2.4 Методика оценки доходов бюджета ПФР
Оценка финансового состояния системы обязательного пенсионного страхования на долгосрочную перспективу осуществляется в блоке расчетов поэтапно (рис. 4).
Расчет доходов пенсионной системы производится на основе следующих исходных параметров:
1) прогнозные данные о состоянии рынка труда, являющиеся результатом
расчетов в демографическом модуле;
2) данные о распределении численности наемных работников по уровню заработной платы, используемые для определения объемов поступлений в пенсионную систему с фонда оплаты труда наемных работников. В расчетах предусмотрено дифференцированное распределение по уровню заработной платы отдельно для наемных работников, занятых в сельскохозяйственном производстве и для остальных наемных работников. В модели используется допущение о том, что наемный работник в течение всей трудовой деятельности может переходить из одной доходной группы в другую;
3) данные о распределении численности индивидуальных предпринимателей по уровню дохода, используемые для расчета поступления ЕСН в федеральный бюджет для финансирования базовой части трудовой пенсии;
4) данные о распределении численности адвокатов по уровню дохода, используемые для расчета поступления ЕСН в федеральный бюджет для финансирования базовой части трудовой пенсии;
5) оценка ожидаемого коэффициента сбора единого социального налога и страховых взносов;
6) оценка ожидаемого коэффициента льготности (или облагаемости), используемая при расчете поступлений страховых взносов и ЕСН.
Рис. 4. Структура блока доходов модели системы обязательного пенсионного страхования
Расчет доходной части баланса проводится в соответствии с положениями федеральных законов № 117-ФЗ от 05 августа 2000 г. «Налоговой кодекс Российской Федерации. Часть вторая», № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», № 198-ФЗ от 31 декабря 2001 г. «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», № 57-ФЗ от 29 мая 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Доходы Пенсионного фонда России формируются за счет поступлений от наемных работников и самозанятого населения.
где I - доходы, IN - доходы накопительной составляющей пенсионной системы; IDS - доходы распределительной составляющей пенсионной системы; IB - доходы на формирование базовой части пенсии; IS - доходы на формирование страховой части пенсии; FPSL - суммарные поступления фиксированного платежа от адвокатов на формирование страховой части трудовой пенсии; FPSIE - суммарные поступления фиксированного платежа от индивидуальных предпринимателей на формирование страховой части трудовой пенсии; FPNL - суммарные поступления фиксированного платежа от адвокатов на формирование накопительной части трудовой пенсии; FPNIE - суммарные поступления фиксированного платежа от индивидуальных предпринимателей на формирование накопительной части трудовой пенсии; HW - сокращенное обозначение термина «наемные работники за вычетом работающих в организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции»; A0 - сокращенное обозначение термина «работающих в организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции»; L - сокращенное обозначение термина «адвокаты»; IE - сокращенное обозначение термина «индивидуальные предприниматели».
Моделью предусматривается осуществление за наемных работников (включая работающих в организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции) следующих видов отчислений:
-единого социального налога на финансирование базовой части трудовой
пенсии;
-страховых взносов на формирование страховой части трудовой пенсии;
-страховых взносов на формирование накопительной части трудовой пенсии.
Поступления от наемных работников рассчитываются с применением дифференцированных ставок взносов для различных возрастных групп. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» расчеты осуществляются по трем возрастным группам:
-мужчины, женщины моложе 1967 г.р.;
-мужчины 1953-1966 г.р., женщины 1957-1966 г.р.;
-мужчины 1952 г.р. и старше, женщины 1956 г.р. и старше.
Для указанных категорий застрахованных лиц установлены различные ставки отчислений на страховую и накопительную части пенсии (на базовую часть они идентичны). В процессе расчетов пропорции между ставками отчислений могут быть по желанию пользователя сохранены или изменены в произвольном порядке.
где IPB - единый социальный налог на финансирование базовой части пенсии; IPS - страховые взносы на финансирование страховой части пенсии; IPN - страховые взносы на финансирование накопительной части пенсии; IG - доходы группы, TR - ставка единого социального налога; TIP - ставка страховых взносов; TIPSJ - ставка страховых взносов на страховую часть пенсии в зависимости от пола и года рождения застрахованного лица; A - отчисления на накопление, G - собираемость страховых взносов; T - процент облагаемого фонда оплаты труда.
В модели предусмотрена возможность индексации шкалы регрессии ЕСН и страховых взносов в любом году прогнозного периода по следующим вариантам:
-индексация шкалы регрессии с поддержанием эффективного тарифа на уровне заданного года;
-индексация шкалы регрессии с постепенным увеличением границ на заданную величину;
-индексация шкалы регрессии с изменением границ шкалы в произвольном порядке;
-отмена шкалы регрессии и введения ее в произвольно выбранном году.
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели и адвокаты уплачивают в пенсионную систему страховые взносы в виде фиксированного платежа на формирование страховой и накопительной частей пенсии. Модель предусматривает возможность осуществления расчетов с учетом уплаты фиксированного платежа трех видов: в минимальном, среднем и максимальном размерах. Индексация величины фиксированного платежа может производиться по темпам роста средней заработной платы, инфляции или любому другому произвольно выбранному показателю (как с учетом индексации шкалы регрессии ЕСН и страховых взносов, так и без учета), причем каждый элемент фиксированного платежа может индексироваться собственными темпами.
(8) FP = FPmin + FPaverage + Fpmax,
где FP - суммарные поступления фиксированного платежа; FPmin - поступления от индивидуальных предпринимателей, уплачивающих фиксированный платеж в минимальном размере; FPaverage - поступления от индивидуальных предпринимателей, уплачивающих фиксированный платеж в среднем размере; FPmax - поступления от индивидуальных предпринимателей, уплачивающих фиксированный платеж в максимальном размере.
Отчисления категорий самозанятого населения в виде фиксированного платежа направляются на формирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в пропорции, установленной для минимального фиксированного платежа в базовом году. Однако модель предусматривает возможность изменения долей, направляемых на финансирование различных составляющих пенсии, а также учет при этом возраста застрахованного лица.
Результативными показателями доходного блока являются:
-доходы с фонда оплаты труда наемных работников (за вычетом сельхозработников) на финансирование каждой из составляющих частей трудовой пенсии;
-доходы с фонда оплаты труда наемных работников, занятых в производстве сельхозпродукции, на финансирование каждой из составляющих частей трудовой пенсии;
-эффективный тариф с оплаты труда наемных работников;
-поступления от индивидуальных предпринимателей и адвокатов на финансирование каждой из составляющих частей трудовой пенсии.
Эффективный тариф определяется в соответствии с приводимыми формулами.
где ETFB - эффективный тариф базовой части пенсионной системы; ETFS - эффективный тариф страховой части пенсионной системы; ETFN - эффективный тариф накопительной части пенсионной системы; SETF - суммарный эффективный тариф; WBf - фонд оплаты труда в фактических ценах.
На основе этих данных формируется обобщающая таблица доходов, которая впоследствии используется при расчете баланса пенсионной системы.
- Введение
- 1 Общие принципы моделирования
- 2 Модель актуарного оценивания системы обязательного пенсионного страхования России
- 2.1 Задачи и структура актуарной модели ПФР
- 2.2 Методы актуарного моделирования демографических показателей развития пенсионной системы
- 2.3 Прогнозирование макроэкономической ситуации
- 2.4 Методика оценки доходов бюджета ПФР
- 2.5 Методика оценки расходной части бюджета ПФР
- Тема 10: Актуарная оценка развития современной пенсионной системы России
- Тема 10. Актуарная оценка перспектив развития пенсионной системы России.
- 4.3. Законодательное обеспечение актуарной деятельности
- 2. Актуарная оценка уровня развития пенсионной системы
- 4.2. Актуарная модель и системные проблемы
- 4.1. Актуарные методы - важнейшее условие обоснования пенсионного страхования
- 4.4. Задачи и структура актуарной модели пфр
- 4.5. Перспективные проблемы актуарного моделирования пенсионной системы рф
- 4.1. Зарубежная практика актуарного моделирования в пенсионном страховании