logo search
Основы организации страхования в России

2. Основные принципы организации страхового дела

Обращаясь к истории развития страхового рынка в нашей стране, нельзя не отметить, что в ходе развития капитализма в России сложились довольно зрелые рыночные страховые структуры: акционерные, взаимные, земские страховые учреждения. Через систему перестраховочных договоров страховой рынок России был интегрирован в мировой. Существовала стройная система государственного страхового надзора, регулирующая страховые отношения. После Октябрьской революции они были ликвидированы и заменены государственной страховой монополией, отражающей интересы командно-административной системы управления экономикой в нашей стране. Как известно, в странах с развитой рыночной экономикой наиболее безопасной в отношении монополизации считается ситуация, при которой в отрасли действуют десять и более конкурентов, причем доля одного, крупнейшего из них, не должна превышать 31% общего объема продаж страховых услуг, двух - 44, трех - 54 и четырех - 64%. Если такое соотношение нарушается, то государство вводит экономические санкции и тем самым ограничивает участие соответствующих страховщиков на рынке.

Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели и посредники, а также их ассоциации. Категорию продавцов составляют страховые и перестраховочные компании. В качестве покупателей выступают страхователи - физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем или иным продавцом. Посредниками между продавцами и покупателями являются страховые агенты и страховые брокеры, своими усилиями содействующие заключению договора страхования.

Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, - страховая услуга. Она может быть представлена физическому или юридическому лицу на основе договора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании). В тех случаях, когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхование носит обязательный характер. Акт купли-продажи страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.

В условиях кризиса платежеспособный спрос на страхование падает - сказывается уменьшение собственных доходов россиян, повсеместно снижение затрат, сокращение штатов компаний-страхователей и непрофильных расходов.

Российский страховой рынок в 2009 г. потеряет в объеме 8-11%, сократившись до 490-510 млрд. руб. (без учета ОМС), однако некоторые сегменты страхования на фоне общего падения сохраняет перспективность и продолжат развиваться. К такому выводу пришла маркетинговая компания MARCS в своем исследовании российского страхового рынка, проведенного в конце 2008г.

СБОРЫ БОЛЬШЕ НЕ РАСТУТ.

В 2008 г. страховой рынок сохранил динамику роста, но развивался уже не столь активно, как в предыдущем году. Аналитики MARCS, основываясь на данных ФССН, отмечают - объем собранных премий (по всем видам страхования) достиг 946,2 млрд. руб., а объем выплат увеличился до 622,7 млрд. руб., что соответствует темпам роста в 22% и 29% соответственно (против 27% и 37% в 2007г.). Точка перелома, изменившая восходящий тренд на нисходящий, пришлась на второе полугодие, когда финансовый кризис вторгся во все рынки, связанные со страхованием. Если практика предыдущих лет показывала, что по сбору премий второе полугодие традиционно являлось более продуктивным для страховых компаний, чем первое (превышение составляло 10-16%), то в 2008г. сборы за вторую половину года, согласно данным ФССН, превысили показатели первых 6 месяцев всего лишь на 1%.

Единственным сегментом, где объем премий заметно вырос к концу года, оказалось ОМС. По этому виду страхования компании собрали в первом полугодии 180,2 млрд. руб. (доля в 38% рынка), а во втором - 214,1 млрд. руб. (45%). Другими наиболее емким сектором, немного нарастившим свои объемы, стало страхование имущества - сборы, в первом полугодии составившие 155,6 млрд. руб. (33% рынка), потом увеличились до 160 млрд. руб. (34%). В то же время в аутсайдерах, уменьшивших сборы, оказались сегменты страхования ответственности и личного страхования. Последний вид, куда входит и ДМС, продемонстрировал наибольший регресс - во втором полугодии объем собранных премий здесь сократился почти в 2 раза.

Причина уменьшения или низкого прироста сборов проста. В условиях кризиса платежеспособный спрос на страхование падает - сказывается уменьшение собственных доходов россиян, повсеместное снижение затрат, сокращение штатов компаний-страхователей и непрофильных расходов (в частности, именно это стало поводом для сворачивания сегмента ДМС, развивающегося в основном за счет корпоративных программ). Влияет на платежеспособный спрос и сокращение самой базы для реализации страховок - недоступность банковских кредитов затруднила покупку недвижимости, автомобилей, а многие бизнесы, ранее пользовавшиеся услугами страховых компаний, ограничили или вовсе свернули свою деятельность.

Кстати, сокращение сборов страховых компаний уже отразилось на общем уровне выплат: во втором полугодии этот показатель вырос на 12% в целом по рынку, а самое заметное увеличение показал сегмент личного страхования - в 2,6 раза по сравнению с первым полугодием На основе данных ФССН.. «Однако, то, что объемы выплаченных средств растут, и страховщики продолжают выполнять свои обязательства, говорит о добросовестности большинства наших страховых компаний. Останется ли стремление и будет ли возможность в срок и в докризисных объемах осуществлять выплаты на прежнем уровне, покажут уже первые месяцы 2009г.», - пояснил руководитель проекта MA MARCS Алексей Харь.

ТРЕТЬ РЫНКА - НА ЧЕТВЕРЫХ.

Несмотря на то, что в Едином государственном реестре субъектов страхового дела зарегистрировано 786 страховых организаций, состояние рынка определяет лишь небольшое число лидеров. Согласно расчетам MARCS, объем премий (без учета ОМС), которые собирает 20 ведущих страховых компаний страны, составляет 635% от общего объема, а выплаты, осуществляемые этими же игроками, занимают долю в 70%. Причем почти треть рынка приходится на четверых его участников - «Росгосстрах» (11% от всех оборотов), «Ингосстрах» (8%), «СОГАЗ» (7%), и «РЕСО-Гарантия»(5%). На основе данных ФССН.

Главный вопрос для страховых компаний звучит так: насколько серьезно сократится спрос на услуги страхования и какие продукты останутся востребованными.ряд участников рынка в 2008 году уже отметили снижение финансовых возможностей страхователей и их стремление к экономии. «И индивидуальные, и корпоративные клиенты стали считать деньги и более жестко относится к своим расходам, - говорит замдиректора по маркетингу и продажам страховой компании «АИГ Лайф» Елена Бутарова. - Некоторые компании стали переходить на бюджетные программы страхования либо вообще отказались от них, а часть потребителей заменила полисы ДМС страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни».

Согласно проведенным MARCS опросам, от скорой и поликлинической помощи в структуре полиса ДМС готовы отказаться примерно по 20% среди физических и юридических лиц. Стоматологию и стационарную помощь могут исключить 22% компаний и 28% населения. Интересно также то, что физические и юридические лица намерены экономить по-разному: первые готовы оплачивать половину полиса ДМС при условии, что остальные расходы возьмет на себя работодатель, а вторые - нет.

По данным ФССН за 1-й квартал, потери рынка составили 7,9%. Таким образом, прогноз MARCS сбудется с высокой долей вероятности, т.к. в 1-м квартале спад традиционно ниже среднегодового из-за высокой активности перезаключения договоров (характерно, как для рынка в целом, так и для отдельных сегментов). Что касается отдельных видов страхования, соотношение «прогноз MARCS/факт» следующее:

Виды страхования

Прогноз MARCS

Данные ФССН за 1-й квартал

Комментарии

Личное страхование

-9%

-6,7%

Отклонения характерны для показателей рынка в целом

Страхование ответственности

+1,6%

+2,2%

Страхование имущества

-10,8%

-10,8%

Отклонения нет, но в будущих периодах возможен более сильный спад

ОСАГО

+1,8%

-2,5%

Участвовавшие в опросе респонденты недооценили свои возможности в 2009 г.: % отказавшихся от использования автомобиля оказался выше, чем предполагалось.

Чтобы преодолеть экономические трудности, страховым компаниям придется действовать в нескольких направлениях. Во-первых, применить самый простой и распространенный сегодня инструмент сокращения издержек и персонала, во-вторых, провести оптимизацию бизнеса (в том числе оптимизацию выплат), в-третьих, провести реструктуризацию продуктового портфеля и твердо отказаться от его неприбыльных составляющих. В-четвертых, научиться четко, фокусировать страховые программы на целях клиентов.