logo search
Кредитная политика банка

1.3. Этапы кредитования

Этапы кредитования являются одним из наиболее важных вопросов в управлении кредитными операциями банка, так как здесь и находят свое применение все наработки банка по снижению риска, поддержанию ликвидности и получению максимальной прибыли.

Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:

- рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;

- изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде

- подготовка и заключение кредитного соглашения;

- контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.

Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.

Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы - необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.

В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.

1. Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

2. Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать: описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке; отраслевой и рыночный прогнозы; планы маркетинга; план производства; план менеджмента; финансовый план.

Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет кредитному инспектору не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

Следующим этапом является интервью с клиентом. В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 - 5 группам. Это: сведения о клиенте и его компании; вопросы по поводу просьбы о кредите; вопросы, связанные с погашением кредита; вопросы по поводу обеспечения займа; вопросы о связях клиента с другими банками.

После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика. При этом кредитный инспектор должен решить, кто из работников отдела лучше подходит для проведения экспертизы. Например, если речь идет об оценке обеспечения, предложенного клиентом, то требуется заключение опытного аналитика, так как оценка имущества представляет сложную процедуру. Если же требуется получить сведения у кредитного агентства, то этим может заняться менее квалифицированный работник. Эффективность работы кредитного инспектора определяется его умением давать поручения тем служащим банка, которые наилучшим образом подходят для этого.

При анализе кредитоспособности используются разные источники информации:

- материалы, полученные непосредственно от клиента;

- материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;

- сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки и т. д.);

- отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т. п.).

Эксперты отдела кредитоспособности прежде всего обращаются к архивам своего банка. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях.

Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материал о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т. д. Торговые партнеры компании сообщают данные о размерах предоставленного ей коммерческого кредита, и по этим данным можно судить о том, использует ли клиент эффективно чужие средства для финансирования оборотного капитала.

Для оценки кредитоспособности предприятия коммерческие банки используют раз-личные методы финансового анализа состояния заемщика. Многочисленные аспекты финансового анализа, будучи соединенными в систему, отра-жают способность клиента своевременно и в пол-ном размере погашать свой долг.

Полный финансовый анализ предприятия скла-дывается из трех частей: анализа его финансо-вых результатов, финансового состояния и дело-вой активности. При этом необходимо учитывать, что содержание и акценты финансового анализа деятельности предприятия зависят от цели его проведения. В случае, когда анализ проводится самим предприятием для выявления своих "сла-бых мест", возможностей повышения эффектив-ности деятельности, устранения ошибок в произ-водственном процессе и определения дальней-шего направления развития, указанные состав-ные части детализируются до очень мелких ас-пектов функционирования предприятия. Однако для банка нет необходимости проводить финан-совый анализ предприятия с такой степенью де-тализации, поскольку при кредитовании главной целью банка является оценка кредитоспособнос-ти заемщика и перспектив устойчивости его фи-нансового положения на срок пользования кре-дитом.

При оценке кредитоспособности заемщика банк предусматривает и такую ситуацию, когда клиент не сможет вернуть долг. Для страхования риска непогашения ссуды банк запрашивает различного рода обеспечение кредита. Однако в мировой практике считается, что банкир не должен предо-ставлять кредит, если у него есть предчувствие того, что придется реализовать обеспечение. Та-ким образом, обеспечение является страховкой на случай непредвиденного ухудшения положения клиента, тогда как при нормальном состоянии бизнеса клиента кредит будет погашаться по мере осуществления хозяйственного цикла.

Основное внимание при определении креди-тоспособности сосредотачивается на показателях, характеризующих способность заемщика обеспе-чить погашение кредита и уплату процентов по нему.

Финансовое состояние предприятия опреде-ляет его способность погашать долговые обяза-тельства; оно является результатом взаимодействия всех элементов системы финансовых отно-шений предприятия и поэтому определяется со-вокупностью производственно-хозяйственных фак-торов.

При оценке кредитоспособности предприятия основные задачи состоят в анализе его платежес-пособности и ликвидности баланса; структуры, состояния, и движения активов; источников средств, их структуры, состояния и движения; аб-солютных и относительных показателей финансо-вой устойчивости и изменений ее уровня.

Наиболее важными для оценки кредитоспособ-ности являются показатели ликвидности баланса и обеспеченности заемщика собственными источ-никами средств.

Основной источник информации для осуще-ствления анализа финансового состояния пред-приятия - это форма №1 для годовой и перио-дической бухгалтерской отчетности предприятия "Бухгалтерский баланс" и форма №2 для годовой и квартальной бухгалтерской отчетности "Отчет о финансовых результатах".

Анализ кредитоспособности предприятия-за-емщика разбивается на два основных этапа:

1. Общий анализ кредитоспособности заемщика, результатом которого является составление описания финансового состояния предпри-ятия-заемщика с указанием специфических осо-бенностей предприятия и оценкой его финансо-вого положения.

2. Рейтинговая оценка предприятия-за-емщика, дающая стандартную оценку финансо-вого состояния предприятия и позволяющая срав-нивать его с другими заемщиками. Рассмотрим подробнее названные этапы.

На этапе общего анализа кредитоспособности, чтобы получить описание фи-нансового состояния заемщика, нужно: составить агрегированный баланс предприятия; рассчитать систему финансовых коэффициентов на основе аг-регированных показателей баланса и провести их анализ; оценить деловую активность предприятия; сделать прогноз финансового состояния предпри-ятия с помощью статистических моделей.

Агрегированный баланс предприятия-заем-щика основан на его обычном балансе (Приложение 1). Рассчитанные показатели агрегирован-ного баланса будут далее использоваться в оцен-ке различных аспектов кредитоспособности пред-приятия.

Важную роль в оценке кредитоспособности предприятия играют также агрегированные пока-затели "Отчета о прибылях и убытках" (Приложение 1).

Для проведения дальнейшего анализа креди-тоспособности предприятия используется систе-ма финансовых коэффициентов, состоящая из пяти групп показателей: коэффициенты финансового левереджа; коэффициенты эффективности или обо-рачиваемости; коэффициенты прибыльности; ко-эффициенты ликвидности: коэффициенты обслу-живания долга.

Каждая из перечисленных групп показателей отражает какой-либо аспект кредитоспособности предприятия (Формулы расчета этих показателей приведены в Приложении 2).

Коэффициенты финансового левереджа характеризуют соотношение собственно-го и заемного капитала клиента. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Если предприятие на каждый рубль собственных средств привлекает более рубля заемных средств, это свидетельствует о снижении его финансовой ус-тойчивости.

Коэффициенты эффективности, или оборачи-ваемости, рассчитываются в дополнение к коэффициентам ликвидности. Динамика коэф-фициентов оборачиваемости помогает оценить при-чину изменений коэффициентов ликвидности. На-пример, увеличение ликвидности предприятия может произойти за счет увеличения краткосроч-ной дебиторской задолженности. Если при этом снижается оборачиваемость, это свидетельствует о негативных тенденциях в работе предприятия, то есть невозможности повышения его класса кредитоспособности.

Коэффициенты прибыльности харак-теризуют эффективность работы собственного и привлеченного капитала предприятия. Они явля-ются существенным дополнением к коэффициен-там финансового левереджа. Например, при по-вышении прибыльности работы предприятия ухуд-шение коэффициентов левереджа не означает понижения класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента.

Коэффициенты ликвидности показы-вают, способен ли в принципе заемщик рассчи-таться по своим обязательствам, а также какая часть задолженности организации, подлежащая возврату, может быть погашена в срок. Для этого сопоставляются активы, сгруппированные по сро-кам, с соответствующими (по срокам) обязатель-ствами. Значение коэффициента ликвидности не должно быть меньше единицы. Если для опреде-ленной по срочности группы активов и пассивов коэффициент больше единицы, это означает, что предприятие располагает средствами для пога-шения своих долговых обязательств в избыточ-ном количестве. Анализируя баланс на ликвидность, можно оценить возможности заемщика быстро ре-ализовать средства по активу и срочно покрыть его обязательства по пассиву.

По степени ликвидности все активы можно разделить на три класса. К первому классу отно-сятся активы, уже находящиеся в денежной фор-ме (агрегат в балансе А2). Это - остатки денеж-ных средств в рублевой и валютной кассе, остат-ки денежных средств на расчетных счетах пред-приятия и прочие денежные средства. Ко второму классу ликвидных активов относится дебиторская задолженность краткосрочного характера, обуслов-ленная нормальным течением производственного цикла, а также краткосрочные финансовые вложе-ния (векселя первоклассных векселедателей, госу-дарственные ценные бумаги (агрегаты А4 и А6)). Третий класс ликвидных активов образуют запа-сы товарно-материальных ценностей, готовой продукции, а также дебиторская задолженность долгосрочного характера и прочие активы (аг-регат А5).

Коэффициент обслуживания долга К17 опре-деляется как отношение выручки от реализации к задолженности перед банком П12/(П2 + ПЗ). Он показывает, какая часть прибыли используется для проплаты процентных платежей по долгу: чем больше эта часть, тем ниже кредитоспособность клиента, поскольку меньшая часть прибыли направ-ляется на капитализацию и другие цели развития предприятия.

Финансовое положение предприятия обуслав-ливается в немалой степени и его деловой активно-стью. В критерии деловой активности предприя-тия включаются показатели, отражающие качествен-ные и количественные стороны развития его де-ятельности: объем реализации продукции и услуг, широта рынков сбыта продукции, прибыль, вели-чина чистых активов. В мировой практике с этой целью используется "золотое правило экономики предприятия", в соответствии с которым рассмат-риваются следующие величины: Тбп - темпы роста балансовой прибыли; Тр - темпы роста объема реализации; Тк - темпы роста суммы активов (основного и оборотного капитала) предприятия. Оптимальным является следующее соотношение указанных величин:

Тбп > тр > тк > 100%.

Более высокие темпы роста прибыли по срав-нению с темпами роста объема реализации сви-детельствуют об относительном снижении издер-жек производства, что отражает повышение эко-номической эффективности предприятия.

Более высокие темпы роста объема реализа-ции по сравнению с темпами роста активов пред-приятия (основного и оборотного капитала) сви-детельствуют о повышении эффективности исполь-зования ресурсов предприятия.

Соблюдение "золотого правила" означает, что экономический потенциал предприятия возраста-ет по сравнению с предыдущим периодом.

В процессе принятия управленческого реше-ния о выдаче кредита используется ряд класси-фикационных моделей, отделяющих фирмы-банк-роты от устойчивых заемщиков и прогнозирующих возможное банкротство фирмы-заемщика. Такие модели являются средством систематизации ин-формации и способствуют принятию окончатель-ного решения о предоставлении кредита и конт-роля за его использованием. Наиболее распрос-траненными являются "Z-анализ" Альтмана и Модель надзора за ссудами Чессера.

"Z-анализ" был введен Альтманом, Хальдеманом и Нарайаной и представлял собой модель выявления риска банкротства корпораций.

Цель "Z-анализа" - отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к фирмам-банкротам, либо к успешно действующим фирмам. Линейная модель Альтмана, или уравнение Z-оценки, выгля-дит следующим образом:

Z = 1,2 Х1 + 1,4 Х2 + 3,3 Х3 + 0,6 X4 + 1,0 X5

Правило разделения фирм на группы успеш-ных и банкротов следующее:

если Z < 2,675, фирму относят к группе бан-кротов;

если Z > 2,675, фирму относят к группе ус-пешных;

при значении Z от 1,81 до 2,99 модель не работает, этот интервал - "область неведения".

Принимая за основу составленный ранее аг-регированный баланс, переменные для уравнения Z -оценки рассчитывают следующим образом:

Данную количественную модель в процессе анализа можно использовать как дополнение к ка-чественной характеристике, данной служащими кре-дитных отделов. Однако она не может заменить качественную оценку. Модель и получаемые по-средством нее Z-оценки могут послужить ценным инструментом определения общей кредитоспособ-ности клиента.

Хотя одной из важнейших задач банковских служащих является оценка политики и эффектив-ности управленческой деятельности на предприя-тии, но прямая оценка - трудная задача, поэтому прибегают к косвенной - путем анализа относи-тельных показателей, отражающих не причины, а симптомы. Однако, выявляя аномальные значения показателей, кредитный аналитик может очертить проблемные области и выявить причины возника-ющих проблем.

Фактически коэффициенты Z-оценки содержат элемент ожидания. Это означает, что если Z-оценка некоторой компании находится ближе к показате-лю средней компании-банкрота, то при условии продолжающегося ухудшения ее положения она обанкротится. Если же менеджеры компании и банк, осознав финансовые трудности, предпринимают шаги, чтобы предотвратить усугубление ситуации, то банкротства не произойдет, то есть Z-оценка является сигналом раннего предупреждения.

Таким образом, модель Альтмана пригодна для оценки общей деятельности компании.

Модель надзора за ссудами Чессера прогнозирует случаи невыполнения клиентом ус-ловий договора о кредите. При этом под "невы-полнением условий" подразумевается не только непогашение ссуды, но и любые другие отклоне-ния, делающие ссуду менее выгодной для креди-тора, чем было предусмотрено первоначально. Переменные, входящие в модель, могут рассчи-тываться на основании данных составленного ра-нее агрегированного баланса, что показано ниже.

В модель Чессера входят следующие шесть переменных:

Оценочные показатели модели следующие:

у = -2, 0434 + (-5, 24Х1) + О, 0053Х2- 6, 6507Х3 +

+ 4,4009Х4 - О, 0791Х5 - О, 1020Х6.