logo search
Правовые механизмы функционирования различных видов банковских счетов

1.2 Структура банковской системы в Российской Федерации

Банки в современной жизни играют роль не просто случайного набора кредитных учреждений, а действительной банковской системы, которая состоит из большого количества элементов с отношениями и связями, образующими единое целое.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», банковская система охватывает: Центральный банк, кредитные учреждения и их сообщества [40, с. 18]. Банковская система России, в реальности, очень насыщена разнообразными финансовыми элементами.

Банки подразделяются на узкоспециализированные и универсальные. Узкоспециализированные банки сосредотачивают свою деятельность на одной или нескольких банковских операциях, универсальные же банки осуществляют широкий спектр банковских услуг.

Некоторые банки, изначально создаются как специализированные коммерческие банки, например, для обслуживания конкретной отрасли - такой как Внешторгбанк (Банк для внешней торговли); для обслуживания только розничных клиентов (Хоум кредит энд финанс Банк, ВТБ 24) и другие, в зависимости от приоритетов, поставленных собственниками банка. В настоящее время банки предоставляют почти все виды банковских операций для всех видов клиентов и различных отраслей экономики, постепенно превращаясь в универсальные. Это делается для того, чтобы расширять и развивать клиентскую базу и иметь возможность привлекать новые ресурсы.

Центральный банк - это банковское учреждение, которое выполняет функции государственного органа и полностью принадлежит государству. ЦБ обладает монопольным правом на выпуск национальной валюты, а также проводит государственную политику регулирования кредитно-денежной сферы и валютных отношений [37, с. 33]. Не маловажными функциями Центрального банка являются: содержание золотовалютных резервов, работа в направлении управления государственным долгом и бюджетное обслуживание государства (см. рисунок 1.1)

Основными участниками кредитной системы, которые выполняют большинство банковских операций, являются коммерческие банки. Основные, наиболее известные и исторически сложившиеся функции коммерческих банков это:

- предоставление займов промышленным и торговым предприятиям;

- содействие в проведении расчетов между организациями;

- прием вкладов.

Выделяют следующие отличительные критерии коммерческих банков:

- по способу формирования уставного капитала;

- по специализации;

- по направлениям осуществляемых операций;

Рисунок 1.1 - Структура банковской системы в Российской Федерации

- по территориальной принадлежности;

- другие принципы.

Страховые компании, инвестиционные фонды, брокерские, дилерские конторы представляют собой специализированные кредитно-финансовые учреждения, как и банки, которые осуществляют переведение денежных средств внутри рынка.

Банки имеют два существенных отличительных признака относительно других финансовых учреждений. Во-первых, банки размещают свои собственные долговые обязательства, а во-вторых - банки принимают на себя обязательства с постоянным объемом долга перед корпоративными и частными клиентами, например, при размещении денежных средств клиентами банка на депозит.

Усиление позиций и роли ассоциаций, как саморегулирующих организаций, представляющих интересы субъектов хозяйствования того или иного сектора экономики, является одной из важнейших особенностей национальной банковской системы России. Это связано с тем, что объединения банков позволяют высвободить учреждения государственной власти от многих функций. К таким функциям можно отнести разработку и введение норм регулирования и контроля отдельных элементов деятельности таких как: принципы этики бизнеса, стандартизация, подготовка высококвалифицированного персонала или качество услуг, оказываемых банками, и многие другие.

Банковская ассоциация - это общественная некоммерческая организация, членами которой являются коммерческие банки. Ассоциации создаются с целью согласованности и улучшения деятельности, входящих в нее банков, в том числе для отстаивания интересов в органах исполнительной, законодательной или судебной власти [55, с. 18]. Можно определить следующие ключевые направления работы сообществ банков.

Взаимодействия с различными институтами государственной власти, которые позволяют оказывать влияние на ход принятия решений, связанных с регулированием различных сторон деятельности банков.

С целью оказания влияния на принятие законодательных актов, которые могут оказать воздействие на интересы банковских учреждений и их потенциальных и действующих клиентов, банковские ассоциации часто представляют свои интересы в органах законодательной власти. В данном случае, не исключается создание союзов с аналогичными ассоциациями и объединениями, для более эффективного лоббирования общих интересов.

Защита интересов банков в судах, в случаях, когда рассматриваемые дела затрагивают аспекты арбитражной и судебной практики, имеющие общенациональную важность для банковской отрасли всей страны.

Для объективного отражения реального положения в банковском секторе и конкурентных возможностей банков, банковские ассоциации тесно взаимодействуют и регулярно контактируют с Центральным банком РФ и другими государственными учреждениями, которые ответственны за принятие нормативных актов, в значительной степени влияющих на работу коммерческих банков.

Для опубликования точек зрения представителей банковского сектора о принципах и результатах работы банков; их взаимоотношениях с клиентами и деловой средой ассоциации банков тесно сотрудничают со средствами массовой информации. Также эти действия помогают сформировать в обществе доверительные отношения к банковскому сектору в целом, и к отдельным финансовым институтам, в частности.

Постоянный процесс профессиональной подготовки специалистов банковского сектора. Сюда относятся не только профильное обучение, но и частое развитие квалификации, путем организации и проведения конференций и семинаров, на которых у лучших сотрудников банков есть реальная возможность обменяться своим идеями и опытом. Вышеуказанные мероприятия проводятся для сотрудников банков, занятых в различных направлениях деятельности банков, от топ-менеджеров до рядовых специалистов.

Предоставление платных услуг банкам-членами ассоциаций, которые позволяют не только улучшить качество, но и понизить себестоимость оказываемых услуг.