logo search
Кредитование малого бизнеса (по материалам Читинского отделения Сбербанка России №8600)

1.1 Роль и значение малого бизнеса в экономике

Особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет малое предпринимательство.

В соответствии с Федеральными законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале доля участия субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений) благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической сфере - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В данном законе понятие субъекта малого предпринимательства претерпело некоторые изменения по сравнению с предыдущими актами посвященными малому бизнесу. Во-первых, к субъектам малого бизнеса официально отнесены граждане-предприниматели. Во- вторых, вновь подвергнут корректировке и дальнейшей дифференциации критерий численности работающих (от 30 до 100 человек, включая работающих по гражданско-правовым договорам). В-третьих, введен дополнительный критерий для некоторых видов учредителей - государства, общественных и религиозных организаций, граждан и юридических лиц, не являющихся объектом малого предпринимательства, - доля их в капитале малого предприятия не должна превышать 25%.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием вышеназванной численности работников оно лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.

Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, способны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значительный вклад в региональное развитие, конструируют и используют технические и организационные нововведения.

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется по следующим факторам:

численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;

ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращение числа безработных;

насыщением рынка потребительскими товара (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;

навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.

За последние годы увеличился вклад малых предприятий в производство продукции (выполнение работ, услуг). Если в 1997 г. объем произведенной продукции (работ, услуг) составил 303056,3 млн.руб., то в 2001 - 852705,2 млн.руб., т.е. возрос в 2,8 раза. В 2001 г. малыми предприятиями промышленности произведено 25,2% продукции, строительства 25,8%, торговли и общественного питания - 23,2%. Однако в общем объеме произведенной продукции (работ, услуг) предприятиями и организациями страны доля малых предприятий составляет всего 6%.

В 2007 г. в России зарегистрировано 952 тысяч малых предприятий и 4,7 индивидуальных предпринимателей.

Усиление роли малого предпринимательства в экономике зависит от увеличения числа малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, принимающих участие в хозяйственной деятельности.

Имеющееся число малых предприятий в стране недостаточно для усиления их роли в экономике, о чем можно судить на примере развитых стран. Так в странах - членах ЕС на 1000 жителей приходится около 30 малых предприятий, в РФ же - 6 малых предприятий.

В странах Европейского сообщества (ЕС), в США, в Японии на малые предприятия приходится около 50% в общей численности занятых. Их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) превышает 50% (таблица 1).

Таблица 1.1 Масштабы развития малого предпринимательства в России и в зарубежных странах

Страны

Количество малых фирм в 2007 г.

Число занятых млн.чел.

Доля малых фирм %

Тыс.

ед.

В расчете на 1 тыс. жителей

В общей численности занятых

ВВП

Великобритания

2930

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-54

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15777

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

952

5,65

8,1

9,6

12-13

Источник: Дабаева Л.Б. Малый бизнес в России. - М.: «Наука», 2008, стр.35.

По таблице 1.1 видно, что малое предпринимательство в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. А в составе важнейшего итогового показателя - ВВП доля малых предприятий в России составляет всего 12-13%, в то время как в развитых странах эта величина равна 50-60%.

Как показывает статистика, число малых предприятий неравномерно распределяется по федеральным округам и отдельным субъектам РФ. На 1 января 2007 г. число малых предприятий в процентах к общему числу малых предприятий страны было в федеральных округах следующее: Центральный округ - 36,7%; Северо-Западный округ - 14,5%; Южный округ - 9,7%; Приволжский округ - 15,6%; Уральский округ - 6,7%; Сибирский округ- 12%; Дальневосточный округ-4,8%.

Положительным фактором роли малого предпринимательства является увеличение числа постоянно работающих на малых предприятиях и увеличение числа индивидуальных предпринимателей, а также рост занятости населения по месту основной работы в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

В России необходимость государственной поддержки малого предпринимательства понимается далеко не всеми. Некоторыми поддержка малого бизнеса рассматривается как вредное явление, нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования.

Большей частью пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь государства, падает. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращается треть, а среди тех, чье положение оценивается как хорошее или удовлетворительное - шестая часть малых предприятий. Статистика свидетельствует, что последней надежной экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. Поддерживал их «на плаву», государство в большей мере способствует сохранению сложившегося уровня занятости населения, чем созданию заделов для расширения сферы предпринимательства.

В целом в поддержке нуждаются как «слабые», так и «сильные» малые предприятия. Первых надо поддерживать, чтобы не пополнять ряды безработных, увеличивая социальную напряженность и трансфертную нагрузку на бюджет, во-вторых - чтобы наращивать потенциал малого бизнеса, создавая «точки роста». Кому помогать в первую очередь, сильным или слабым, следует решать исходя из специфики региона, отрасли и, в немалой степени, из объема средств, выделенных на поддержку малого бизнеса.

Само понятие «помощь» подразумевает поддержку активных действий предпринимательства. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощь сама по себе не в силах обеспечить выживаемости бизнеса. Рынок должен определить неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь малому предпринимательству целесообразна и возможна. Опыт зарубежных стран показывает, что создание тепличных условий для малого бизнеса может дать противоположные результаты. В нашей стране имеется аналогичный опыт, когда поддержка крупных и небольших неэффективных предприятий не дала ожидаемых результатов.

С середины 1990-х гг. сложилась ситуация, при которой в сферах торговли, общественного питания и некоторых иных видах деятельности бизнес развивается достаточно быстро и не нуждается в специальной государственной поддержке. А в других сферах (производство, инновационная деятельность и др.), предпринимательство может реализовать свои потенциалы лишь при условии целенаправленного содействия со стороны государственных структур.

Исходя из мирового опыта, государственная поддержка малого бизнеса лишь там приносила ощутимые плоды, где главным условием ее предоставления являлись конкретные цели и результаты, к которым стремились малые предприятия, а не принадлежность к данной категории хозяйственных субъектов сама по себе. Например, отличной чертой системы государственной поддержки малого бизнеса в Японии является временный характер мер по развитию приоритетных направлений в бизнесе. Устанавливаемые на год и более приоритеты могут впоследствии изменяться. Подобная стратегия позволяет сконцентрировать внимание частного сектора на «точках роста» в экономике и быстрыми темпами достичь ощутимых результатов. Такой подход необходим и в нашей стране.

Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. В российских условиях такой вид поддержки чреват злоупотреблениями, поэтому его использование должно быть строго регламентировано и открыто для общественности.

Сведение государственной поддержки только к прямой финансовой поддержке или налоговому стимулированию не столько развивает предпринимательскую инициативу, сколько содействует закреплению иждивенческих настроений.

Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том, чтобы поддержать их любой ценой, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка.

Развитие малого бизнеса - это особая сравнительно новая тенденция в развитии экономики регионов. Сегодня уже не вызывает сомнения, что малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Развитие малого и среднего бизнеса несет в себе множество важных преимуществ:

увеличение числа собственников, а значит формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в обществе;

рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на рабочем месте;

разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые фирмы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса нередко вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

-ликвидация монополии производства, создание конкурентной среды; являются своего рода глобальной финансово-экономической сетью, объединяющей экономику страны в целое.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство потребительских товаров и услуг.