41. Роль и место мвф в международных валютно‑кредитных отношениях
Предоставление кредитов Фондом странам – членам связано с выполнением ими определенных политико – экономических условий. МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны – заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной – заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Она называется «программа экономической реформы», то есть набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить восстановление равновесия платежного баланса и гарантировать своевременное погашение долга.
Для предоставления кредитов странам-членам используется не весь капитал МВФ, а только узкий круг валют, главным образом определяемые время от времени Фондом «свободно используемые валюты». МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам – членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.
Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ — в пределах 25% квоты, называется «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.
В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Механизм расширенного финансирования предназначен для предоставления валютных средств странам–членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости – до четырех лет.
Существуют также специальные кредитные механизмы. Получение странами – членами Фонда средств по линии специальных механизмов – это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:
• Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, предназначенный для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами.
• Механизм финансирования буферных (резервных) запасов. Имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы.
• Механизм финансирования системных преобразований. Введен с целью оказания поддержки странам, осуществляющим переход к рыночной экономике.
• Дополнительный резервный механизм. Введен для предоставления средств странам – членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золотовалютных резервов страны.
• Чрезвычайные кредитные линии. Предоставление кредитов странам – членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса вследствие возможного
негативного воздействия ситуации на мировых рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся вне сферы их контроля.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения
- 1.Валютная система: понятие, виды и эволюция
- 1. Валютная система как форма организации валютных отношений
- 2. Виды валютных систем
- 3. Структурообразующие элементы мировой, региональной и национальной валютных систем
- 4. Эволюция мировой валютной системы и факторы ее обуславливающие
- 5. Этапы эволюции мировой валютной системы
- 6. Черты Парижской валютной системы
- 7. Основы Генуэзской валютной системы
- 8. Сущностные принципы Бреттон-Вудской валютной системы
- 9. Особенности Ямайской валютной системы
- 10. Современные концепции трансформации мировой валютной системы
- 11. Региональная валютная система как следствие валютной интеграции
- 12. Валютная система ес как закономерный результат интеграционных процессов в Европе
- 13. Римский договор: цель и итоги
- 14. «План Вернера»: последовательность реализации и достигнутые результаты
- 15. Механизм функционирования Европейской валютной системы 80-х годов XX века
- 16. «План Делора» и Маастрихтский договор
- 17. Современный этап развития валютной и экономической системы ес
- 18. Национальная валютная система рф
- 19. История развития российской валютной системы
- 20. Характеристика валютной системы России на современном этапе
- 2.Валютный рынок: функциональное назначение, участники и виды
- 21. Понятие валютного рынка с экономической, институциональной и организационной точек зрения
- 22. Функции валютного рынка
- 23. Классификация валютного рынка: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по степени организованности, по срокам осуществляемых валютных операций и пр.
- 24. Участники валютного рынка и их характеристика
- 26. Валюта и валютные ценности как объекты валютного рынка
- 28. Ценообразование на валютном рынке
- 29. Валютный курс как стоимостная категория
- 30. Целесообразность исчисления валютного курса
- 31. Режим валютного курса: понятие и виды
- 32. Конъюнктурные и структурные факторы, влияющие на формирование валютного курса
- 34. Теории регулирования валютных курсов и их основные положения
- 3.Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации
- 35. Цели, принципы функционирования и характеристика международных и региональных валютно-кредитных и финансовых институтов
- 36. Причины возникновения и предпосылки развития международных и региональных валютно‑кредитных и финансовых организаций, их роль в мировой экономике
- 37. Международный валютный фонд (мвф)
- 38. Цель учреждения и функционирования мвф
- 39. Организационная структура мвф
- 40. Формирование ресурсов мвф
- 41. Роль и место мвф в международных валютно‑кредитных отношениях
- 42. Основные направления деятельности мвф
- 43. Группа Всемирного банка, ее характеристика и структура
- 44. Банк международных расчетов: цели создания, задачи, функции, роль в мировой валютной системе
- 45. Региональные валютно-кредитные и финансовые организации: особенности функционирования в современных условиях