Денежно - кредитная политика осуществляется непосредственно через центральный банк и воздействует на его отношения с коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют воздействие этой политики на другие сферы национальной экономики.
Качественная и количественная стороны роли кредита неразрывны. Качественная сторона в конечном счете выражается в каких-то количественных показателях (денежная масса, безналичный денежный оборот, размер активов, курс валюты и др.). При этом роль банков может быть положительной и негативной.
Надежность коммерческих банков всегда была предметом беспокойства для акционеров, вкладчиков, органов регулирования банковской системы и контроля. Банковское банкротство оказывает более неблагоприятное воздействие на экономику, чем банкротство других типов предприятий. Надежность имеет важное значение для акционеров, ибо убытки банков могут нанести ущерб их вложениям. Потеря вклада затрагивает многочисленные сбережения вкладчиков и капитал многих хозяйственных организаций. Убытки банков снижают общее доверие к кредитной системе государства, а это ощущается и в других секторах экономики. Экономические потрясения в любой стране сказываются в свою очередь на банковской системе. В силу специфики своей деятельности банки подвержены многочисленным потенциальным рискам, например таким, как гораздо большая зависимость от вкладов, чем от капитала; более долгосрочный характер и меньшая ликвидность активов по сравнению с пассивами и др. Между банками и их клиентурой, а также между самими банками возникают сложные отношения, взаимная зависимость, в результате чего проблемы, которые на начальном этапе носят местный характер, могут охватить весь банковский сектор и перекинуться на экономику в целом.
Поэтому стратегической целью банков, денежно - кредитной политики государства является создание условий для макроэкономической и финансовой стабилизации как фактора экономического роста.
Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы одобрена указом Президента Республики Беларусь 28 мая 2002г. № 274 [4, стр. 27]. Она определяет целевые ориентиры, задачи и направления развития банковского сектора. Реализация концепции приведет к формированию в Республике Беларусь банковской системы, приближенной по важнейшим характеристикам к банковским системам динамично развивающихся стран. Стратегическое развитие банковской системы и денежно - кредитной политики Республики Беларусь осуществляется как неотъемлемая часть единой государственной социально - экономической стратегии с учетом особенностей экономики. Ставятся такие задачи: как обеспечение высокой надежности деятельности банковской системы; совершенствование пруденциального надзора; законодательской базы банковской деятельности; создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику и в банковскую систему; развитие технологического уровня банковской системы с учетом совершенствования международных тенденций в этой области; развитие международного сотрудничества в области банковского дела 1, стр. 10-14.
1.2 Правовые основы деятельности коммерческих банков
Банковская деятельность попадает под действие как общих законодательных актов по стране, так и специальных. Банковское законодательство - система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов банковских правоотношений.
Отношения, регулируемые банковским законодательством, составляют систему экономических отношений главным образом по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Имущественные, а также связанные с ними неимущественные отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, регулируются также гражданским законодательством.
Субъектами банковских правоотношений являются Национальный банк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации и иные юридические лица, физические лица, а также органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы. Объектами банковских правоотношений являются деньги (валюта), ценные бумаги, валютные ценности.
Банковское законодательство устанавливает принципы функционирования банковской системы, правовое положение субъектов банковской деятельности, регулирует отношения между ними.
К актам законодательства относятся: Конституция Республики Беларусь; Гражданский кодекс Республики Беларусь; банковский кодекс Республики Беларусь; законы Республики Беларусь; декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь; нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь или республиканских органов государственного управления, принятые на основании и во исполнение банковского законодательства.
Согласно ст. 69 Банковского кодекса Республики Беларусь Банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции [5].
- Введение
- 1.1 Коммерческий банк как субъект хозяйствования, его функции, задачи и роль в экономике страны
- 1.3 Операции коммерческих банков, их сущность и значение. Собственные и привлеченные ресурсы банков
- 1.4 Государственные методы регулирования деятельности коммерческих банков.
- 1.5 Особенности документооборота при проведении банковских операций
- 2.1 Методы расчета издержек банка и их влияние на оценку эффективности работы банковского сектора
- Заключение
- 4. Эффективность денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
- 33 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- Современное состояние коммерческих банков в Республике Беларусь
- 13.3. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, ее содержание и основные направления
- 35 Денежно- кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь
- 3. Существующие проблемы коммерческих банков Республики Беларусь
- 2.1 Развитие системы коммерческих банков Республики Беларусь
- 37. Центральный банк, его функции. Коммерческие банки, их функции. Денежно-кредитная (монетарная) политика и ее особенности в Республике Беларусь.
- Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь