1.1 Необходимость и сущность пенсионного обеспечения и пенсионного страхования
Социальной защитой являются определенные обязательства государства и общества перед своими гражданами, и в первую очередь, наиболее уязвимыми группами населения, населения с низкими доходами - детьми, престарелыми, инвалидами, многодетными семьями, матерями-одиночками, молодежью.
Социальная защита - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержания наиболее язвимых слоев населения [2, с. 154].
Социальная защита осуществляется в форме натуральных или денежных выплат, льгот и пособий.
Для трудоспособного населения приоритетное значение приобретает содействие со стороны государства занятости, получению дохода, обеспечивающего достойную жизнь и соответствующего трудовому вкладу, а также установление гарантий минимального размера заработной платы.
Для нетрудоспособных и трудоспособных граждан, не имеющих возможности осуществлять трудовую деятельность в силу объективных причин или имеющих низкие доходы, действует комплексная система социального обеспечения
Комплексная система социального обеспечения населения базируется на общепринятых международных нормах и стандартах и, прежде всего, Всеобщей декларации прав человека, конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ).
Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира. На сегодняшний день насчитывается большое количество моделей социальной защиты населения, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.
Модели социальной защиты отличаются в основном формами выплаты пособий (денежная, натуральная), способами проверки нуждаемости граждан и их семей, распределением обязанностей в системе защиты населения между центром и местными властями.
К основным моделям социальной защиты населения принадлежат:
· скандинавская (северная), отличающаяся разнообразием методов финансирования;
· европейская, сочетающая в себе различные виды пособий и их выплату в денежной и натуральной формах;
· средиземноморская, представляющая собой универсальную систему в сравнении, например, с селективными (избирательными) программами;
· американская, новозеландская, австралийская, основанные на строгой регламентации социальной помощи на государственном уровне и свободой действий на местном;
· латиноамериканская, основанная на четко построенной системе установления и проверки нуждаемости.
Общими для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости, в основу которого положены равные для всех граждан возможности получения социальной помощи (гарантированный доход и устранение изъянов рынка в плане выбора товаров, их качества, количества и цен) и принцип компромисса между эффективностью и справедливостью, между государственным управлением и рыночным механизмом [3, с. 211].
Выделяют четыре самостоятельных блока в структуре системы социальной защиты:
· пенсионное страхование;
· социальное страхования;
· медицинское страхование;
· страхование занятости.
В конце ХХ столетия повсеместно во всех развитых и развивающихся странах мира возникли проблемы страхования старости. Это, в первую очередь, старение населения вследствие увеличения продолжительности жизни. Рост количества пенсионеров создает дополнительную нагрузку на всю экономику страны.
Одной из основных задач любого цивилизованного общества является формирование и поддержание на высоком уровне социального положения населения, которое в целом выступает индикатором эффективности реализации социальной политики государства. Низкий уровень социального положения населения свидетельствует о том, что социальная политика государства является неэффективной, и высока степень социальной напряженности в обществе. Наиболее явно недостатки реализуемой социальной политики отражаются на состоянии социальных слоев населения, которые меньше всего защищены, в частности, это пенсионеры.
Поскольку основная задача пенсионного обеспечения сводится к созданию эффективной и действенной системы социальной защиты населения, наиболее важным является рассмотрение его социальной сущности и определения пенсионного обеспечения как социальной категории. В связи с этим, представляется целесообразным изучение места и роли пенсионного обеспечения в социальной политике государства. Социальная политика в настоящее время является особым приоритетным направлением государственной политики, требующим по сравнению с остальными направлениями более пристального внимания. Это связано с тем, что социальная политика призвана обеспечивать социально уязвимые слои населения, неудовлетворение потребностей которых ведет к дестабилизации общества, снижению доверия к действующей власти и появлению массовых волнений.
В советское время в научной литературе были сформулированы три основных подхода к определению пенсионного обеспечения. С точки зрения В.А. Ачаркана пенсионное обеспечение является формой распределения и перераспределения части национального дохода, которая регулируется законом и посредством которой обеспечивается предоставление пенсий нетрудоспособным гражданам.
М.С. Ланцев рассматривал пенсионное обеспечение как систему экономических отношений, которые возникают в процессе распределения ресурсов, предназначенных для обеспечения лиц, достигших пенсионного возраста.
B.C. Андреев говорил о том, что пенсионное обеспечение является совокупностью определенных экономических и социальных государственных и общественных мероприятий, которые направлены на обеспечение нетрудоспособных членов общества [3, с. 211].
В научной литературе появились публикации, содержащие аналитические исследования и предложения по реформированию системы пенсионного обеспечения, описание зарубежного опыта и определение преимуществ накопительной пенсионной системы в сравнении с существовавшей в России распределительной системой. В переходный период конца XX века проблема финансового обеспечения пенсионного капитала и выплаты пенсий нетрудоспособному населению стала весьма актуальной, в связи с чем, научные исследования этого периода сводились, главным образом, к экономическим характеристикам пенсионного обеспечения, отодвигая социальные аспекты на второй план.
С.Г. Ерошенков трактует пенсионное обеспечение как денежную форму материального обеспечения для людей, которые становятся нетрудоспособными в силу различных причин.
Б. Умурзаков останавливается на сущности пенсионного обеспечения как экономической категории, квалифицируя его как обособленную часть национального дохода, которая направляется на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества. Другой экономической особенностью пенсионного обеспечения Б. Умурзаков считает существенное его влияние на процесс воспроизводства рабочей силы. Если система пенсионного обеспечения привлекательна, то она играет роль стимулирования процесса смены поколений. Если же пенсионная система непривлекательна, то процесс смены поколений работников происходит медленно, болезненно.
Как производную трудовых отношений рассматривает пенсионное обеспечение Ю. Воронин - заместитель министра здравоохранения и социального развития. «Оно как зеркало отражает все процессы, коллизии, которые происходят у нас в трудовой сфере, прежде всего в сфере охраны труда, оплаты труда и во многих других аспектах трудовой тематики». Он считает хорошей такую систему пенсионного обеспечения, которая бы была адекватна уровню развития трудовых отношений и экономики страны.
Специалисты в области пенсионного обеспечения проректор ГУВШЭ Л.И. Якобсон и директор Института экономики РАН P.C. Гринберг поднимают проблемы финансирования пенсионного обеспечения, высказывая мысль о неизбежной зависимости пенсионной системы от государственного бюджета и о необходимости учитывать в социально-экономической политике плановую убыточность социальной сферы. По их мнению, социальная сфера по сути своей не является и не может быть самоокупаемой системой в коммерческом смысле.
Известный ученый в области пенсионного обеспечения, доктор экономических наук, профессор В.Д. Роик определяет основные базовые характеристики института пенсионного обеспечения, выгодно отличающие его от других институтов социального страхования:
обязанность внесения страховых взносов для страхователей, установленная законодательно;
безусловное право для застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев;
высокая надежность сохранности страховых средств, что достигается посредством государственного контроля за правильностью и целевым расходованием средств;
отсутствие необходимости для населения участвовать собственными средствами (по сравнению с добровольным страхованием);
самоуправляемость форм организации обязательного социального страхования.
В. Д. Роик в своих трудах ставит в зависимость пенсионное обеспечение от возрастной структуры общества, считая проблемы снижения рождаемости и старения населения основными факторами, определяющими дальнейшее развитие страны. «Пенсионное обеспечение, медицинская помощь и социальное обслуживание в скором будущем станут крупнейшей расходной статьей бюджета в большинстве экономически развитых стран. Если не будут приняты соответствующие контрмеры, то социальные расходы, связанные с жизнедеятельностью пенсионеров, могут начать сдерживать развитие экономик».
Разделяя точку зрения В.Д. Ройка, И. Шаршов определяет пенсионное обеспечение как фактор ускорения экономического роста страны.
Локшина О.В. трактует пенсионное обеспечение как исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества при наступлении жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату и снижение дохода.
В энциклопедическом словаре экономики пенсионное обеспечение рассматривается как форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях.
Резюмируя вышесказанное, для целей проводимого исследования пенсионную систему можно определить как совокупность правовых, экономических, социальных и организационных институтов и норм, предоставляющих гражданам право на пенсию в соответствии с пенсионным законодательством.
Пенсионное страхование - это вид страхования, при котором страхователь уплачивает страховой взнос, а страховщик берет на себя обязательство выплачивать периодически застрахованную пенсию в течение обусловленного срока или пожизненно. В свою очередь, государственное пенсионное страхование - это вид страхования, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет. Пенсионное страхование, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует во всех развитых странах. Увеличение продолжительности жизни населения и снижение рождаемости только добавляют актуальности проблеме [2, с. 159].
Пенсионная система представляет собой сложную технологическую цепь - от назначения до выплат пенсий. Главное предназначение пенсии - компенсация утраченного дохода потерявшему трудоспособность.
пенсионный обеспечение страхование
- Введение
- 1. Теоретические основы пенсионное обеспечения и пенсионного страхования
- 1.1 Необходимость и сущность пенсионного обеспечения и пенсионного страхования
- 1.2 Зарубежный опыт организации пенсионного обеспечения и пенсионного страхования
- 2. Анализ пенсионного обеспечения и пенсионного страхования в Республике Беларусь
- 2.1 Организация пенсионного обеспечения в Республике Беларусь
- 2.2 Оценка действующей системы пенсионного страхования в Республике Беларусь
- IV. Перспективы и проблемы реформирования пенсионных систем в Беларуси и России
- Тема 45. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование в зарубежных странах.
- 1.2. Развитие пенсионного обеспечения в России
- Тема 40. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование в зарубежных странах
- 3.3. Совершенствование пенсионного страхования и обеспечения в перспективе
- Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь.
- 4.4. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь
- Профессиональное пенсионное страхование.
- 12.4. Пенсионное обеспечение и пенсионное страхование за рубежом